Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с постановлением территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района
от 23.09.2015 г. № 65 «О ходе проведения специализированного мероприятия «ВСЕОБУЧ» организовано оперативное информирование образовательными организациями района Департамента образования и молодежной политики, территориальной комиссии и ОМВД России по Нефтеюганскому району
о выявлении детей, имеющих пропуски уроков без уважительной причины
в количестве 3-х и более дней, для своевременного принятия мер
по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.
Несмотря на организованную в системе профилактическую работу
по предупреждению пропусков уроков без уважительной причины, в районе такие факты имеют место. В 2014 году выявлено 10 несовершеннолетних, которые не посещали либо систематически пропускали без уважительной причины учебные занятия, в 2015 году - 3 несовершеннолетних. По итогам 2015-2016 учебного года - 2 учащихся.
На основании анализа пропусков занятий можно сделать вывод,
что основной причиной систематических пропусков является отсутствие контроля со стороны родителей (законных представителей) за обучением своих детей, а также низкая мотивация учащихся к продолжению обучения
и, как следствие, нежелание продолжать посещать занятия, самовольное оставление образовательного учреждения. Основной возраст обучающихся, допускающих систематические пропуски занятий, приходится
на переходный возраст (7 - 9 классы).
В случае, когда усматривается со стороны родителей (законных представителей) нарушение обязанностей по обучению детей, то родитель привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в случае, если основания для привлечения родителей к административной ответственности отсутствуют, то поведение несовершеннолетнего рассматривается, в первую очередь, на Совете профилактики образовательного учреждения, если ситуация не исправляется,
то информация передается для рассмотрения в территориальную комиссию
в форме представления.
При организации индивидуальной профилактической работы
с данными территориальная комиссия руководствуется п. 3 ст. 5
Закона № 120-ФЗ, и организует индивидуальную профилактическую работу
с несовершеннолетним с целью оказания ему социально-педагогической помощи.
Профилактике уклонения от обучения способствуют также мероприятия для родителей по повышению правовой культуры, в том числе родительские собрания, групповые консультации, во время которых инспектора по делам несовершеннолетних ОМВД России
по Нефтеюганскому району, специалисты территориальной комиссии, представители межрайонной прокуратуры разъясняют родителям правовые последствия пропусков их детьми учебных занятий без уважительной причины. В течение года во всех образовательных организациях проводятся родительские собрания по общей теме «Ответственность родителей
за воспитание и образование своих детей».
Также мероприятия для учащихся школ по формированию законопослушного поведения. Педагоги используют различные формы работы с несовершеннолетними в этом направлении: конкурсы, фестивали, флеш-мобы, беседы, лекции, встречи с интересными людьми и т.д. Одной
из форм работы по предупреждению систематических пропусков занятий учащимися является закрепление старших учеников, являющихся волонтерами, а также членами молодежных общественных организаций,
за учениками группы риска с целью оказания им помощи в учебе, формирования правильной жизненной позиции, здорового образа жизни, вовлечения в позитивную деятельность.
Для обучающихся, допускающих систематические пропуски уроков, администрациями школ разрабатываются дополнительные меры помощи
по усвоению учебной программы. Согласно совместному плану работы департамента образования и молодежной политики и территориальной комиссии в течение учебного года проводятся проверки общеобразовательных учреждений по исполнению подпунктов 1-3 п. 2 статьи 14 Закона № 120-ФЗ, в части оказания школами социально - психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении и о принятии мер по получению ими общего образования. Информация по результатам проверок заслушивается
на совместных совещаниях департамента образования и молодежной политики и территориальной комиссии.
Проблема систематических пропусков учебных занятий детей носит межведомственный характер и может быть решена лишь при условии эффективного взаимодействия не только органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им образовательных организация, но и активного включения в эту работу других структур системы профилактики, в том числе органов полиции, социальной защиты населения, здравоохранения.
Что касается рассмотрения территориальной комиссией материалов
в отношении несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то надо отметить, что их было незначительное количество. В 2015 году на заседаниях рассмотрено
1 постановление об отказе в возбуждении административного дела в связи
с недостижением возраста привлечения к административной ответственности в отношении несовершеннолетнего, который совершил мелкое хищение
из магазина, в 2014 году - 2. Несовершеннолетние поставлены
на профилактический учет и с подростками организована индивидуальная профилактическая работа в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 5 Закона №120-ФЗ.
К данной категории можно также отнести несовершеннолетних, родители (законные представители) которых привлекались
в административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ в связи
с появлением ребенка до 16 лет в состоянии опьянения либо распитие
ими пива, спиртных напитков в общественных местах. В 2014 году
на заседаниях территориальной комиссии рассмотрено 17 административных дел, в 2015 г. - 16. Такие административные дела в обязательном порядке рассматриваются в присутствии родителя, на которого составлен протокол,
и несовершеннолетнего. В ходе заседания выясняются причины
и условия, способствующие совершению административного правонарушения. Во всех случаях несовершеннолетний ставится на профилактический учет и с ним организуется индивидуальная профилактическая работа с привлечением структур системы профилактики.
В Нефтеюганском районе выстроена четкая система профилактической работы по предупреждению пропусков учебных занятий и предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетних, на заседаниях территориальной комиссии регулярно рассматриваются вопросы
по реализации Закона № 120-ФЗ, определяется принципиальная оценка эффективности проводимых мероприятий.
О проводимой воспитательной работе с несовершеннолетними, обучающимися в казенном общеобразовательном учреждении
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальная
учебно-воспитательная школа № 2»
| СЕНИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ директор казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальная учебно-воспитательная школа № 2» (г. Сургут) (sosh-zt1@mail.ru) |
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы
к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, увеличение количества правонарушений вследствие безнадзорности несовершеннолетних.
Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей воспитанников, отсутствия свойства толерантности у 25% подростков.
В реализации данной программы воспитанник является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.
В казенном общеобразовательном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальная учебно-воспитательная
школа № 2» (далее - школа) обучаются несовершеннолетние в возрасте
от 11 до 18 лет. Большая доля ответственности на процесс формирования законопослушного гражданина, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях. Вызывает настороженность тот факт,
что 14 детей (54%), живут в неполных семьях, троих воспитывают бабушки. Двое воспитанников условно осуждены. Таким образом, воспитанники нуждаются в особом подходе, поддержке, заботе со стороны школы. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашей школой сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений среди воспитанников и повышение эффективности
их профилактики. Решить эту проблему можно только комплексно,
с привлечением всех субъектов профилактики правонарушений и защиты законных прав несовершеннолетних воспитанников.
Миссия школы - возвращение подростка в социум и создание базы
для его дальнейшей социализации.
Очень важно четкое взаимодействие в воспитательном процессе психологов, учителей школы, воспитателей отрядов, инструкторов технологии, социальных педагогов, что позволит соблюсти принцип единства педагогических требований и позволит создать единый
учебно - воспитательный процесс, охватывающий все службы школы.
Социально-правовое воспитание включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности воспитанников школы.
Формирование правовой культуры воспитанников в школе направлено на решение ряда задач, в том числе:
вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений
и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности
в обществе;
воспитание чувства ответственности за свое поведение;
формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе предусматривает следующие этапы:
целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
выработку правовых убеждений;
формирование этико-правовых установок;
воспитание правовых чувств;
формирование опыта законопослушного поведения
формирование активной социально-правовой позиции.
Приоритетные задачи:
организация взаимодействия и преемственности в учебно - воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля