Файл: Отчет о прохождении производственной практики Маркин Константин Владимирович (фамилия, имя, отчество студента) Место прохождения практики гуз Городская больница 2 г. Тулы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) работа с медицинскими кадрами;

д) санитарно-просветительная работа;

е) участие в организации службы медицины катастроф;

ж) заключение: выводы, отражающие достижения и недостатки в деятельности врача;

з) предложения по совершенствованию работы с указанием конкретных мероприятий.

3. Предоставить заключение независимого эксперта по отчету аттестуемого.

Аттестационная подкомиссия приглашает специалистов на свое заседание как при первичной аттестации так и при переаттестации, независимо от имеющейся категории.

Аттестационная подкомиссия выносит решение о присвоении специалисту квалификационной категории на основании отчета специалиста,

характеристики руководителя учреждения, заключения независимого специалиста. При необходимости члены подкомиссии знакомятся с практической и теоретической подготовкой аттестуемого непосредственно на его рабочем месте.

Результаты аттестации оформляются в виде протокола и доводятся до сведения аттестуемого.

Подкомиссия представляет в отдел кадровой работы и обеспечения деятельности Министерства здравоохранения протокол заседания и проект приказа по Министерству о подтверждении специалистами квалификационных категорий.

На заседание областной аттестационной комиссии могут приглашаться руководители учреждений, где работает врач, получающий квалификационную категорию.

На 1 января 2020 г. в Тульской области среди врачей насчитывается 2430 аттестованных (рисунок 5), среди среднего медицинского персонала – 9888 (рисунок 6).




Рис. 5 Аттестация врачей в Тульской области



Рис. 6 Аттестация среднего медицинского персонала в Тульской области
Анализ состояния медицинских кадров, показателей, отражающих состояние здоровья населения, письменных и устных заявлений пациентов и их родственников, указывает на необходимость, прежде всего, повышения профессиональных качеств врачей и среднего медицинского персонала.

В Тульской области используются все существующие формы последипломного профессионального образования врачей, а именно: интернатура, ординатура, аспирантура, циклы общего (тематического) усовершенствования, сертификационные (аттестационные) циклы.

По окончании медицинского высшего учебного заведения все выпускники, желающие работать в лечебно-профилактических учреждениях области, в обязательном порядке проходят первичную специализацию (интернатуру). Базами являются крупные, многопрофильные лечебно-профилактические учреждения, где работают ведущие специалисты своего профиля (областные, городские, районные специалисты). Интернатуру в области, кроме специальности стоматология, курирует Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, на кафедрах которой высококвалифицированные преподаватели проводят квалификационные экзамены за интернатуру и на получение сертификата специалиста. На протяжении последних 5-ти лет число выпускников медицинских ВУЗов, приступающих к интернатуре, стабильно соответствует 120-130 человек.

В последние годы отмечается тенденция к уменьшению числа врачей, направляемых на обучение в целевую клиническую ординатуру: 2020 г. – 40 человек, 2021 г. – 18 человек. Политика Министерства здравоохранения Российской Федерации направлена на то, чтобы направление на обучение в клиническую ординатуру получали специалисты, имеющие стаж практической работы не менее двух лет.

Отмечается незначительная тенденция к увеличению числа врачей, обучающихся в аспирантуре на базе ведущих медицинских ВУЗов и научных центров России: 2020 г. – 8 человек, 2021 г. – 9 человек. Данный факт, свидетельствует об увеличении потребности специалистов в научных изысканиях, в результате которых практическое здравоохранение выигрывает, во-первых, за счет возрастания профессионализма врачей и, во-вторых, за счет укрепления научно-практических связей лечебно-профилактических учреждений области и ведущих медицинских ВУЗов, клиник, центров.



Наиболее частой формой последипломной профессиональной подготовки врачей являются циклы тематического (общего) усовершенствования. В связи с недостаточным финансированием лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) наиболее частой формой повышения квалификации врачей области являются выездные циклы усовершенствования, в большинстве своем сертификационные. В качестве положительного примера следует отметить, что циклы усовершенствования стали проводиться не только на базе областных ЛПУ, но и районных (Киреевская и Щекинская районные больницы).

В области на сегодняшний день функционирует четыре кафедры, занимающиеся последипломным образованием врачей области: 3 из них на базе областных ЛПУ: кафедра функциональной и инструментальной диагностики РГМУ на базе клинико-диагностического центра областной больницы; Учебный центр послевузовского профессионального образования врачей области ММА имени И.М. Сеченова; кафедра стоматологии ММСУ на базе областной стоматологической поликлиники; кафедра хирургии РГМУ на базе Новомосковской городской клинической больницы.

В настоящее время можно констатировать, что установились достаточно тесные связи между главными (областными) специалистами и руководством (заведующими кафедрами) ведущих медицинских ВУЗов, научных центров России по повышению квалификации врачей области. Всего за 2021 г. повысило свою квалификацию 939 врачей, из них 737 на выездных сертификационных циклах и 202 – за пределами области.

Таким образом, в области созданы необходимые условия по подготовке специалистов на всех этапах послевузовского образования, позволяющие им эффективно повышать свою квалификацию, не покидая пределы области.

В Тульской области продолжается активная работа по сертификации медицинских кадров. Данная работа будет продолжена, так как, в соответствии Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» для занятия медицинской и фармацевтической деятельностью необходим сертификат специалиста.

Число врачей, имеющих сертификаты, составляет 3912 человек (85,9%). Из числа врачей лечебно-профилактических учреждений города Тулы имеют сертификат специалиста 1250 человек (75,8%), областных ЛПУ – 983 (79,8%), ЛПУ городов и районов области – 1679 (70,4%).

Существующая в области система дополнительного профессионального образования обеспечивает возможность специалистам повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.





Рис. 7 Сертификация врачей и средних медицинских работников

по территориальной принадлежности

За 2021 г. в областном училище повышения квалификации обучено 137 групп, общей численностью 3597 человек, в том числе прошли специализацию 227 человек, усовершенствование – 3370 человек. Основная причина уменьшения числа обучающихся – недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь, по выплате командировочных расходов.

По состоянию на 1 января 2022 г. 11097 человек (73,2%) от общего числа средних медицинских работников имеют сертификаты специалиста.

Из числа среднего медицинского персонала ЛПУ города Тулы имеют сертификат специалиста 2668 человек (57,3%), областных ЛПУ – 2023 человек (60,2%), ЛПУ городов и районов области – 6406 человек (60,6%) (рисунок 9).

4 специалиста имеют законченное высшее сестринское образование, 15 человек обучаются на факультетах высшего сестринского образования.

Серьезные изменения произошли в системе подготовки кадров для лабораторной службы (медицинские лабораторные техники), сестер общей практики, получающих повышенный уровень образования. По состоянию на 1 января 2022 г. в системе здравоохранения области работает 56 человек, имеющих повышенный уровень образования, из них 30 руководителей сестринских служб (главные, старшие медицинские сестры ЛПУ). В дальнейшем требуется продолжить работу по переподготовке специалистов со средним медицинским образованием в рамках получения второго среднего профессионального образования и профессиональной переподготовки в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной Государственным образовательным стандартом, а именно: семейная медицина, психиатрия, неонатология, онкологическая и паллиативная помощь, анестезиология и реаниматология, организация сестринского дела, косметология.

Основные проблемы в системе управления медицинскими кадрами Тульской области

Проведенный анализ системы управления медицинскими кадрами в Тульской области позволил выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Данный анализ представлен в Таблице 2.


Как видно из проведенного анализа системы управления медицинскими кадрами большое количество проблем выявляется на этапах определения потребности в персонале, введение новой системы заработной платы и льгот, обучение и переобучение, а также оценки и сертификации медицинского персонала.

Таблица 2

Сводный анализ системы управления медицинскими кадрами в Тульской области

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Определение потребности в персонале

- каждый район сам определяет необходимое количество медицинского персонала.

- метод определения потребности в персонале через штатное расписание не отражает реальной потребности в учреждениях здравоохранения;

- отсутствие научно - обоснованных методов планирования численности медицинского персонала.

- незначительное участие Министерства здравоохранения в определение потребности медицинского персонала.


Подбор персонала

- осуществляется непосредственно Министерством здравоохранения ТО;

- обязательное распределение выпускников ВУЗа, обучающихся за счет средств из бюджета области;

- трудоустройство выпускников тульских медицинских образовательных учреждений

- отсутствие общего банка данных по медицинскому персоналу;

- неактивное сотрудничество с близлежащими областями в поиске медицинского персонала.

Введение новой системы оплаты труда и льгот работникам

- для каждого работника будет индивидуально рассчитываться «стимулирующая надбавка», зависящая от качества и количества труда;


- отсутствие критериев оценки деятельности медицинских работников;

- низкий уровень оплаты труда, не способствующий привлечению и закреплению специалистов в отрасли;

- слабые теоретических познания о новой системе оплаты труда.

Обучение и переобучение персонала

-заключаются договора о сотрудничестве и подготовке специалистов для здравоохранения за счет средств бюджета;

- активное развитие учебной базы для подготовки молодых специалистов;

- наличие в Вузе собственной «клинической базы»;

- по окончании медицинского высшего учебного заведения все выпускники, желающие работать в лечебно-профилактических учреждениях области, в обязательном порядке проходят первичную специализацию (интернатуру);

- проведение открытых конкурсов среди учебных заведений на переобучение персонала.

- недостаточное финансирование обучения персонала;

- несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли.

- переобучение является добровольным и необязательным;

- практически отсутствует переобучение медицинского персонала в сельских ЛПУ;

- недостаточное взаимодействие учебных заведений с органами управления здравоохранением.

Оценка, сертификация и получение квалификации персонала

- установлены достаточно тесные связи между главными (областными) специалистами и руководством (заведующими кафедрами) ведущих

медицинских ВУЗов, научных центров России по повышению квалификации врачей области;

-развиваются выездные циклы усовершенствования профессиональных циклов, в большинстве своем сертификационные.

- врач отстаивает свои профессиональные навыки перед аттестационной комиссией, состоящей в основном из государственных чиновников, а не из коллег по ассоциации;

- для получения квалификационной категории претендент должен сам обеспечить возможность оценки собственных способностей;

-категория — это своеобразная выслуга лет, и врач стремится получить более высокую категорию в основном для того, чтобы иметь прибавку к заработной плате;

- государство (и действующая от его имени комиссия) по-прежнему не обеспечивает главную функцию системы сертификации врачей —;

-отсутствует юридическая процедура присвоения, учёта и снятия персональных допусков специалистов к тому или иному виду деятельности (режиму курации, категории операции, периоду лечения и т.д.);

- недостаточное финансирование.