Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Опыт работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите

их прав Курганской области по реализации профилактических мер административного воздействия в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних




ЗУЛКАРНАЕВ

ТИМУР РУСТАМОВИЧ
ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве Курганской области


(zulkarnaev@kurganobl.ru)

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей является приоритетным направлением социальной политики
на территории Курганской области.


В этой связи комиссией по делам несовершеннолетних и защите
их прав при Правительстве Курганской области разработан Порядок деятельности субъектов системы профилактики по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также реализуется комплекс иных координационных профилактических мер, в том числе регламентированных действующим федеральным и региональным законодательством.


Особое место в межведомственном взаимодействии органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области занимает работа по применению норм ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).


Объектом данного правонарушения являются права и интересы ребенка. Объем этих прав законодательно закреплен в гл. 11 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) «Права несовершеннолетних детей». В ст. 54 СК РФ говорится, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.


Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей, указанных в данной статье, определяется статьями 60, 63, 64, 65 и другими статьями СК РФ.

Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п.1 ст. 65 СК РФ:

родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Обязанность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних - содержать, своих детей, то есть обеспечивать потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе,
лечении и т. п.

Закон не предусматривает каких-либо специальных условий
для возникновения обязанности по содержанию (например, наличие
у родителей необходимых средств, трудоспособность и дееспособность родителей и др.). Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

В какой степени родитель заботится о полноценном физическом
и психическом развитии ребенка, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области определяют:

по его внешнему виду (ребенок одет не по сезону, вещи давно
не стиранные, не по размеру, грязные, заношенные);

поведению (ребенок не накормлен, вынужден самовольно уходить
из дома, попрошайничать, воровать, самостоятельно зарабатывать себе
на жизнь и пр.);

эмоциональному состоянию ребенка (замкнут, запуган или наоборот агрессивен);

лексике ребенка (употребляемые ребенком нецензурные слова, жаргон, перенятые от родителей);

навыкам, которыми владеет ребенок (например, умеет ли ребенок дошкольного возраста застегивать пуговицы, завязывать шнурки, чистить зубы, самостоятельно одеваться и др.);

состоянию физического и психического здоровья (ребенок отстает
в весе и росте от возрастной нормы, отстает в умственном и психическом развитии, страдает заболеваниями, обусловленными отсутствием гигиенического ухода за телом (педикулез, чесотка и другие);

успеваемости и дисциплине в школе;



выполнению родителями предписаний врача по уходу за больным ребенком;

отношению ребенка к родителю.

Отсутствие у родителей необходимых средств или занятость на работе не освобождает их от ответственности за неисполнение обязанностей
по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.

Законным представителем несовершеннолетних, оставшихся
без попечения родителей, могут быть:

опекуны и попечители;

должностные лица администрации детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (независимо от ведомственной принадлежности);

должностные лица органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не имеет опекунов и попечителей и не устроен
в детское учреждение.

Основаниям для привлечения к административной ответственности
по данной статье являются действия (бездействие) лица, выражающееся
в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей
по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенные умышленно или по неосторожности.

В частности, представляются заслуживающими административного наказания:

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, выразившееся в нарушении ребенком норм общественного поведения (например, сквернословие);

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, повлекшее его самовольный уход из дома;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, повлекшее систематическое употребление им психотропных средств
или наркотических веществ, увлечение токсикоманией (в отношении малолетних - также табакокурением);

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к применению ребенком психического насилия в отношении другого ребенка;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к систематическому применению ребенком физического насилия в отношении других детей;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к причинению им имущественного вреда;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к причинению им имущественного вреда, совершенное общеопасным способом (например, путем поджога);

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к нанесению им другому лицу побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к причинению им другому лицу вреда здоровью (различной степени тяжести);


ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к покушению им на жизнь другого лица или к умышленному лишению им жизни другого лица;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к участию его в группе лиц, совершивших преступление;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, повлекшее его жестокое обращение с животными;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к созданию и (или) руководству им группой лиц, совершающих преступления;

ненадлежащее исполнение обязанностей по заботе о ребенке, связанное с лишением его пищи;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка
и (или) надзору над ним, приведшее к получению им серьезной травмы;

ненадлежащее исполнение обязанностей по заботе о ребенке, связанное с лишением его возможности находиться в отапливаемом помещении
и повлекшее заболевание ребенка;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, связанное с систематическим нарушением им дисциплины в образовательной организации, где он получает образование;

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, связанное с систематическим неисполнением им учебной программы
во время получения основного общего образования.

Состав данного административного правонарушения формальный,
т.е. правонарушением считается сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей, вне зависимости
от наступления каких либо вредных последствий. Это означает,
что совершение детьми правонарушений, как административно,
так и уголовно наказуемых, уклонение их от учебы, бродяжничество
и совершение иных антиобщественных действий еще не являются основанием для привлечения родителей к ответственности. Во всех случаях необходимо доказать, что родители не исполняют свои обязанности
по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей.

Несовершеннолетние родители привлекаются к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, если к моменту совершения административного правонарушения им исполнилось шестнадцать лет.

При определении размера штрафа (от 100 до 500 рублей) учитывается материальное положение семьи, чтобы в результате применения данного вида наказания не произошло существенного ухудшения имущественного положения семьи, в том числе несовершеннолетнего ребенка, а также обстоятельства, смягчающие, административную ответственность

(ст. 4.2. КоАП РФ), обстоятельства, отягчающие, административную ответственность (ст. 4.3. КоАП РФ).

Назначение административного наказания не освобождает родителей или иных законных представителей несовершеннолетних от исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей (ч. 4 ст. 4.1 КоАП).

Важным этапом в рамках рассмотрения материалов
об административных правонарушениях является выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.


При установлении причин административного правонарушения
и условий, способствовавших его совершению, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление
о принятии мер по устранению указанных причин и условий
(ст. 29.13 КоАП РФ).

Организации и должностные лица рассматривают представление
об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщают о принятых мерах комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав.

В целях профилактики социального сиротства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Курганской области на протяжении ряда последних лет активизирована работа по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов детей, в том числе
на должное содержание, обучение и воспитание в семье.


В этой связи комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
их прав Курганской области увеличено количество рассмотренных материалов дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ на 16,7% (2015 г. - 4262, 2010 г. - 3653), а также повышено выявление детей в семьях, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия,
в отношении которых координируется межведомственная индивидуальная профилактическая работа, на 41,1% (2015 г. - 3561, 2010 г. - 2523).


В результате принятых координационных профилактических мер
в отчетный период на территории Курганской области количество несовершеннолетних участников преступных деяний снизилось
на 10,6% (2015 г. – 546, 2010 г. - 611).


IV. Информация Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о принимаемых мерах для обеспечения более широкого сотрудничества с общественными объединениями, негосударственными и религиозными организациями