Файл: Отчет о прохождении производственной практики Маркин Константин Владимирович (фамилия, имя, отчество студента) Место прохождения практики гуз Городская больница 2 г. Тулы.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
г) работа с медицинскими кадрами;
д) санитарно-просветительная работа;
е) участие в организации службы медицины катастроф;
ж) заключение: выводы, отражающие достижения и недостатки в деятельности врача;
з) предложения по совершенствованию работы с указанием конкретных мероприятий.
3. Предоставить заключение независимого эксперта по отчету аттестуемого.
Аттестационная подкомиссия приглашает специалистов на свое заседание как при первичной аттестации так и при переаттестации, независимо от имеющейся категории.
Аттестационная подкомиссия выносит решение о присвоении специалисту квалификационной категории на основании отчета специалиста,
характеристики руководителя учреждения, заключения независимого специалиста. При необходимости члены подкомиссии знакомятся с практической и теоретической подготовкой аттестуемого непосредственно на его рабочем месте.
Результаты аттестации оформляются в виде протокола и доводятся до сведения аттестуемого.
Подкомиссия представляет в отдел кадровой работы и обеспечения деятельности Министерства здравоохранения протокол заседания и проект приказа по Министерству о подтверждении специалистами квалификационных категорий.
На заседание областной аттестационной комиссии могут приглашаться руководители учреждений, где работает врач, получающий квалификационную категорию.
На 1 января 2020 г. в Тульской области среди врачей насчитывается 2430 аттестованных (рисунок 5), среди среднего медицинского персонала – 9888 (рисунок 6).
Рис. 5 Аттестация врачей в Тульской области
Рис. 6 Аттестация среднего медицинского персонала в Тульской области
Анализ состояния медицинских кадров, показателей, отражающих состояние здоровья населения, письменных и устных заявлений пациентов и их родственников, указывает на необходимость, прежде всего, повышения профессиональных качеств врачей и среднего медицинского персонала.
В Тульской области используются все существующие формы последипломного профессионального образования врачей, а именно: интернатура, ординатура, аспирантура, циклы общего (тематического) усовершенствования, сертификационные (аттестационные) циклы.
По окончании медицинского высшего учебного заведения все выпускники, желающие работать в лечебно-профилактических учреждениях области, в обязательном порядке проходят первичную специализацию (интернатуру). Базами являются крупные, многопрофильные лечебно-профилактические учреждения, где работают ведущие специалисты своего профиля (областные, городские, районные специалисты). Интернатуру в области, кроме специальности стоматология, курирует Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, на кафедрах которой высококвалифицированные преподаватели проводят квалификационные экзамены за интернатуру и на получение сертификата специалиста. На протяжении последних 5-ти лет число выпускников медицинских ВУЗов, приступающих к интернатуре, стабильно соответствует 120-130 человек.
В последние годы отмечается тенденция к уменьшению числа врачей, направляемых на обучение в целевую клиническую ординатуру: 2020 г. – 40 человек, 2021 г. – 18 человек. Политика Министерства здравоохранения Российской Федерации направлена на то, чтобы направление на обучение в клиническую ординатуру получали специалисты, имеющие стаж практической работы не менее двух лет.
Отмечается незначительная тенденция к увеличению числа врачей, обучающихся в аспирантуре на базе ведущих медицинских ВУЗов и научных центров России: 2020 г. – 8 человек, 2021 г. – 9 человек. Данный факт, свидетельствует об увеличении потребности специалистов в научных изысканиях, в результате которых практическое здравоохранение выигрывает, во-первых, за счет возрастания профессионализма врачей и, во-вторых, за счет укрепления научно-практических связей лечебно-профилактических учреждений области и ведущих медицинских ВУЗов, клиник, центров.
Наиболее частой формой последипломной профессиональной подготовки врачей являются циклы тематического (общего) усовершенствования. В связи с недостаточным финансированием лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) наиболее частой формой повышения квалификации врачей области являются выездные циклы усовершенствования, в большинстве своем сертификационные. В качестве положительного примера следует отметить, что циклы усовершенствования стали проводиться не только на базе областных ЛПУ, но и районных (Киреевская и Щекинская районные больницы).
В области на сегодняшний день функционирует четыре кафедры, занимающиеся последипломным образованием врачей области: 3 из них на базе областных ЛПУ: кафедра функциональной и инструментальной диагностики РГМУ на базе клинико-диагностического центра областной больницы; Учебный центр послевузовского профессионального образования врачей области ММА имени И.М. Сеченова; кафедра стоматологии ММСУ на базе областной стоматологической поликлиники; кафедра хирургии РГМУ на базе Новомосковской городской клинической больницы.
В настоящее время можно констатировать, что установились достаточно тесные связи между главными (областными) специалистами и руководством (заведующими кафедрами) ведущих медицинских ВУЗов, научных центров России по повышению квалификации врачей области. Всего за 2021 г. повысило свою квалификацию 939 врачей, из них 737 на выездных сертификационных циклах и 202 – за пределами области.
Таким образом, в области созданы необходимые условия по подготовке специалистов на всех этапах послевузовского образования, позволяющие им эффективно повышать свою квалификацию, не покидая пределы области.
В Тульской области продолжается активная работа по сертификации медицинских кадров. Данная работа будет продолжена, так как, в соответствии Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» для занятия медицинской и фармацевтической деятельностью необходим сертификат специалиста.
Число врачей, имеющих сертификаты, составляет 3912 человек (85,9%). Из числа врачей лечебно-профилактических учреждений города Тулы имеют сертификат специалиста 1250 человек (75,8%), областных ЛПУ – 983 (79,8%), ЛПУ городов и районов области – 1679 (70,4%).
Существующая в области система дополнительного профессионального образования обеспечивает возможность специалистам повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
Рис. 7 Сертификация врачей и средних медицинских работников
по территориальной принадлежности
За 2021 г. в областном училище повышения квалификации обучено 137 групп, общей численностью 3597 человек, в том числе прошли специализацию 227 человек, усовершенствование – 3370 человек. Основная причина уменьшения числа обучающихся – недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь, по выплате командировочных расходов.
По состоянию на 1 января 2022 г. 11097 человек (73,2%) от общего числа средних медицинских работников имеют сертификаты специалиста.
Из числа среднего медицинского персонала ЛПУ города Тулы имеют сертификат специалиста 2668 человек (57,3%), областных ЛПУ – 2023 человек (60,2%), ЛПУ городов и районов области – 6406 человек (60,6%) (рисунок 9).
4 специалиста имеют законченное высшее сестринское образование, 15 человек обучаются на факультетах высшего сестринского образования.
Серьезные изменения произошли в системе подготовки кадров для лабораторной службы (медицинские лабораторные техники), сестер общей практики, получающих повышенный уровень образования. По состоянию на 1 января 2022 г. в системе здравоохранения области работает 56 человек, имеющих повышенный уровень образования, из них 30 руководителей сестринских служб (главные, старшие медицинские сестры ЛПУ). В дальнейшем требуется продолжить работу по переподготовке специалистов со средним медицинским образованием в рамках получения второго среднего профессионального образования и профессиональной переподготовки в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной Государственным образовательным стандартом, а именно: семейная медицина, психиатрия, неонатология, онкологическая и паллиативная помощь, анестезиология и реаниматология, организация сестринского дела, косметология.
Основные проблемы в системе управления медицинскими кадрами Тульской области
Проведенный анализ системы управления медицинскими кадрами в Тульской области позволил выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Данный анализ представлен в Таблице 2.
Как видно из проведенного анализа системы управления медицинскими кадрами большое количество проблем выявляется на этапах определения потребности в персонале, введение новой системы заработной платы и льгот, обучение и переобучение, а также оценки и сертификации медицинского персонала.
Таблица 2
Сводный анализ системы управления медицинскими кадрами в Тульской области
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Определение потребности в персонале | |
- каждый район сам определяет необходимое количество медицинского персонала. | - метод определения потребности в персонале через штатное расписание не отражает реальной потребности в учреждениях здравоохранения; - отсутствие научно - обоснованных методов планирования численности медицинского персонала. - незначительное участие Министерства здравоохранения в определение потребности медицинского персонала. |
Подбор персонала | |
- осуществляется непосредственно Министерством здравоохранения ТО; - обязательное распределение выпускников ВУЗа, обучающихся за счет средств из бюджета области; - трудоустройство выпускников тульских медицинских образовательных учреждений | - отсутствие общего банка данных по медицинскому персоналу; - неактивное сотрудничество с близлежащими областями в поиске медицинского персонала. |
Введение новой системы оплаты труда и льгот работникам | |
- для каждого работника будет индивидуально рассчитываться «стимулирующая надбавка», зависящая от качества и количества труда; | - отсутствие критериев оценки деятельности медицинских работников; - низкий уровень оплаты труда, не способствующий привлечению и закреплению специалистов в отрасли; - слабые теоретических познания о новой системе оплаты труда. |
Обучение и переобучение персонала | |
-заключаются договора о сотрудничестве и подготовке специалистов для здравоохранения за счет средств бюджета; - активное развитие учебной базы для подготовки молодых специалистов; - наличие в Вузе собственной «клинической базы»; - по окончании медицинского высшего учебного заведения все выпускники, желающие работать в лечебно-профилактических учреждениях области, в обязательном порядке проходят первичную специализацию (интернатуру); - проведение открытых конкурсов среди учебных заведений на переобучение персонала. | - недостаточное финансирование обучения персонала; - несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли. - переобучение является добровольным и необязательным; - практически отсутствует переобучение медицинского персонала в сельских ЛПУ; - недостаточное взаимодействие учебных заведений с органами управления здравоохранением. |
Оценка, сертификация и получение квалификации персонала | |
- установлены достаточно тесные связи между главными (областными) специалистами и руководством (заведующими кафедрами) ведущих медицинских ВУЗов, научных центров России по повышению квалификации врачей области; -развиваются выездные циклы усовершенствования профессиональных циклов, в большинстве своем сертификационные. | - врач отстаивает свои профессиональные навыки перед аттестационной комиссией, состоящей в основном из государственных чиновников, а не из коллег по ассоциации; - для получения квалификационной категории претендент должен сам обеспечить возможность оценки собственных способностей; -категория — это своеобразная выслуга лет, и врач стремится получить более высокую категорию в основном для того, чтобы иметь прибавку к заработной плате; - государство (и действующая от его имени комиссия) по-прежнему не обеспечивает главную функцию системы сертификации врачей —; -отсутствует юридическая процедура присвоения, учёта и снятия персональных допусков специалистов к тому или иному виду деятельности (режиму курации, категории операции, периоду лечения и т.д.); - недостаточное финансирование. |