Файл: Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям
-
планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне; -
анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности; -
привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов; -
выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.
Социальная и педагогическая поддержка | Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей. Помощь в трудоустройстве родителей, в. т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости. Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке. Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь. Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье |
Коррекционная помощь | Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия с учителем - дефектологом в КЦСОН или др. учреждениях |
Медицинская помощь | Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований). Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской. Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания) |
Материальная помощь | Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства). Обеспечение топливом к зимнему периоду. Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд , фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.) |
Психологическая помощь | Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе на базе, КЦСОН, Учреждений дополнительного образования и медицинских учреждений. Организация психологической помощи по месту учебы. Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях. Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения. Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни |
Правовая помощь | Помощь в реализации родительских прав. Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам). Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования |
Признаки социального неблагополучия семьи.
Виды возможной помощи
Проблемные семьи, имеющие детей | Характеристика проблемы | Возможные признаки неблагополучия | Источники поступления информации | Возможные виды помощи и поддержки | Необходимые документы для оказания помощи |
Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей. | 1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство стыда и страха. 3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами. 4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей. 5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка | Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид | Классный руководитель, социальный педагог, соседи, ЖЭК | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы" направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд | Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей |
Многодетная семья и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей. | 1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе. 2. Родители не хотят нести ответственность за благополучие своих детей 3. Недостаток средств в семье. | Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. | Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психолога и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Наблюдение со стороны социального педагога. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам | Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, справка с места жительства родителей. |
Неполные семьи | 1. Родители не справляются с воспитанием ребенка или из-за недостатка времени, или из-за отсутствия необходимых педагогических знаний и опыта. 2. Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка, | Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. | Учителя, классные. руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания дня детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру, помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Поиск возможности привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка или ресурсов общественных организаций. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты | Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др. |
Малообеспеченная семья | Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка. | Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях, Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. | Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру" помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации) | Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др. |
Семьи, где психически больны родители | 1. Дети не имеют должного ухода. 2. Недостаток средств в семье или распределение этих средств не по назначению. 3. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию | Неухоженные дети, не владеют санитарно-бытовыми навыками. Часто бывают голодными. Не имеют необходимых школьных принадлежностей. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои. Они уходят из дома, не посещают школу, проявляют асоциальное поведение. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания), а также, носят следы физического насилия | Соседи, родственники, педагоги, социальные работники, медицинские работники, работники ПДН, правоохранительные органы | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т.д.). Социальное сопровождение семьи социальными работниками по месту жительства, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети | Акт жилищных условий, характеристика сем заявление, ходатай учителя, воспитать Ходатайство, медицинское заключение, заявление Характеристика ур усвоения программы обучения, личное л ребенка, заявление ходатайство на лишение родитель прав, справка с места жительства родителей |
Семьи, имеющие ребенка-инвалида | 1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения у родителей и ребенка. 2. Недостаток средств к существованию. | Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т.д.) | Медицинские работники, родственники, соседи, социальные педагоги, психологи, дефектологи, учителя, управление по труду и социальной защите | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации, Оказание необходимой медицинской помощи. Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т.д.). Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т.д.) | Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в орт защиты, медицинское заключение, акт обследования материально-бытовых условий жизни ид |
Семья, где временно отсутствует один из родителей | Если отсутствует мать: - дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется. Если отсутствует отец и семья испытывает недостаток средств: Признаки те же, как у тех категорий семей, которые испытывают недостаток средств | Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. | Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники. | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери. Педагогическая и психологическая поддержка детей, временно оставшихся без попечения родителей. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь, юридическое консультирование, усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация поддержки общественных организаций и родителей | |
Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; семьи в состоянии развода или после него | Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка" отсутствие близости и понимания у родителей и детей | Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, «гиперактивен» раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый, бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны | Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму | Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка |
Приемная и опекунская семья. | Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей. Недостаток средств в семье. Дети могут быть подвержены физическому и психическому насилию. | Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, «гиперактивен», раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый, бледный вид. Дети отличаются скромностью в одежде, не имеют необходимых школьных принадлежностей | Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники | Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. В случае недееспособности опекунской или приемкой семьи, возбуждения образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка в другую замещающую семью | Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра |
Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей | Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей | Ребенок подавлен" замкнут или, наоборот, «гиперактивен», раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый, бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся | ДОУ, школа, спортивная школа, кружок, секция и т.д. | | |
\
Рекомендации органам и учреждениям системы профилактики
в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Доминирующий фактор в характеристике семьи | Виды помощи семье и детям | Службы, центры, учреждения, специалисты | Необходимые документы для оказания помощи |
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи | 1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога 2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям 3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов 4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания 5. Постановка на учет в ОППН, ОВД, УВД или детскому наркологу, психиатру | ДОУ, школа, центр, служба, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д. | Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога |
Жестокое отношение к ребенку | 1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника 2. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста 3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям 4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы 5. Постановка на учет в ОППН КЦСОН, ПДН, КДН, к подростковому психиатру, наркологу 6. Привлечение родителей к работе семинаров, к беседе по тематике воспитания в семье | Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН | Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка |
Семья алкоголиков (оба родителя пьют) | 1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков) 2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам 3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе 4. Постановка семьи на учет 5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) 6. Постановка подростка на учет в ПДН 7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д. 8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения 9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации. Вечернюю школу, ПТУ и т.д. 10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости) 11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) | ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, Управление здравоохранения, врачи, службы, учителя, КДН, ПДН | Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав |
Полная семья, один из родителей пьет | 1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком 2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача 3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания 4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей 5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы 6. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости 7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым их родителей по изменению отношений в семье 8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра 9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения | подростковый психиатр, управление здравоохранения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр кризисных ситуаций детей и подростков, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков | Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление |
Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать или отец алкоголики) | 1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости 2. Наблюдения и консультации школьного психолога 3. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки 4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой целью детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав 5. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения 6. При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу | Центр кризисных ситуаций детей и подростков, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК , КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения | Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки |
Семья в состоянии развода или после развода | 1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя 2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта 3. Привлечение ребенка в кружки, секции, и т.д. 4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе 5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу 6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка 7. Помощь ребенку со стороны его окружения 8. Помощь ребенку со стороны сверстников ( по рекомендации учителя) 9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму 10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода) | ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб | Педагогическая характеристика их образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно- бытовых условий семьи, генограмма, экокарта ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога (с указанием конкретных фактов) |
Неполная семья | 1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей 2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка 3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы 4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога 5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования 6. Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.) 7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя 8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты 9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье | ДОУ; школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты | Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др. |
Отчужденность родителей из-за занятости | 1. Сопровождение ребенка социальным педагогом 2. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения 3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта. 4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания 5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка 6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель) 7. Помощь родителям с детьми в Центре "Семья" | Центры, ДОУ, образовательные учреждения, Дворец творчества | Карат семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу |
Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные | 1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы 2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов 3. Индивидуальная работа психолога с ребенком 4. Помощь ребенку в учебе учителями 5. Консультации районного психиатра 6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т.д.) 7. Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения 8. Консультация у невропатолога или психиатра | ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, психолого-медико-педагогическая комиссия, районный психиатр или невропатолог, ПДН, КДН | Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога. психиатра |
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях | 1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом 2. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем 3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом 4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения 5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения 6. Помощь со стороны окружения семьи 7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях 8. Организация воспитателями переписки детей и родителей | ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, отдел полиции, КДН, ПДН | Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАКС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения |
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними | 1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником 2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка 3. Занятия родителей и детей в семейных группах 4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты 5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. 6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе 7. Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением 8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи 9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка 10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня | ДОУ, школы, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая комиссия, родственники, друзья семьи | Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка |
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей | 1. Телефон полиции 2. Телефон КЦСОН 3. Телефон отдела опеки 4. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование | | |
ГБУ СОН СО ____________________________ Утверждено
Консилиум от «______» ______________20____ г.
(Протокол №_______ от _____________________)
Индивидуальная программа социальной реабилитации
_________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения)
Направление социальной реабилитации | Условия трудной жизненной ситуации | Задача (этап) социальной реабилитации | Планируемый результат | Срок реализации | Ответственный | Мероприятия, реализуемые другими субъектами системы профилактики (по согласованию) | Отметка о согласовании с субъектами системы профилактики |
Социально-бытовое | | | | | | | |
Социально-медицинское | | | | | | | |
Социально-педагогическое | | | | | | | |
Социально-правовое | | | | | | | |
Социально-психологическое | | | | | | | |
Социально-экономическое | | | | | | | |