Файл: Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- способствует более быстрому обороту экспорта и импорта

- создает предпосылки для снижения издержек участников ВЭД

- зависит эффективность борьбы с контрабандой

- имеет значение для процессов управления и контроля.

Экономическими задачами, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации являются:

  • участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

  • защита экономических интересов РФ;

  • взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

  • участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;

  • ведение борьбы с контрабандой и НТП;

  • ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;

  • ведение ТНВЭД;

  • содействие развитию внешнеэкономических связей;

  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен.

В разработке таможенной политики РФ участвуют Президент РФ, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, Правительство России участвует в разработке таможенной политики и мероприятий в сфере таможенного дела, а также Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам и др. Однако наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики принадлежит самим таможенным органам. В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.

Экономические интересы государства и их зашита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций.

Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов. К числу таможенных платежей, относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и другие таможенные платежи.


При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры17.

Борьбе с контрабандой посвящен целый раздел Таможенного кодекса, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в сфере и системе таможенного дела. Специально выделены таможенные органы как органы дознания с уточнением, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства на основных направлениях оперативной работы. Это направление оперативной деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Государственная программа содержит принципиально важное положение, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статистическом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешнеторговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела.



Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Федерации - задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присущие таможенному делу средства, формы и методы, таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.

В общем виде размещение таможенных органов должно быть основано на потребности в таможенных услугах, на состоянии таможенной системы, на ресурсной базе и транспортной сети. При этом необходимо определить такой вариант строительства новых таможен, реконструкции прежних или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

Заключение

Таможенные органы можно определить как государственные органы исполнительной власти, действующие от имени государства и наделенные властными полномочиями, которые позволяют осуществлять правоохранительные и фискальные функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Система таможенных органов является единой, имеет строго иерархичную структуру построения, вертикальное подчинение, и вычленение из нее какого-либо элемента с приданием ему особого статуса неправомерно. Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев и представляет собой четырехзвенную структуру. Каждое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, а также полномочия каждого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов.

Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.


Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.

В общем виде размещение таможенных органов должно быть основано на потребности в таможенных услугах, на состоянии таможенной системы, на ресурсной базе и транспортной сети. При этом необходимо определить такой вариант строительства новых таможен, реконструкции прежних или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

Так, национальные законодательства (налоговое, административное и уголовное законодательство) государств – членов ЕАЭС нуждаются в унификации, т.к. серьезные отличия в правовых нормах приводят к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства.


Библиографический список

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
    1   2   3


  • Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/

  • Указ Президента РФ от 11.05.2006 N 473 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9851/

  • Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. – С. 428

  • Бекяшев, К. А. Таможенное право. Учебное пособие / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, ТК Велби, 2020. – С. 184

  • Буваева, Н. Э. Международное таможенное право. Учебник / Н.Э. Буваева. - Москва: Гостехиздат, 2019. – С. 376

  • Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общей редакцией А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 298

  • Богомолова, А. А., Таможенное право: краткий курс лекций/ А. А. Богомолова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Юрайт, 2018. – С. 169

  • Габричидзе, Б. Н Таможенное право: учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский.- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2020. - 841 с.

  • Завражных, М. Л. Таможенное право России: учебное пособие/ М. Л. Завражных. - 3-е изд., испр.. - М.: ОМЕГА-Л, 2017. – С. 207

  • Косаренко, Н. Н. Таможенное право: курс лекций/ Н. Н. Косаренко. - М.: Волтерс Клувер, 2019. – С. 240

  • Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2020. – С. 408

  • Ноздрачев, А. Ф. Таможенное право: учебно-методический комплекс/ А. Ф. Ноздрачев; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2018. – С. 86

  • Рассолов М.М. Таможенное право: Учебник/ Моск. Уни-верситет МВД России; Рос. прав. акад. МЮ РФ; Под ред. М.М.Рассолова, Н.Д.Эриашвили.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020- С.391

  • Рожкова, Ю. В. Экономика таможенного дела: учеб. пособие для вузов / Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова. - СПб. : Троицкий мост, 2023. - 312 с.

  • Сандровский, К. К. Международное таможенное право: учеб. для вузов / К.К. Сандровский .- 3-е изд., стер. - Киев: Знання, 2022. - 461 с.

  • Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – С. 314

  • Таможенное дело: учебник/ Н. Д. Эриашвили [и др.] ; ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020. – С. 375

  • Таможенное право: Учебное пособие/Под ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова.--М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.— С. 639

  • Толкушкин, А.В. Таможенное дело: учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт;