Файл: Сенат как высший судебный орган Российской империи 18641917 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Эволюция Сената как высшего органа власти в начале XVIII – середине XIX вв.
Петр I во время своих долговременных отлучек, часто препятствовавших ему заниматься текущими государственными делами, многократно (в 1706, 1707, 1710гг.) передавал дела многообразным выбранным лицам, от которых требовал, чтобы, не обращаясь к нему за какими-либо разъяснениями, администрировать действия, как ответить на них ответ в судный день.

Сенат, возникнувший взамен Боярской думе, стал первым государственным органом в России, сделанным Петром I по образцу западноевропейских государственных учреждений. Он был учрежден Указом от 22 февраля 1711 года и первоначально организовывался будто скоропреходящий и чрезвычайный высший орган государственного управления с пространными полномочиями на время отсутствия царя (вплоть до законодательных собраний).

Организованный Петром Сенат ни в малейшей ступени не сходствовал на одинаковые иностранные учреждения (Швеция, Польша) и походил своеобразным условиям русской общегосударственной жизни того времени.

Практическое, хозяйственное значение Сената обуславливалось не исключительно размером и объемом данных ему полномочий, однако и системой учреждений, группировавшихся кругом него и образующих с ним единственное, целое3. Такие были, прежде, комиссары, по два от всякой губернии, [для спроса и принимания указов]. Уполномоченные не исключительно воспринимали указы, однако и следили за их исполнением, привозили неотложные извещения в Сенат, реализовывали его задания на местах. Позднее, с созданием коллегий, свойство комиссаров уменьшилось. Коллегии стали промежуточным звеном между Сенатом и провинциями. Одновременно с учреждением Сената господствовал Петр [вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате]. Следовательно, к Сенату отошло [писание в чины], другими словами предназначался для всех воинских и граждански должностей, распоряжался всеми классами службы, вел на него списки, водил проверки, обманывал апробации и следил после соблюдением сокровенность службы. Увольнительный стол первоначально был переустроен в портативный кабинет, также прикрепленный к Сенату, а 5 февраля 1722 года в Сенат был назначен герольдмейстер, который отвечал за класс службы через Канцелярию герольдмейстера.


12 января 1722 года учреждена прокуратура в виде трудоемкой и складной налаженности надзора не исключительно за Сенатом, но и за всеми основными и местными управленческими и судебными учреждениями. Прокуратурой руководил генпрокурор, как глава Сенатской канцелярии и как надзорный орган Сената. Сподвижник ведущего прокурора в Сенате был генеральным прокурором. В апреле 1714 года был запрещен предлагать государю жалобы на незаслуженные решения Сената. Данный запрет привнес абсолютно новоиспеченное возникновение для России. До тех пор правитель мог пожаловаться на любое учреждение. Этот запрет был повторен в Указе от 22 декабря 1718 года, и за жалобы на Сенат была установлена ​​смертная казнь.

Организованный 8 февраля 1726 года Тайный Верховный Совет при Екатерине I и исключительно при Петре II, фактически реализовывал все полномочия высшей власти. По данной причине расположение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием, полностью изменилось. Хотя степень власти в руках сената, особенно в первые дни соборного4, официально он не претерпевал бесповоротных изменений, а круг дел его ведомства временами даже расширялся. Общее значение Сената в системе государственных учреждений менялось очень быстро в силу того простого факта, что Верховный Тайный Совет стоял над Сенатом.

После радикального развала петровских (1727-1728) местных учреждений губернское управление пришло в полный разброд. В этой ситуации центральные учреждения, в том числе председательствовавший в них Сенат, потеряли всякую реалистичную силу. Ослабевший по своему составу Сенат был почти лишен средств контроля и местных исполнительных органов, но продолжал нести на своих плечах усталость текущей мелкой государственной работы. Сенат тоже при Екатерине признал титул воеводы [неприличным] и заменил его титулом [высокий]. Верховный Совет требовал отчетов от Сената, запрещал ему незаконные покупки, делал выговор Сенату и угрожал штрафами.

Когда планы верховников потерпели провал и императрица Анна снова «приняла» самодержавие, то Указом от 4 марта 1730 года Верховный тайный совет был упразднен, а Правительствующему Сенату возвращены его прежняя сила и достоинство. Число сенаторов было увеличено до 21, а в состав Сената вошли наиболее видные сановники и государственные деятели. Через несколько дней должность рекетмейстера была восстановлена. Сенат вновь сконцентрировал в своих руках все управление.

1 июня 1730 года Сенат был разделен на пять департаментов, для облегчения его работы и освобождения влияния от Канцелярии. Их задачей была предварительная подготовка всех дел, которые должны были решаться общим собранием Сената, как и прежде. Их задачей была предварительная подготовка всех дел, которые должны были решаться общим собранием Сената, как и прежде. Фактически деление Сената на департаменты не произошло. Для надзора за Сенатом Анна Иоанновна думала сначала ограничиться тем, чтобы давать ей два заявления в неделю, одно о решенных делах, другое о делах, по которым Сенат не мог решить без доклада императрице. Однако 20 октября 1730 г. было признано необходимым восстановить должность генерал-прокурора.



В 1763 году Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. I отдел ведал государственными внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами в губерниях, занимавших особое положение (Малороссия, Лифляндия, Эстония, Выборгская губерния, Нарва), IV — делами военными и морскими. Среди московских ведомств административными делами заведовал V, а судебными — VI. Все ведомства были признаны с равной силой и достоинством. Как правило, все вопросы решались в ведомствах (единогласно) и только после передачи разногласий на общее собрание. Эта мера оказала очень серьезное влияние на политическое значение Сената. Его указы стали исходить не от собрания всех самых знатных людей в государстве, а только от 3-4 человек, с которыми считаться было гораздо легче. Гораздо большее влияние на решение дел в сенате получили генеральный прокурор и главные прокуроры.

С точки зрения обстоятельства деление Сената на департаменты принесло большую пользу. Во многом ликвидировав невообразимую медлительность, отличительную черту делопроизводства Сената. Еще более чувствительный и ощутимый ущерб значению Сената наносило то, что из него постепенно изымались дела, располагающие положительное национальное значение, оставляя на его долю только суд и обыкновенную управленческую деятельность.

Несмотря на то, что Указ от 8 сентября 1802 года был результатом серьезного стремления императора и его окружения повысить значение Сената. Он не внес почти ничего нового в свою организацию и в свои отношения с другими учреждениями.


2. Сущность и организационно-правовые характеристики Сената к середине XIX в.

Формирование Российского государства непреложно объединено с градационным развитием органов государственной власти. Правительствующий Сенат занимает особое место в истории страны. 22 февраля 1711 года данный аппарат был создан Указом царя Петра I и отражал господствовавший взгляд монарха на государственное устройство России начала XVIII века. Нужно отметить, что царствование Петра I довольно основательно выучено в отечественной исторической литературе. Впрочем все-таки присутствуют кое-какие пробелы как в оценке деятельности новых государственных органов, которые были созданы царем, так и в функциях, выполняющихся в определенный исторический период5.

Первоначальный состав Сената состоял не из поверенных политической элиты, а из крупнейших политиков того времени.


Сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря, назначаемых государем:

  • «Господин граф Мусин Пушкин,

  • Господин Стрешнев,

  • Господин князь Петр Голицын,

  • Господин К. Михайла Долгорукий,

  • Господин Племянников,

  • Господин К. Григорей Волконской,

  • Господин Самарин,

  • Господин Василей Апухтин,

  • Господин Мелницкой,

  • Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»6

При назначении сенаторов Петр I руководствовался не происхождением и чином. Возможно, по этой причине должность сенатора не была включена в Реестр степеней и не зафиксирована за классами.

Другими словами, можно сказать, что Сенат базировался не на принципе дворянства, а на компетентности, старшинстве и близости к царю.

Нужно отметить, что изначально Сенат появился как орган с монолитной структурой. По своей внутренней организации отличались только наличием, куда входили все сотрудники, и канцелярия.

Модифицирование структуры органов общегосударственной власти в Российской империи XIX века, в том числе министерства, Государственный совет, их последующее развитие и наделение новыми управленческими функциями неразрывно связано с преобразованиями, которые претерпел Правительствующий Сенат в должности – период реформ. Эти явления были связаны, прежде, с грандиозной судебной реформой 1860-х гг. XIX века, что повлекло за собой изменение как нормативно-правовой базы, стабилизирующей судопроизводство, аналогично иерархии и состава судебных учреждений Российской империи рассматриваемого периода.

На момент реформы Сенат представлялся государственным органом, заключающимся из двенадцати департаментов: первый – в ведении администрации; второй, третий, четвертый, седьмой и восьмой апелляционный отдел по гражданским делам; пятое и шестое штрафные управления, девятое и десятое варшавские управления, а также отдел герольдии и отдел межевания.

Также в Сенате находились Генеральное собрание Московских ведомств, Общее собрание первых трех ведомств и Геральдического ведомства, Общее собрание Четвертого, Пятого и Пограничного ведомств, Общее собрание Варшавских ведомств. Такая структура позволяет сделать вывод о тенденции усиления правовой составляющей в работе Правительствующего Сената.

Среди серьезных преобразований Сената, которые происходили при императоре Александре II, это упразднение ряда его ведомств, а также создание нескольких новых.

Главные изменения, касающиеся судебной реформы, затрагивающие структуру Сената при власти, вылились в установление декретом Сената от 16 апреля 1866
года двух кассационных секций, гражданской и уголовной7. В то же время было создано Общее собрание кассационных департаментов.

В августе 1864 года проекты судебных законов привнесены для рассмотрения Государственного совета. 20 ноября 1864 года одобрены Александром II. Судебные законы предусматривали некомпетентность и самостоятельность административных органов, несменяемость судей и следователей, равенство подсудности перед законом, состязательность и гласность судебного разбирательства с участием присяжных и адвокатов. Были введены новые судебные учреждения – коронный и мировой суды.

Сенат оставался высшим судебным и надзорным органом. Наибольшее влияние на работу Сената оказала судебная реформа 1864 года, которая затронула как его функции, так и его организационную структуру.

За 51,5 года существования Правительствующего Сената сенаторами было назначено 176 человек, в том числе 11 человек - впервые, при этом 10 сенаторов (П.П. Веселовский, А.И. Войцехович, П.Н. Гусаковский, А.Е. Матюнин, Н.Н. Мясоедов, М.В. Поленов, П.И. Торнау, А.Ф. Штакельберг, П.А. Юренев) дважды назначались для участия. Таким образом, общее количество назначений достигло 186.

Так, Департаменты, к которым принадлежали видные члены верхней палаты, еще больше усилили его влияние, в том числе неформальное, на администрацию. В основном это были вопросы нынешнего руководства, не имевшие политического интереса. Исключение составляли дела, по которым судили сановников и депутатов, но в этой области император мало прислушивался к мнению ведомства.

3. Реорганизация судебных функций Сената в соответствии с судебной реформой 1864г.

После судебной реформы 1864 года Верховным судом в Российской империи стал так называемый Кассационный сенат, который состоял из двух ведомств — гражданского и уголовного. Официально они оба были членами Правительственного Сената, в который входили и другие ведомства. Однако [единство Сената] было лишь формальностью.

Действительно, единого руководства не было. Император считался номинальным президентом, но посещал Сенат только в самых торжественных случаях. В целом Правительственный Сенат практически не собирался и не решал в полном объеме ни одного вопроса. Таким образом, кассационные департаменты представляли собой, по существу, особый институт, члены которого, в отличие от всех других сенаторов, имели статус судей и, следовательно, пользовались гарантиями несменяемости