Файл: Курс лекций по экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 613

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока на тупит равновесие.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне:

-паутиноо6разную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равно весомого состояния происходит колебание цен и изменение количе­ства товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанав­ливается рыночное равновесие между спросом и предложением;

. неваларасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества това­ров, предлагаемых для реализации;

. модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя за­траты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

. модель рыночного равновесия при вмешательстве госу­дарства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и на­ступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие.

Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становиться способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей раз­витие общества. Существует два подхода к определению цены: марксист­ский и рыночный.

Согласно марксистскому подходу цена - денежное выраже­ние стоимости товара. Причем стоимость определяется затрата­ми труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара.


В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров.

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость ,и ценность (полезность) товара. Последняя определя­ется законом спроса и предложения (цена = стоимость + цен­ность, или полезность).

Рыночная цена выполняет следующие функции:

.информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

. стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.;

. распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

. учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

. балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением.

По степени свободы цены бывают:

. :жестко фиксированные (твердые цены). Они назнача­ются органами ценообразования;

. регулируемые. Такие цены регулируются государством,

прежде всего их верхний предел;

. рыночные - свободные от вмешательства государства;

. сопоставимые - это цены различных лет;

. расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

. прейскурантные - это указатели цен;

. прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством;

договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены, назначенные ко­миссией или аукционом.
5. Преимущества и недостатки рынка.

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки.

К преимуществам относятся :

-способность эффективно распределять ресурсы. Они по­ступают туда, в чьих товарах и услугах люди и общество нуж­даются;

- поворачивает производство лицом к потребителю;

- дает свободу в действиях потребителям и производителям; способствует быстрой адаптации к изменяющимся усло­виям.

позволяет оптимально использовать достижения НТП в области создания новых товаров и услуг, внедрения новой тех­ники и технологии;

. способствует удовлетворению разнообразных потребно­стей людей и общества в целом.



Недостатки рынка:

. не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

. не обеспечивает защиты окружающей среды и сохране­ние невоспроизводимых ресурсов (газ, нефть, руда и т. д.);

. не создает условия для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.);

. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; не ориентирован на производство социально необходи­мых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги;

. не способствует созданию социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, социально-культурные объ­екты и т. д.).

Современный рынок является отражением смешанной эко­номики, которая регулируется государством с помощью налого­обложения, антимонопольным законодательством, распределе­нием госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструк­туры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях,

заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой.

государственными финансовыми ресурсами. Свободного рынка, полностью избавленного от государственного воздействия, ни­где давно уже нет. В развитых странах регулирование осущест­вляется: через госсобственность (во Франции, Австрии, Израи­ле), через смешанные фонды с участием госбюджета (США, Япония, Великобритания и др.). Формы влияния на экономику разные, но государство старается не упускать из-под своего кон­троля экономическую ситуацию в стране.

Характерная черта рынка - насыщенность его товарами мас­сового производства. Конкуренция становится регулируемой. Это результат госвмешательства в экономику. Конкуренция способствовала появлению гибкого, мобильного производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей. Наемные работники приобрели право стать собственниками и участниками в управлении производством путем приобретения акций своих предприятий по льготным ценам.

Тема 6. Предприятия в рыночной экономике

  1. Фирмы и предприятия.

  2. Основные положения теории фирм.

  3. Факторы повышения доходности деятельности предприятий.

  4. Издержки и ценообразование на предприятии.

1. Фирмы и предприятия.

Предпринимательская деятельность осуществляется в опре­деленных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.

В экономической литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.

Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.

Поэтому в современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.

В современной экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:

  • юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

  • производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

  • финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.

Предприятие - первичное технологическое образование.


В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.

Общая классификация фирм и предприятий происходит по

следующим признакам:

по сферам деятельности

  • по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);

  • по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);

  • по территориальному признаку (национальные, региональные, местные, международные, транснациональные и т. д.);

  • по размерам, (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);

  • по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);

  • по характеру образования (договорные и уставные);

по организационно-правовым признакам

Особо следовало бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, участники которого связаны общностью интересов, договора­ми, капиталом, участием в совместной деятельности. Объеди­нение происходит вокруг головного предприятия (холдинга), которое держит акции всех участников и их контролирует. Участники, расположенные в разных регионах, сохраняют хо­зяйственную самостоятельность, остаются юридическими ли­цами, являясь дочерними компаниями или филиалами голов­ной компании.

Трест - объединение фирм (предприятий), в котором участ­ники теряют свою производственно-торговую самостоятель­ность и руководствуются решениями головного центра.

Синдикат - объединение фирм (предприятий), выпускаю­щих однородную продукцию. Сбыт продукции осуществляется через единую торговую сеть, контору. Участники сохраняют