Файл: Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Они предполагают:

- рациональное и эффективное размещение производства;

- неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием территорий; субъектов РФ, федеральных округов;

- научно обоснованную специализацию конкретных территорий на основе территориального разделения труда;

- комплексное развитие хозяйства территорий экономических районов (субъектов РФ, федеральных округов).

Принципы размещения производительных сил – это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются исполнительные органы власти в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий развития осуществляются преобразования в территориальной организации производства, формируются определенные кластеры. Размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием национальной экономики. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий8.

Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

- принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

- принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

- рациональную пространственную концентрацию в виде территориально-производственных комплексов, территориально-отраслевых комплексов, кластеров;

- кооперирование производства между различными предприятиями (таможнями), сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.


Вторая группа принципов обусловлены рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно учитываются такие принципы, как экологический – предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный – увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексности хозяйства, обеспечивающий в каждом регионе, кластере рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономик регионов природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют положения, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны: специализация предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции – закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России для укрепления и развития экономического пространства страны9.

Таким образом, размещение таможенных органов на территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, внутренней, военной, экологической.

Принципы размещения:

- наиболее эффективное использование источников сырья, энергии, природных ресурсов;

- содействие кооперированию производственных связей между различными предприятиями и организациями, структурами таможенных органов;

- поддержание международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции;

- содействие комплексному развитию экономических районов за счет внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
1.2 Факторы, влияющие на размещение таможенных органов

Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.



К экономическим факторам относят:

- сложившуюся территориальную организацию производства;

- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;

- состояние транспортных коммуникаций;

- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;

- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;

- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры;

- наличие и квалификация трудовых ресурсов.

К природным факторам можно отнести – географическое положение территории, рельеф местности, ценность земель.

Под инфраструктурой обычно понимается совокупность действующих сооружений, зданий, систем, служб, которые необходимы для нормального функционирования производства и жизни населения на определенной территории и в своей совокупности отражает степень ее освоенности (обустроенности). Необходимость выделения инфраструктуры в качестве особого фактора размещения объясняется тем, что при прочих равных условиях различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства10.

Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей:

- транспортный фактор;

- земельный фактор;

- энергетический фактор;

- здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов;

- околотаможенную инфраструктуру.

Первым «подфактором», влияющим на размещение таможен и таможенных постов, является транспортный фактор.

В таможенном деле проводится классификация таможен по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений:

1) железнодорожные;

2) авиационные;

3) морские;

4) речные;

5) автомобильные;

6) почтово-багажные и др.

Также таможни и таможенные посты можно классифицировать по специализации: грузопассажирские, железнодорожные, автомобильные, автогрузовые, портовые морские, речные, почтово-багажные, таможни в аэропортах (воздушные), энергетическая (трубопроводные), акцизные таможенные посты и др.

Следующим фактором, который необходимо учитывать при размещении таможен и таможенных постов, является земельный фактор. В использовании земли существует множество различных альтернатив. Так, земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные строения, объекты для занятия спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Необходимо использовать земля как ресурс с наибольшей эффективностью.


Еще одним фактором, влияющим на размещение таможен и таможенных постов, является энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. В мире происходили энергетические кризисы, энергетические войны. Особенно большую роль энергетические ресурсы начали играть в 20в. Таможенная служба не является исключением, она также остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности11. Таможни и таможенные посты в своей деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолеты и др. Использование вышеперечисленной техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить ее скорость и качество пропускной способности ее границ. Для работы этой техники необходима энергия. Поэтому при размещении таможен и таможенных постов необходимо учитывать энергетический фактор.

Таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов.

Здания, помещения и сооружения можно построить либо приобрести, арендовать. Аренде часто бывает выгоднее строительства. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной инфраструктуры и ее развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение околотаможенной инфраструктуры и сфер деятельности, служит посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе.

К околотаможенной инфраструктуре относятся: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные представители, магазины беспошлинной торговли. Как правило, околотаможенная инфраструктура появляется уже после возникновения таможни и таможенного поста. Она является дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции.

Таможенные представители осуществляют первичную подготовку документов к таможенному контролю, по сути, приводят основной ресурс таможенной службы (информацию) в упорядоченный вид. Это облегчает работу таможен и таможенных постов по сбору информации и оформления грузов. Работники околотаможенной инфраструктуры также оказывают услуги таможенным работникам, предоставляя участникам ВЭД, перевозчикам информационные услуги по таможенному оформлению. За счет экономии времени повышается производительность таможен и таможенных постов.


Отмечено, что отсутствие складов временного хранения в регионе деятельности какого-либо таможенного органа, как и удаленность складов от тех же таможенных постов, значительно влияет на скорость и качество проведения таможенных операций, и не в лучшую сторону. И как следствие встает вопрос об эффективности проведения фактического таможенного контроля.

Приближение постов к автомобильным и железнодорожным развязкам с созданием там необходимой околотаможенной инфраструктурой приведет к значительному сокращению затрат участников ВЭД на транспортировку грузов.

Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы, такие таможни, как Астраханская, Ростовская, Таганрогская, Владивостокская, Оренбургская и другие, находящиеся на исторически сложившихся торговых путях и пограничных российских территориях, насчитывают более сотни лет12.

Таким образом, с учетом изложенного выше, таможенные органы можно определить как государственные органы исполнительной власти, действующие от имени государства и наделенные властными полномочиями, которые позволяют осуществлять правоохранительные и фискальные функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Система таможенных органов является единой, имеет строго иерархичную структуру построения, вертикальное подчинение, и вычленение из нее какого-либо элемента с приданием ему особого статуса неправомерно. Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев и представляет собой четырехзвенную структуру. Каждое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, а также полномочия каждого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов.

Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и др.

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Для реализации принципов размещения таможенных органов на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор, земельный фактор, энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.