Файл: Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, достигнутых в работе с ним.

При выявлении несовершеннолетнего/семьи, находящихся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики в течение
3-х дней
направляют в комиссию необходимые документы в соответствии
с Постановлением Правительства Свердловской области от 24.03.2004 № 206-ПП «Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учёта несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области».

На ближайшем заседании комиссии, принимается решение о (не)постановке несовершеннолетнего/семьи на персонифицированный учет и (не)разработке индивидуальной программы реабилитации и адаптации (далее Программа).

В ходе заседания комиссии определяется главная проблема семьи/несовершеннолетнего, устанавливаются причины возникновения социально опасного положения, определяется цель социальной реабилитации, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые являются участниками реализации мероприятий Программы.

В течение 7 календарных дней от даты Постановления комиссии органы и учреждения системы профилактики разрабатывают и направляют в территориальную комиссию утвержденные руководителем органа или учреждения предложения в Программу несовершеннолетнего/семьи с указанием конкретных сроков исполнения мероприятий и ответственных за их проведение.

После полученных предложении от субъектов системы профилактики комиссией разрабатывается Единая для всех субъектов системы профилактики района Программа индивидуально профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетним/семьей.

При разработке территориальными комиссиями Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, приоритет должен отдаваться мероприятиям индивидуальной профилактической работы, направленным на улучшение внутрисемейных отношений.

Проект программы обсуждается на заседании комиссии, где рассматриваются спорные вопросы, возникшие между органами и учреждениями системы профилактики, принимается постановление об утверждении программы индивидуальных профилактических мероприятий.


Программа должна содержать:

1) сведения о несовершеннолетнем, родителях (законных представителях);

2) основания проведения индивидуальной профилактической работы, предусмотренные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

3) характеристику причин и условий, вследствие которых несовершеннолетний оказался в социально опасном положении;

4) основные направления деятельности субъектов по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и (или) по предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий (далее – основные направления деятельности субъектов) (с указанием наименования органа или учреждения, осуществляющего данное направление деятельности).

5) меры по контролю за реализацией основных направлений деятельности субъектов;

Копия постановления комиссии направляется руководителю органов и учреждений системы профилактики, участвующих в реализации программы. В комиссии в обязательном порядке должна быть информация о направлении копии постановления и программы ИПР в органы и учреждения системы профилактики, привлеченных к работе с подростком.

Правовым основанием для начала индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление (или решение) комиссии.

Выполнение индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют в пределах своей компетенции органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как правило, расположенные в муниципальном образовании, на территории которого постоянно проживает лицо, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа.

На основании постановления комиссии и определенных в программе ИПР основных направлений деятельности разрабатывается План мероприятий проводимых в рамках реализации программы ИПР (далее - индивидуальный план мероприятий), направленный на устранение причин и условий, способствующих социально опасному положению несовершеннолетнего.

Индивидуальный план мероприятий разрабатывается и реализуется в соответствии с ведомственными правовыми актами и в пределах компетенции специалистов, а также содержит перечень конкретных мероприятий (в рамках определенного в программе ИПР направления деятельности субъекта), цели, сроки проведения.



Сведения о реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом мероприятий, направляются в комиссию в соответствии с установленными сроками.

Информация о работе с несовершеннолетним и его семьей, должна отражать сведения о проведенных мероприятиях, исходя из индивидуального плана работы и предложений по дальнейшей работе с подростком, в отношении которого реализуется программа ИПР.

Вся информация о реализации мероприятий ИПР с несовершеннолетним и его семьёй направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссия формирует накопительное (личное) дело в отношении несовершеннолетнего и его семьи, обеспечивает беспрепятственный доступ к данной информации всех исполнителей, привлеченных к реализации программы ИПР.

Накопительное (личное) дело несовершеннолетнего/семьи, находящихся в социально опасном положении, содержит такие документы, как:

- карта несовершеннолетнего/семьи, находящихся в СОП;

- персональные данные несовершеннолетних, членов семьи;

- копия постановления комиссии о постановке семьи на ПУ;

- поограмма ИПРиА, утвержденная на заседании комиссии;

- акты проверок жилищно-бытовых, социально-бытовых условий проживания несовершеннолетних/семьи;

- характеризующие материалы на несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих;

- переписка с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам ведения профилактической работы с несовершеннолетним/семьей;

- копии обзорных рапортов или информаций об исполнении мероприятий ИПРиА;

- другая информация о работе с семьей/несовершеннолетними;

- копия постановления комиссии о снятии семьи с персонифицированного учета (после окончания работы с семьей).

Накопительные (личные) дела хранятся в комиссии не менее 2-х лет со дня вынесения постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии несовершеннолетнего/семьи
с персонифицированного учёта.

Всем субъектам системы профилактики безнадзорности района рекомендовано оформлять аналогичные накопительные (личные) дела.

Сроки проведения индивидуально-профилактической работы.

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» разрешает определять сроки индивидуальной профилактической работы по усмотрению субъекта профилактики, давая ему для этого определенные ориентиры. К ним относится:


1) срок, необходимый для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

2) срок для устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) срок, минимально необходимый для устройства несовершеннолетнего.

Федеральным законом установлен предельный срок в случаях:

- достижения совершеннолетия (18 лет);

- наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К этим обстоятельствам относятся определяемые судом сроки таких наказаний, как исправительные, обязательные работы, либо испытательный срок при условном осуждении, который определяется судом в соответствии с ч. 3 ст. 73 Уголовного кодекса РФ. В течение указанных сроков с несовершеннолетними проводится индивидуально-профилактическая работа (срок реализации программы устанавливается на весь срок, установленный судом). По окончанию срока наказания несовершеннолетний подлежит снятию с учета.

Исключение составляют случаи, когда по истечению сроков, установленных судом, в поведении подростка отсутствует положительная динамика, подросток продолжает вести асоциальный образ жизни, имеет отрицательные характеристики по месту жительства и учебы, то в отношении несовершеннолетнего данной категории продолжается реализации программы ИПР. В программу ИПР вносятся дополнительные изменения по реабилитации, с исключением из программы ИПР направлений деятельности осуществляемых сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций (в соответствии с ведомственными правовыми актами в уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН России по Свердловской области данные подростки снимаются с учета независимо от образа жизни и характеристики).

Основным единым критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни подростка, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении подростка в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.

В ходе реализации программы индивидуальной профилактической работы территориальная комиссия совместно с субъектами системы профилактики вправе организовывать проверки несовершеннолетнего по месту жительства или учебы.
На основании отчётов и письменных информаций всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, задействованных в реализации мероприятий ИПРиА, наметившейся динамики в поведении несовершеннолетнего и с учетом мнения членов территориальной комиссии принимается решение:


  • о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой индивидуальной профилактической работы;

  • о дополнительных мерах по реабилитации;

  • об изменении ответственного исполнителя;

  • о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;

  • о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета.

Основаниями прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета может быть успешная реабилитация, выезд на другое постоянное место жительство, достижение совершеннолетия (эмансипации, вступлении в брак - Гражданский кодекс РФ), осуждение в места лишения свободы и т.п.

Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ
«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в Свердловской области» установлено, что индивидуальная профилактическая работа с вышеназванной категорией подростков проводится на основе утвержденных комиссией программ. Отсюда следует, что после принятия решения комиссии о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, подросток подлежит снятию с учета во всех органах системы профилактики.

Постановления комиссии, принятые в ходе реализации программы индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего/семьи, в обязательном порядке направляются всем исполнителям программы.

После вынесения постановления о снятии несовершеннолетнего/семьи с учета и прекращении с ними индивидуальной профилактической работы все накопительные (личные) дела хранятся в комиссии в соответствии с номенклатурой дел, не менее 2 лет.

С целью координации деятельности органов и учреждений системы профилактики в части организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, территориальные комиссии не менее двух раз в год анализируют состояние и эффективность деятельности органов и учреждений системы профилактики в данном направлении.

Итоги организации профилактической деятельности рассматриваются на заседаниях комиссии с вынесением соответствующих постановлений, направленных на совершенствование деятельности в данном направлении, оценки деятельности всех органов и учреждений системы профилактики.