Файл: Сенат как высший судебный орган Российской империи 18641917 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.

В Правительствующем Сенате были созданы два кассационных департамента для управления судебной системой в качестве верховного кассационного суда: один для уголовных дел, а другой для гражданских дел.

Кассационные отделы Правительствующего Сената находятся в Санкт-Петербурге.

Из кассационных отделений Сената в случаях, предусмотренных законом, образуется его общее собрание.

Кассационными отделами руководили первые присутствовавшие сенаторы. На эту должность монарх назначил одного из имеющихся сенаторов. Он же назначал первое лицо, присутствующее в Генеральном собрании, и обычно на эту должность помещалось, так сказать, по совместительству первое присутствующее одно из кассационных ведомств. Следовательно, первыми присутствующими в Кассационном Сенате официально были верховные судьи в Российской империи.

Это подчеркивалось не только особым царским назначением, но и повышением жалованья. Если [простой] сенатор получал в год 7000 рублей, то первый подарок в ведомстве — 8000, а первый подарок в Генеральном собрании — 9000. Только он получал такую ​​зарплату в судебной системе (визуально эта разница в зарплатах и ​​должностях могла выражаться, например, в размере квартиры. Например, сенаторов Николая Таганцева (первого присутствующего) и Петра Юренева. Таганцев занимал 10-комнатную квартиру и платил за нее 2460 рублей в год, а Юренев — 6 комнат, за которую платил всего 1060 рублей).

Важно, что те, кто первыми присутствовали в Кассационном сенате, пользовались гарантиями пребывания в должности, тогда как в других отделах Сената они назначались только на один год. Это говорит о том, что верховная власть весьма последовательно проводила принцип судебной независимости, в том числе высшей, импичмента (хотя никто ее к этому не принуждал, и вполне может ограничить [инвестиции] от первого дара с предстоящим переименованием)9.

Хотя гражданская и уголовная палаты обычно действовали отдельно друг от друга, некоторые важные правовые вопросы выносились на общее собрание кассационных палат, т. е. на их совместное пленарное заседание.

Потому что жесткого [ядра власти] в судебной системе Российской империи не было. Первыми вмешались [старейшины] судебной власти, его [лицо].

Ее влияние на ход вещей было показано ниже. Первые присутствующие раздавали дела сенаторам, проводили заседания их ведомств, задавали вопросы о голосовании, поддерживали порядок в кабинете. И это несмотря на то, что чиновники Сената формально входили в состав Генеральной прокуратуры. В их распоряжении были судебные приставы.


Первый присутствующий провозглашал решение Сената по делу, фактически – резолютивную его часть10.

Очень важным правом первого лица, присутствующего на Общем собрании, было задавать ему вопросы, требующие официального перевода. Кроме него, только министр юстиции имел право просить Генеральную Ассамблею разъяснить вопросы, вызывающие затруднения в правоприменении. И последнее слово в издании постановлений Сената оставалось за первыми, кто присутствовал в ведомствах, т. е. именно им предстояло выбрать те судебные документы, которые будут опубликованы для разъяснения закона. Это позволило первому присутствию направлять юридическую практику. Они имели право решать, какие кассационные решения станут прецедентами.

Совместное присутствие Первого и Кассационного департаментов Сената предназначено для окончательного решения вопросов, связанных с подведомственными спорами между судебными и государственными органами и в иных случаях, прямо предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом.11

В каждом кассационном отделе Правительствующего Сената имеется несколько назначаемых государством сенаторов, один из которых назначается первым из присутствующих.

На общее собрание кассационных департаментов Сената будет назначен специальный первый участник.

Следует отметить, что судебные полномочия Сената регулярно видоизменялись и дополнялись по мере развития законодательства и изменения структуры государственных органов, особенно тех, которые обладали судебными полномочиями по отдельным категориям дел, например Государственного совета. Несомненно, до 1917 г. судебная власть имела тенденцию к явному доминированию в деятельности Сената, но избавиться от какой-либо дальнейшей власти контроля и надзора не удалось.

4. Сенат в системе высших органов власти в последней трети XIX – начале XX вв.

Затем были созданы еще шесть экспедиций в составе Первого отдела Сената. Эти структурные изменения были особенно активны в период 1914-1917 гг., что, безусловно, связано с внутри- и внешнеполитическими факторами. Деятельность новых экспедиций в основном касалась рассмотрения дел, возникающих из-за споров о взыскании различных сборов, налогов, пошлин, платежей в пользу государственной казны, например промыслового налога, введенного 8 июня 1898 года

12, налогов на недвижимость, подоходный налог и др.

Д.И. Раскин дает следующую периодизацию и описание полномочий новых экспедиций Первого отдела Сената13:

  • в 1914 году была создана Седьмая экспедиция, которая занималась спорами о промысловых налогах, образовании и закрытии обществ, деятельности сект и старообрядцев, правах на изобретения и некоторых других спорах;

  • в 1915 году была учреждена Восьмая экспедиция, которая рассматривала споры о государственной пошлине на недвижимое имущество, страховые споры, споры о списании государственной недоимки и излишне уплаченных налогов, споры о реализации казенного имущества;

  • в 1917 году произведены девятая, десятая, одиннадцатая и двенадцатая партии. Девятая экспедиция занималась спорами по подоходному налогу с населения и налогу на капитал. Десятый касался споров по поводу основного налога на бизнес, взимаемого с предприятий. 11-е совещание урегулировало споры по поводу дополнительного корпоративного налога, взимаемого с неотчитывающихся компаний, а 12-е совещание урегулировало споры по поводу того же вида налога, взимаемого с отчитывающихся компаний.

Исходя из изменений, внесенных в институт Правительствующего Сената, новая структура Сената с 1 мая 1917 г. должна была выглядеть так. Из существовавших ранее отделов в его составе остались два: Гражданский кассационный отдел и Уголовный кассационный отдел. Остальные были упразднены, а на их основе образовано четыре новых отдела: первый, второй, третий и четвертый.

19 марта 1917 года Временное правительство, рассмотрев устное предложение министра юстиции о скорейшем вступлении в силу Закона о преобразовании Правительствующего Сената, постановило просить министра юстиции принять меры к скорейшему вступление в силу Закона о Правительствующем Сенате. Законом от 26 марта 1917 года в декабре 1916 года был установлен единый оклад для всех сенаторов в размере 10 000 рублей в год.

Постановлением Временного Правительства от 29 апреля 1917 года было отложено внесение изменений в структуру Сената до 10 мая 1917 года14,15.

К сожалению, до конца своего существования Сенат не был освобожден от ряда административно-распорядительных полномочий, что не позволило ему стать исключительным органом судебной власти. Многие проекты реформ так и не были реализованы на практике. Во многом эти преобразования привели к сохранению за Сенатом двух основных функций — судебной и административной.


Самостоятельности Сената как судебного органа не способствовала и особая роль министра юстиции, принимавшего непосредственное участие в деятельности Сената, не допускавшая разделения исполнительной и судебной властей.

Заключение

Решение огромных исторических задач приведения России в новое состояние, преодоления ее былой отсталости по сравнению со странами Западной Европы неизбежно требовало качественно новых государственных учреждений.

И таким учреждением был Правительственный сенат, созданный Петром I в 1711 году.

При оценке роли Сената в государственном управлении следует иметь в виду, что его трудно понять с точки зрения современного государства и права. Он определялся не законом, а очень широкими полномочиями.

Позднее, когда власть переходила от одного императора к другому, и каждый организовывал при себе государственный орган, упраздняя другой, оставленный предыдущим императором, Сенат, символизировавший одно из важнейших предприятий Петра в регионе, государственное управление выглядело с большой надеждой, потому что это было единственное учреждение в империи, внутри которого, в силу его старшинства и авторитета, могло быть создано что-то хорошее.

Сенат был единственным высшим государственным органом, существовавшим в Российской империи так долго, а именно с 1711 по 1917 год, и хотя иногда его функции менялись или переплетались с функциями других государственных учреждений, именно он был органом управления, которая воплощала в себе преобладание характеристики монархического контроля над легитимностью.

Подводя итоги обзора изменений в структуре и функциях Правительствующего Сената, можно сделать ряд выводов.

Грандиозная реформа судебной системы империи, проведенная императором Александром II, законодательно закрепила роль Сената как высшего судебного органа империи, который своими решениями фактически восполнял существующие в законодательстве пробелы, хотя и нет законодательной функции. Как О.В. Сазанкова, Сенат со второй половины 19 по начало 20 века принял более 500 постановлений, которые легли в основу регулирования общих положений сделок. Сенат в этот период «начал адаптировать архаичные нормы законов, не отвечающие условиям и потребностям современной жизни, меняющимся условиям и активному развитию отношений»16.

Судебная реформа 1864 г. дала Сенату возможность участвовать в экономической функции государства. Так, за период с 1870 по 1904 гг. было принято 320 постановлений различных ведомств Сената по делам, связанным с железнодорожной отраслью, что позволило решить важные инфраструктурные проблемы растущего российского хозяйства и промышленности.


Сенат выступал в качестве органа административной юстиции, главным образом через свой Первый отдел, рассматривая споры, возникающие в ходе деятельности губернаторов и губернских палат, городов и земских учреждений. На завершающем этапе своего существования в 1917 году Сенат был официально обозначен как высший административный суд, но, к сожалению, этого не произошло в связи с революционными событиями.

Сенат продолжал осуществлять функцию формирования служилого сословия, осуществляемую Департаментом геральдики, в рамках которой осуществлял регистрацию дворянских родов, признание дворянского достоинства и создание дворянских гербов семьи. В компетенцию Сената входило также формирование судейского корпуса страны.

Правительствующий Сенат продолжал следить за деятельностью всех территорий империи посредством специфической формы такой деятельности, называемой временными губернскими смотрами, проводимыми отдельными сенаторами от имени императоров, а позднее по решению Временного совета. Правительство. Эта контрольная функция позволяла Сенату опосредованно, через отдельных своих представителей, собирать подробную информацию о реальном состоянии общественных дел в стране и оказывать предусмотренное законом воздействие на протекающие негативные процессы. Этих же людей вызывали для проведения ревизий в случае крупных долгов по налогам и гонорарам, что свидетельствует об участии Сената в финансовых функциях государства.

Сенат через деятельность Межевого департамента, а затем Судебного департамента участвовал в земельном управлении огромной территорией империи, что позволяло ясно понимать использование земли, владение ею разными людьми, ее Вклад в картографирование больших территорий сформировал особый слой профессиональных чиновников, занимавшихся геодезическими работами и способствовавших формированию геодезических методов. Дело этого отдела представляет собой огромную опись Российского государственного исторического архива в количестве 54 752 единиц хранения, представляющую интерес для отдельного изучения.

На Правительствующий Сенат была возложена функция, как официального издания нормативных законов государства, так и в дальнейшем систематизации законодательства страны.

В этой работе мною всесторонне раскрыты сущность и проблемы реформы верховной власти России - Сената XVIII века.