Файл: Размещение таможенных органов, принципы и факторы, влияющие на эффективность их размещения..docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Практика размещения таможен и таможенных постов на территории Российской Федерации
2.1 Методы оценки эффективности построения организационной структуры и территориального размещения таможенных органов Российской Федерации
Размещение таможенных органов на территории страны является важнейшим элементом организации таможенного дела.
Размещение таможенных органов зависит от многих факторов экономического, природно-географического, политического и социального характера.
К экономическим факторам относят13:
- сложившуюся территориальную организацию производства;
- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики
России и интересов сопредельных стран;
- состояние транспортных коммуникаций;
- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;
- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;
- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры.
К природным факторам относят:
- географическое положение территории;
- рельеф местности;
- ценность земель;
- возможность осуществления строительства.
Политические факторы размещения - это факторы, определяющие таможенную политику в целом. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, то есть всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства. Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции и политики и политики фритредерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.
К социальным факторам относят14:
- наличие и квалификация трудовых ресурсов;
- уровень занятости;
- уровень оплаты труда;
- развитие непроизводственной сферы.
Влияние перечисленных факторов носит опосредованный характер. В конечном счете, они определяют маршруты перемещения товаров и пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортной продукции.
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
Теперь после анализа факторов попробуем выделить основные принципы размещения таможен и таможенных постов. Принципы размещения схематически могут быть подразделены на две основные группы: экономические и внеэкономические.
Первая группа объединяется общей задачей повышения экономической эффективности. К ней относятся принципы размещения, базирующиеся на законе экономии времени и законе стоимости, то есть таможенный пост или таможня должны как можно быстрее работать при наименьших затратах, потерях. Важнейшим из принципов является принцип использования наиболее благоприятных природных и экономических условий особенностей различных зон и районов.
Из общей задачи повышения эффективности исходят также принципы:
1) рациональной пространственной концентрации таможенной службы;
2) специализации отдельных таможенных постов и таможен в экономически целесообразных пределах (в соответствии с товарным потоком и способом транспортировки товаров);
3) оптимальных размеров и внутренней структуры таможенных потов и таможен.
Все эти принципы, а также различные факторы размещения таможенной службы должны отражаться в конкретных показателях общей экономической эффективности.
В зависимости от территориального расположения таможенные органы подразделяются на пограничные и внутренние.
Специализация пограничных таможен зависит от перемещаемой продукции и товаров. Различные товары требуют квалифицированных специалистов.
Регион деятельности пограничного таможенного органа включает сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы
, на которых установлены функционирующие пункты пропуска. Размещение носит неравномерный характер и зависит от интенсивности товаров и пассажиропотоков.
Внутренние таможенные органы размещаются в местах нахождения крупных железнодорожных узлов, в крупных городах, где высока концентрация участников ВЭД, а также при крупнейших промышленных предприятиях - экспортерах.
У пограничных и внутренних таможен разные задачи и объем деятельности.
Пограничные ТО не всегда располагают необходимым временем для полного оформления груза. Решение вопросов непосредственно на границе может снизить пропускную способность ТО. Размещение таможен в крупных административных центрах повышает эффективность их взаимодействия с налоговыми и другими правоохранительными органами, банками и местными органами власти.15
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиров и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.
От рационального размещения ТО по территории РФ и на ее сухопутных и морских границах зависит эффективность работы таможенной службы, возможность специализации структурных подразделений. А значит, набор специалистов также зависит от размещения ТО, их расположения и назначения.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
2.2 Анализ и оценка эффективности размещения таможенных органов
Эффективность размещения ТО можно охарактеризовать качественно и количественно.
При подходе к оценки эффективности с качественных позиций необходимо оценить как создание ТО на той или иной территории содействует:
- росту ЭП РФ и решению важнейших задач социально-экономического развития, стоящих в данный период созданию благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов и наращивания производства отдельных видов продукции экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов.
Количественно эффект от лучшего размещения должен выражаться в сумме затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.
В расчете эффективности размещения ТО необходимо учитывать все расходы и капитальные вложения и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данной таможни в конкретном месте. При этом следует принимать во внимание продолжительность строительства и временной промежуток между совершением капитальных затрат и получением эффекта от выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг.
Экономический эффект достигается за счет прогрессивных форм организации таможенного дела в конкретных районах (концентрации, специализации, кооперирования); благодаря созданию единых для групп таможен и постов вспомогательных служб (ремонтных, складских и др.), вследствие рационального использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда.
Задача развития и размещения таможенных органов в общем виде формулируется следующим образом: необходимо определить такой вариант строительства новых таможен (пункты их размещения, мощность, специализацию), реконструкции или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.
Наряду с выбором критерия минимизации затрат на выполнение целевой функции таможенного дела необходимо задать ограничения и количественно определить цель.
Цель удовлетворение фиксированной потребности в таможенных услугах на прогнозируемый период, дифференцированной по пунктам потребления оформляемых товаров. Ограничениями на начало рассматриваемого периода будут состояние системы таможенных органов, пропускная способность транспортной сети, наличие ресурсов.
Рациональное размещение ТО по территории РФ и на ее сухопутных и морских границах является одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы16.
- делает возможным таможенное оформление и контроль