Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за образом жизни воспитанников с девиантным поведением, реагирование
на «срывы» и поощрение позитивных изменений поведения несовершеннолетних;

создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту воспитанников;

разработка механизма защиты воспитанника от источников социально- негативного влияния.

Исходя из поставленных целей и задач, работа проводится
по следующим направлениям:

обеспечение защиты прав ребёнка и его законных интересов;

создание условий для социализации, реабилитации и коррекции воспитанников с девиантным поведением в социуме;

формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

воспитание у подростка волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, недопущение приобщения воспитанников к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

выявление и устранение конфликтных ситуаций среди воспитанников, оказание им социальной поддержки (психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели, сотрудники службы режима);

посещение уроков с целью наблюдения и контроля за поведением воспитанников, уровнем общения с одноклассниками и педагогами;

моделирование у воспитанников знаний об обществе, его целях
и ценностях, о правах человека и способах их реализации, о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни,
о двух противоположных системах отношений: государство - общество - личность и личность - общество - государство,о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

совместная работа с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и правоохранительными органами.

Работа с семьёй:

сбор информации о случаях конфликтного, негативного
и криминального характера в поведении родителей, взаимодействие
с правоохранительными органами, территориальными комиссиями, учреждениями здравоохранения
, органами опеки и попечительства;

организация индивидуальной работы с родителями, а также участие родителей в жизни детей (беседы по телефону, посещение родителей которые приехали на свидание к воспитанникам).

Работа с педагогическим коллективом. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического
и интеллектуального развития. И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и права ребенка являются базовой ценностью.

Изучение прав детей не может сводиться только к информированию
об их существовании. Педагогический состав и учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собственной ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважения
к правам других людей.

Проблема повышения правовой культуры педагогов - это, в первую очередь, проблема формирования новых взглядов на отношения между участниками образовательного процесса. Для ее решения необходимо решить вопрос об информированности учителей о существующей законодательной основе прав личности, в том числе ребенка.

Консультационное направление предусматривает работу
с актуальными конфликтными ситуациями, работу с семьей
и консультирование педагогов (психологи, социальные работники, служба режима).

Профилактическое направление (психологи, социальные педагоги, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, сотрудники службы режима):

Направления профилактической работы


Формы профилактической работы

Профилактика употребления алкоголя


Профилактическая работа по предупреждению
употребления алкоголя проводится в рамках индивидуальных и групповых занятий, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Профилактика алкогольной зависимости реализуется как в форме прямых бесед с подростками о вреде и опасности употребления ПАВ, так и в форме различных коррекционных воздействий, направленных, в том числе, и на предупреждение употребления алкогольных напитков.

Основные этапы и формы работы:

1) установление причин отклоняющегося поведения подростка, в том числе и риска употребления ПАВ (диагностика - индивидуальная и групповая, метод наблюдения);

2) консультирование педагогов и воспитателей
с целью выработки единого воспитательного подхода.

В рамках индивидуальной коррекционной работы:

- осознание и преодоление семейных стереотипов в отношении к употреблению алкоголя;

- осознание своего поведения, связанного
с употреблением алкоголя;

- рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.

В рамках групповой коррекционной работы:

- преодоление негативного самоотношения как одного из факторов формирования алкогольной зависимости;

- расширение поведенческого репертуара;

- укрепление личностной позиции, развитие умения сказать «нет»;

- поиск альтернатив употреблению алкоголя;

- обучение подростков ответственному
и реалистичному поведению в контексте реальности.

Профилактика агрессивного поведения
и проявлений экстремизма

1. Установление причин агрессивного поведения подростка (диагностика - индивидуальная и групповая, метод наблюдения), выбор оптимальных методов перевоспитания (ПМПК, ИПР).

2. Консультирование педагогов и воспитателей, сталкивающихся с агрессивным поведением подростков, в том числе профилактическая работа по предупреждению конфликтов.

3. Оказание экстренной психологической помощи в ситуации конфликта.

4. Работа с агрессией в индивидуальной и групповой коррекции (отреагирование, символизация, арт-терапия, поведенчески ориентированные методы, направленные на развитие самоконтроля, преодоление защитно-агрессивной установки и негативного самоотношения).

5. Обучение конструктивным навыкам разрешения конфликтов.

6. Развитие толерантности и уважения
к окружающим в рамках групповых занятий.

Конфронтация с «местечковостью»
и «однобокостью» восприятия окружающего мира; выход за пределы принятых стереотипов.

Профилактика безнадзорности

Различные формы работы с семьей (свидания, беседы по телефону): разъяснительно-просветительская работа, повышение заинтересованности в ребенке, усиление родительской позиции и ответственности.




Проблемы:

низкий общий культурный уровень родителей (законных представителей) воспитанников школы;

высокий процент неполных, малоимущих и неблагополучных семей (отсутствие постоянной работы, алкоголизм, аморальный образ жизни, наркомания, курение);

удалённость места жительства семей от школы.

Ожидаемый результат:

снижение уровня правонарушений среди подростков;

формирование у воспитанников положительного отношения к себе
и окружающим, адаптация подростков в социуме;

формирование здорового образа жизни;

реализация права на образование.


II. Информация прокуратуры Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры о состоянии законности в деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав

Прокуратурой автономного округа проведено обобщение практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и административного законодательства территориальными комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту - КДН)
за 2015 год и 3 месяца 2016 года (исх. № 21-23-2016 от 17.05.2016).

В ходе осуществления надзорной деятельности в 2015 году прокурорами выявлено более 150 нарушений, внесено 31 представление,
по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц, принесено 9 протестов.

Прокурорами выявлялись нормативные правовые акты, регламентирующие порядок деятельности КДН, содержащие положения,
не соответствующие федеральному и окружному законодательству.

Прокуратурой округа установлено, что в нарушение требований
ст.ст. 4, 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ), ст. 5 Закона автономного округа 12.10.2005 № 74-оз распоряжением главы Октябрьского района от 20.01.2006 № 50-р «О положении и регламенте работы общественной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
в поселениях Октябрьского района» предусмотрено создание органами местного самоуправления общественных КДН.

Принятие указанного нормативного правового акта, привело
к созданию в 8 сельских и городских поселениях районах общественных КДН фактически дублирующих функции КДН Октябрьского района.

По представлению прокуратуры округа деятельность указанных общественных КДН прекращена, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.


На основании протеста прокурора города Покачи внесены изменения
в постановление администрации города Покачи от 11.04.2013 № 455
«Об утверждении положения, регламента работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Покачи» в части установления прав и обязанностей председателя
и секретаря КДН.

Во многих муниципальных образованиях остаются проблемными вопросы исполнения требований закона своевременном межведомственном информировании о нарушении прав детей и выполнении КДН функции
по координации деятельности субъектов профилактики при проведении комплексной индивидуальной профилактической работы.

Например, прокуратурой Октябрьского района в ходе проверки
по обращению Ш. установлено, что 18.12.2014 инспектором ПДН ОМВД России по Октябрьскому району и специалистом-экспертом отдела
по обеспечению деятельности территориальной КДН выявлен несовершеннолетний, находившийся в социально опасном положении, который был передан его бабушке.

При этом, территориальной КДН в нарушение требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 120-ФЗ информация о выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в Управление опеки и попечительства администрации Октябрьского района
не направлялась. Бездействие уполномоченных органов повлекло длительное нахождение ребенка без законного представителя.

Недостатки в деятельности КДН при администрации города Югорска по координации деятельности всех органов системы профилактики, а также отсутствие совместных профилактических мероприятия с Няганским межрайонным отделом Управления ФСКН России по автономному округу, филиалом по городу Югорску ФКУ УФСИН России по округу стали условиями, способствующими росту преступности несовершеннолетних,
и основанием для мер реагирования Югорского межрайонного прокурора.

По аналогичным фактам нарушений закона принимались меры реагирования прокурорами городов Сургута, Урая, Мегиона, Пыть-Яха, Когалыма, Лангепаса, Нягани, Кондинского, Сургутского, Березовского районов, Нефтеюганским межрайонным прокурором.

Не в полной мере соответствует требованиям закона координационная деятельность КДН в городах Нягани, Мегионе, Сургуте и Березовском районе при решении вопроса о помещении несовершеннолетних,
не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, допускаются факты нарушения сроков рассмотрения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела

в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения
к уголовной ответственности, и ходатайств следователей.

Прокурором города Пыть-Яха, Югорским межрайонным прокурором внесены представления главам муниципальных образований в связи с тем, что территориальными КДН, в ходе заседаний по материалам об отказе
в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних возможность применения к ним меры воспитательного воздействия в виде направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не рассматривалась.

Не всегда территориальными КДН городов Нижневартовска, Мегиона, Пыть-Яха, Сургута, Белоярский, Березовского, Кондинского, Нижневартовского, Октябрьского, Сургутского районов и других муниципальных образований соблюдается административное законодательство при рассмотрении дел об административных правонарушениях, меры по выявлению и устранению причин и условий совершенного административного правонарушения зачастую
не принимаются.

Например, в отсутствие доказательств, подтверждающих факты неисполнения родительских обязанностей, постановлениями КДН
при администрации Белоярского района от 15.12.2015 Н. привлечены
к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Постановлением КДН администрации города Нефтеюганска
от 14.01.2016 Б. привлечен к административной ответственности
по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей без учета отягчающего вину обстоятельства, связанного
с повторным совершением однородного административного правонарушения.

Кроме того, основанием для мер прокурорского реагирования явились факты нарушения прав лиц, привлеченных к административной ответственности на ознакомление с постановлением о назначении административного наказания и сроков направления этим лицам постановлений о привлечении их к административной ответственности, нарушение порядка назначения несовершеннолетним наказания в виде штрафа, нарушение сроков направления постановлений по делам
об административных правонарушений в службу судебных приставов исполнителей.

Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости принятия Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве автономного округа дополнительных мер в целях реализации требований законодательства о профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних.