Файл: Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальная комиссия
Методические рекомендации
по организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Сборник
методических и информационных материалов
Екатеринбург
2014
Настоящее издание представляет собой сборник теоретических и практических материалов по проблеме семейного неблагополучия. Брошюра может быть использована не только как источник управленческой информации, но и как пособие при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Предназначено для руководителей и сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, функцией которых является защита прав детей.
Содержание
1 | Введение | |
2 | Нормативно-правовая база обеспечения профилактической работы | |
3 | Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. | |
Введение
I. Общие положения
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволил систематизировать различные нормы, регулирующие вопросы профилактики правонарушений, описать единую систему органов и учреждений, осуществляющих профилактическую деятельность.
Статьей 2 вышеназванного Федерального закона закреплены основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к ним, конфиденциальность полученной информации.
Законодателем создан специфический инструмент профессиональной профилактической работы, получивший название
«индивидуальная профилактическая работа».
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, воспитания, ресоциализации.
Практика показала, что наиболее существенным недостатком профилактической работы с несовершеннолетними во многих случаях является ее формализм. Ему в большей степени подвержена индивидуальная профилактическая работа, осуществление которой связано с деятельностью, затрагивающей права и интересы граждан, требующей специальных правовых знаний и психолого-педагогических навыков.
В связи, с чем в Федеральном законе № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» точно определены условия организации и проведения индивидуальной профилактической работы.
II. Категории несовершеннолетних и семей, в отношении которых
профилактическая работа осуществляется на основе программ индивидуальной профилактической работы
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых ими утверждены программы индивидуальной профилактической работы.
Категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа на основе программ, утвержденных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии (ст. 84 Уголовного кодекса РФ) или в связи с изменением обстановки (ст. 80.1. Уголовного кодекса РФ)
, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса РФ);
2) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79 Уголовного кодекса РФ), освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии (ст. 84 Уголовного кодекса РФ) или в связи с помилованием (ст. 85 Уголовного кодекса РФ);
3) получившие отсрочку отбывания наказания (ст. 82 Уголовного кодекса РФ) или отсрочку исполнения приговора (ст. 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
4) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
5) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 Уголовного кодекса РФ) и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса РФ);
6) осужденные условно (ст. 73 Уголовного кодекса РФ), осужденные к обязательным работам (ст. 49 Уголовного кодекса РФ), исправительным работам (ст. 50 Уголовного кодекса РФ) или иным мерам наказания (штраф), не связанным с лишением свободы (ст. 44 Уголовного кодекса РФ);
7) несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении
( лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия в ред. Областного закона от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ)
И семьи, находящиеся в социально опасном положении
( семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними в ред. Областного закона от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ);
8) иные несовершеннолетние в случае, если субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ходе осуществления в течение года индивидуальной профилактической работы с данными несовершеннолетними не достигнуты основные цели и задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К ним относятся несовершеннолетние, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и состоящие на учете в органах внутренних дел.
Органы управления здравоохранением в соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не имеют право предоставлять информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Таким образом, сведения в отношении несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, предоставляются органами внутренних дел.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, являются вышеуказанные обстоятельства, если они зафиксированы в следующих документах:
1) приговор, определение или постановление суда;
2) постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
3) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений (по справкам ВК);
4) карта персонифицированного учета на несовершеннолетнего, находящего в социально опасном положении.
III. Органы и учреждения, участвующие в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Областным законом от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» и постановлением Правительства Свердловской области от 26 марта 2004 года № 206-ПП « Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении и порядка их заполнения в Свердловской области» в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним участвуют должностные лица, иные уполномоченные лица органов и учреждений, в пределах своей компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
IV. Порядок разработки и реализации программ индивидуальной профилактической работы
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организуют в пределах своей компетенции индивидуальную профилактическую работу и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и незамедлительно принимают меры по направлению в комиссию персональных материалов в отношении несовершеннолетних вышеназванной категории.
При постановке несовершеннолетних в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции на учет по обстоятельствам, предусмотренным в подпунктах 7 - 14 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудники в соответствии с ведомственными нормативными актами выясняют:
-
особенности личности и окружения подростка, -
условия семейного воспитания, -
причины и условия, вследствие которых несовершеннолетний оказался в социально опасном положении.
После чего персональные материалы направляются сопроводительным письмом в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для утверждения программ индивидуальной профилактической работы (сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в отношении подростков, осужденных условно, к обязательным работам или исправительным работам, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в отношении иных подростков).
Персональные материалы в отношении указанных несовершеннолетних должны содержать:
1) сведения о несовершеннолетнем, родителях (законных представителях) и иных членах его семьи;
2) характеристику семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
3) анализ причин и условий, вследствие которых несовершеннолетний оказался (находится) в социально опасном положении;
4) сведения о дате и основаниях постановки несовершеннолетнего на учет;
5) предложения о мерах по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и (или) по предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий.
В отношении иных несовершеннолетних, состоящих на учете более года, кроме вышеуказанных сведений предоставляется информация об основаниях постановки на учет с указанием обстоятельств, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», о мерах, принятых по социальной реабилитации несовершеннолетнего в период проведения с ним профилактической работы, а также о результатах