Файл: Разгневан потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы. Только внимательное отношение к ребёнку в школе позволяет на более ранней стадии обнаружить неблагополучие в его семье, помочь ему и его родителям и близким.
«Стрелки». Одной из основных форм разрешения конфликтов между школь- никами являются встречи, где происходят драки, которые дети называют «стрѐлками». Фактически, именно участие в «стрелках» формирует у детей ис- ходный силовой опыт разрешения конфликтов.
«Травля в школе» -продолжительное подавление одних людей другими, не переходящее в правонарушение. . Сначала начинаются стычки между несколькими учениками (агрессорами и жертвами), постепенно в нее включаются другие ученики класса – чтобы поддерживать ту или иную сторону, чтобы не оказаться «вне коллектива» и так далее. Жертва, защищаясь, начинает резко отвечать обидчикам (что трактуется как агрессия) или жаловаться (что трактуется как ябедничество). Класс делиться на несколько групп (по своему отношению к происходящему). То есть процесс травли идет по нарастающей с переплетением позиции жертва-обидчик. Жертву начинают провоцировать (это не сложно, поскольку жертва находится в стрессовом состоянии). Первоначальная травля со стороны группы ровесников и резкая реакция жертвы травли вызывает неприязнь у других одноклассников, чувство отверженного еще более обостряет эмоции и деструктивные реакции жертвы на уроках - на что начинают резко реагировать учителя, а затем и родители учеников класса. От жертвы травли хотят избавиться не только одноклассники, но и некоторые родители (поскольку он «ведет себя неадекватно», чем мешает их детям учиться), и некоторые педагоги (поскольку он мешает им на уроках). Травля переносится на родителей ребенка-изгоя (как «не умеющих воспитывать ребенка»), которые в ответ на постоянные претензии педагогов начинают защищать его и себя, на что подключается администрация. Теперь родители жертвы отстаивают своего ребенка вопреки его агрессивным действиям, поскольку видят что справедливость не восстанавливается . и их ребенка никто не поддерживает. Начинается конфликт между родителями жертвы и школой, которая «не обеспечивает» безопасность ребенка, направляются жалобы в вышестоящие органы но родителей и на школу. Воронка эскалации расширяется. Попытки уладить ситацию со стороны администрации часто сводятся к поиску виноватого, и к тому, что виноваты оба, а также к угрозе наказанием. Это все усиливает давление на жертву. Подросток реагирует все агрессивнее, с применением силы, постепенно из жертвы превращаясь в обидчика – ему жестко отвечают – и он опять жертва. Теперь те, кто раньше пытался в классе его защищать, сами оказываются перед выбором - как относится к его агрессии и на чью сторону встать. Некоторые школьники (и со стороны обидчиков, и со стороны жертв) начинают использовать конфликт взрослых в своих интересах, манипулируя сообщаемой взрослым информацией и угрожая жалобами родителей. Каждая из сторон конфликта стремиться привлечь побольше сил «в свой лагерь» - полицию, КДНиЗП (или органов опеки), СМИ и пр.
Например, в одной школе мальчик, ранее воспитывающийся в детском доме, придя в общеобразовательную школу, стал мешать классу и учебе. Его отвергает часть одноклассников и часть учителей. В ответ он совершает разрушительные действия (отвлекается на уроке, дерется), и против него объединяется значительная часть класса. Ему администрация дает «испытательный срок», в ходе которого некоторые одноклассники (видимо, при поддержке своих родителей) стараются его «вывести из себя», чтобы продемонстрировать педагогам отсутствие его исправления и таким образом избавиться от него. То есть, фактически они его провоцируют на агрессию. То есть жертва «оказывается» обидчиком, который в одиночку мешает всему классу, потом вновь оказывается «жертвой», потом он снова проявляет агрессию и так далее.
В ходе обсуждений медиаторы службы примирения выяснили следующее:
В классе не было никого, кто бы за него заступался. Мальчика спросили, кого он считает своими друзьями. Он назвал двоих одноклассников, но которые то заступались, то наоборот примыкали к гонителям. Поэтому первой задачей было поддержать их взаимодействие, чтобы он не был один против всего «мира», чтобы вокруг него были те, кто его поддерживает (а не попытка сразу изменить отношение обидчиков).
У него не оказалось определенных навыков взаимодействия, которые есть у других одноклассников, но зато у него есть другие навыки, которые ему помогали в другой ситуации – например, не сломаться в детском доме или «выжить» при переезде в другую среду. То есть нельзя сказать, что его навыки «вообще плохие» - просто в этой школе они оказались неуместные. И это можно обсудить с ним и с остальными учениками.
Он мешает учительнице вести урок и поэтому она не прощает ему то, на что у других «закрывает глаза». Некоторые ученики воспринимают такую реакцию учительницы как разрешение им быть агрессивными к подростку, а другие начинают провоцировать на агрессию. Некоторые учителя не замечают (или не хотят замечать) как их негативное отношение влияет на мнение других учеников. Это тоже возможная тема для обсуждения.
Поведение ребенка-изгоя не соответствует социальным нормам (ожиданиям) этой конкретной группы. Но в разговоре группа не смогла четко сформулировать эти нормы, они с подростком-изгоем не обсуждались, вроде «он и сам должен понять». Но у подростка затруднена как раз способность к пониманию других людей, в том числе таких тонких элементов поведения как намеки, осуждение, изоляция и принятие, уместность того или иного действия, «расшифровка» эмоционального состояния другого человека.
В этой ситуации всем важно было «сохранить свое лицо». Поэтому в ответ на неприятное для него поведение других ребят он не молча терпел, а отвечал им, и достаточно агрессивно. Но реагировать спокойно на внешнюю агрессию может только человек, чувствующий себя в безопасности, владеющий приемами саморегуляции, не находящийся в стрессе. Поскольку ничего этого не было, то странно ждать или просить от него иной реакции, чем агрессия.
И еще один момент: невозможно строить мосты с одной стороны. Одноклассники говорили, что подросток-жертва начинает меняться и описывали примеры, но учителя (и некоторые другие школьники), по их мнению, этого не видят, а ждут разового кардинального изменения, что «он прекратит так себя вести». И в этом смысле не поддерживают сложный и не быстрый процесс улучшения. То есть, вместо поддержки процесса выхода из ситуации травли, высказываются оценки и требования. Интересно, что некоторые одноклассники, когда говорили о проявлениях агрессии, отмечали: «он ведет себя как обычно», а другие говорили «он ведет себя как раньше» - то есть для некоторых уже видны изменения, а для некоторых еще нет.
С куратором были сформулированы возможные вопросы на
-
Как его способы и ценности помогли ребенку справиться с трудными жизненными ситуациями (детский дом, приход в новую школу и пр.)? -
Какие у других учеников есть способы справляться с трудными ситуациями? -
Что из этого он может взять к себе в «копилку»? -
Кто готов ему в этом помочь? -
Какой вред и кому приносить эта ситуация? -
К каким негативным последствиям может привести ее развитие в том же направлении? -
Кто из вас и что может сделать для ее исправления.
После прояснения вышеперечисленных моментов, одноклассники, входящие в службу примирения перестали поддерживать процесс травли и заявляли в классе о недопустимости подобного. Кроме того они говорили учителям о фактах провокации (что «он не виноват»).
Как я уже сказала, конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Нейтральный посредник (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и Положения о школьной службе примирения.
Куратором школьной службы примирения является зам.директора по ВР. В состав ШСП входят соц.педагог, педагог-психолог, 2 опытных классных руководителя, 2 старшеклассницы (1 лидер школы).
Документация ШСП:
-
приказ о создании службы примирения и назначении куратора (руководителя) -
положение о школьной службе примирения -
формы мониторинга деятельности службы ??? -
регистрационная карточка -
примирительный договор -
журнал регистрации конфликтов -
план работы ШСП на год
В план работы на год мы включили проведение классных часов для учащихся 1-4 классов «Общение без конфликтов», для 5-11 классов «Разрешение конфликтных ситуаций в классе»
Основные восстановительные программы ШСП:
-программа примирения
-круг сообщества
-семейная встреча
Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.
Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.
Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)
Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность за случившееся и хочет исправить ситуацию.
Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.
Программа примирения в семье
При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.
Школьная и общественная конференция
Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступает группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопросов, связанных с систематическим срывом занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, учителем и классом.
Задача медиатора помочь понять участникам конфликта, что нет «жертв» и «законченных отморозков», а есть люди, которые не поняли друг друга и не знают как конструктивно изменить ситуацию.
Семейная конференция
Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Обучающимся не обязательно полностью возмещать причиненный ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме, того частично могут помочь и родители.
«Круги заботы»
Одна из самых сложных программ примирения. Такие круги проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать эквивалент первичной социальной среды.
«Безопасность в школе – это….»
Школа - это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.
Безопасность в школе прежде всего зависит от взрослых, ведь именно они своими поступками и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей, умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.