Файл: Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения..docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
Они предполагают:
- рациональное и эффективное размещение производства;
- неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием территорий; субъектов РФ, федеральных округов;
- научно обоснованную специализацию конкретных территорий на основе территориального разделения труда;
- комплексное развитие хозяйства территорий экономических районов (субъектов РФ, федеральных округов).
Принципы размещения производительных сил – это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются исполнительные органы власти в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий развития осуществляются преобразования в территориальной организации производства, формируются определенные кластеры. Размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием национальной экономики. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий8.
Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.
Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.
К ней относят:
- принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
- принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
- рациональную пространственную концентрацию в виде территориально-производственных комплексов, территориально-отраслевых комплексов, кластеров;
- кооперирование производства между различными предприятиями (таможнями), сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.
Вторая группа принципов обусловлены рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно учитываются такие принципы, как экологический – предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный – увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексности хозяйства, обеспечивающий в каждом регионе, кластере рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономик регионов природным и экономическим условиям.
Третью группу принципов формируют положения, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны: специализация предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции – закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России для укрепления и развития экономического пространства страны9.
Таким образом, размещение таможенных органов на территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, внутренней, военной, экологической.
Принципы размещения:
- наиболее эффективное использование источников сырья, энергии, природных ресурсов;
- содействие кооперированию производственных связей между различными предприятиями и организациями, структурами таможенных органов;
- поддержание международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции;
- содействие комплексному развитию экономических районов за счет внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
1.2 Факторы, влияющие на размещение таможенных органов
Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.
К экономическим факторам относят:
- сложившуюся территориальную организацию производства;
- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;
- состояние транспортных коммуникаций;
- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;
- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;
- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры;
- наличие и квалификация трудовых ресурсов.
К природным факторам можно отнести – географическое положение территории, рельеф местности, ценность земель.
Под инфраструктурой обычно понимается совокупность действующих сооружений, зданий, систем, служб, которые необходимы для нормального функционирования производства и жизни населения на определенной территории и в своей совокупности отражает степень ее освоенности (обустроенности). Необходимость выделения инфраструктуры в качестве особого фактора размещения объясняется тем, что при прочих равных условиях различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства10.
Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей:
- транспортный фактор;
- земельный фактор;
- энергетический фактор;
- здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов;
- околотаможенную инфраструктуру.
Первым «подфактором», влияющим на размещение таможен и таможенных постов, является транспортный фактор.
В таможенном деле проводится классификация таможен по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений:
1) железнодорожные;
2) авиационные;
3) морские;
4) речные;
5) автомобильные;
6) почтово-багажные и др.
Также таможни и таможенные посты можно классифицировать по специализации: грузопассажирские, железнодорожные, автомобильные, автогрузовые, портовые морские, речные, почтово-багажные, таможни в аэропортах (воздушные), энергетическая (трубопроводные), акцизные таможенные посты и др.
Следующим фактором, который необходимо учитывать при размещении таможен и таможенных постов, является земельный фактор. В использовании земли существует множество различных альтернатив. Так, земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные строения, объекты для занятия спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Необходимо использовать земля как ресурс с наибольшей эффективностью.
Еще одним фактором, влияющим на размещение таможен и таможенных постов, является энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. В мире происходили энергетические кризисы, энергетические войны. Особенно большую роль энергетические ресурсы начали играть в 20в. Таможенная служба не является исключением, она также остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности11. Таможни и таможенные посты в своей деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолеты и др. Использование вышеперечисленной техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить ее скорость и качество пропускной способности ее границ. Для работы этой техники необходима энергия. Поэтому при размещении таможен и таможенных постов необходимо учитывать энергетический фактор.
Таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов.
Здания, помещения и сооружения можно построить либо приобрести, арендовать. Аренде часто бывает выгоднее строительства. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной инфраструктуры и ее развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение околотаможенной инфраструктуры и сфер деятельности, служит посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе.
К околотаможенной инфраструктуре относятся: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные представители, магазины беспошлинной торговли. Как правило, околотаможенная инфраструктура появляется уже после возникновения таможни и таможенного поста. Она является дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции.
Таможенные представители осуществляют первичную подготовку документов к таможенному контролю, по сути, приводят основной ресурс таможенной службы (информацию) в упорядоченный вид. Это облегчает работу таможен и таможенных постов по сбору информации и оформления грузов. Работники околотаможенной инфраструктуры также оказывают услуги таможенным работникам, предоставляя участникам ВЭД, перевозчикам информационные услуги по таможенному оформлению. За счет экономии времени повышается производительность таможен и таможенных постов.
Отмечено, что отсутствие складов временного хранения в регионе деятельности какого-либо таможенного органа, как и удаленность складов от тех же таможенных постов, значительно влияет на скорость и качество проведения таможенных операций, и не в лучшую сторону. И как следствие встает вопрос об эффективности проведения фактического таможенного контроля.
Приближение постов к автомобильным и железнодорожным развязкам с созданием там необходимой околотаможенной инфраструктурой приведет к значительному сокращению затрат участников ВЭД на транспортировку грузов.
Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы, такие таможни, как Астраханская, Ростовская, Таганрогская, Владивостокская, Оренбургская и другие, находящиеся на исторически сложившихся торговых путях и пограничных российских территориях, насчитывают более сотни лет12.
Таким образом, с учетом изложенного выше, таможенные органы можно определить как государственные органы исполнительной власти, действующие от имени государства и наделенные властными полномочиями, которые позволяют осуществлять правоохранительные и фискальные функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Система таможенных органов является единой, имеет строго иерархичную структуру построения, вертикальное подчинение, и вычленение из нее какого-либо элемента с приданием ему особого статуса неправомерно. Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев и представляет собой четырехзвенную структуру. Каждое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, а также полномочия каждого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов.
Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.
Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.