Файл: Разгневан потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы. Только внимательное отношение к ребёнку в школе позволяет на более ранней стадии обнаружить неблагополучие в его семье, помочь ему и его родителям и близким.

«Стрелки». Одной из основных форм разрешения конфликтов между школь- никами являются встречи, где происходят драки, которые дети называют «стрѐлками». Фактически, именно участие в «стрелках» формирует у детей ис- ходный силовой опыт разрешения конфликтов.

«Травля в школе» -продолжительное подавление одних людей другими, не переходящее в правонарушение. . Сначала начинаются стычки между несколькими учениками (агрессорами и жертвами), постепенно в нее включаются другие ученики класса – чтобы поддерживать ту или иную сторону, чтобы не оказаться «вне коллектива» и так далее. Жертва, защищаясь, начинает резко отвечать обидчикам (что трактуется как агрессия) или жаловаться (что трактуется как ябедничество). Класс делиться на несколько групп (по своему отношению к происходящему). То есть процесс травли идет по нарастающей с переплетением позиции жертва-обидчик. Жертву начинают провоцировать (это не сложно, поскольку жертва находится в стрессовом состоянии). Первоначальная травля со стороны группы ровесников и резкая реакция жертвы травли вызывает  неприязнь у  других одноклассников, чувство отверженного еще более обостряет эмоции и деструктивные реакции жертвы на уроках -  на что начинают резко реагировать учителя, а затем и родители учеников класса. От жертвы травли хотят избавиться не только одноклассники, но и некоторые родители (поскольку он «ведет себя неадекватно», чем мешает их детям учиться), и некоторые педагоги (поскольку он мешает им на уроках). Травля переносится на родителей  ребенка-изгоя (как «не умеющих воспитывать ребенка»), которые в ответ на постоянные претензии педагогов начинают защищать его и себя, на что подключается администрация. Теперь родители жертвы отстаивают своего ребенка вопреки его агрессивным действиям, поскольку видят что справедливость не восстанавливается . и их ребенка никто не поддерживает. Начинается конфликт между родителями жертвы и школой, которая «не обеспечивает» безопасность ребенка, направляются жалобы в вышестоящие органы но родителей и на школу. Воронка эскалации расширяется. Попытки уладить ситацию со стороны администрации часто сводятся к поиску виноватого, и к тому, что виноваты оба, а также к угрозе наказанием. Это все усиливает давление на жертву. Подросток реагирует все агрессивнее, с применением силы, постепенно из жертвы превращаясь в обидчика – ему жестко отвечают – и он опять жертва. Теперь те, кто раньше пытался в классе его защищать, сами оказываются перед выбором -  как относится к его агрессии и на чью сторону встать.  Некоторые школьники (и со стороны обидчиков, и со стороны жертв) начинают использовать конфликт взрослых в своих интересах, манипулируя сообщаемой взрослым информацией и угрожая жалобами родителей. Каждая из сторон конфликта стремиться привлечь побольше сил «в свой лагерь» - полицию, КДНиЗП (или органов опеки), СМИ и пр.


Например, в одной школе  мальчик, ранее воспитывающийся в детском доме, придя в общеобразовательную школу, стал мешать классу и учебе. Его отвергает  часть одноклассников и часть учителей.  В ответ он совершает разрушительные действия (отвлекается на уроке, дерется), и против него объединяется значительная часть класса. Ему администрация дает «испытательный срок», в ходе которого некоторые одноклассники (видимо, при поддержке своих родителей) стараются его «вывести из себя», чтобы  продемонстрировать педагогам отсутствие его исправления и таким образом избавиться от него. То есть, фактически они его провоцируют на агрессию. То есть жертва «оказывается» обидчиком, который в одиночку мешает всему классу, потом вновь оказывается «жертвой», потом он снова проявляет агрессию и так далее.

В ходе обсуждений медиаторы службы примирения выяснили следующее:

В классе не было никого, кто бы за него заступался. Мальчика спросили, кого он считает своими друзьями. Он назвал двоих одноклассников, но которые то заступались, то наоборот примыкали к гонителям. Поэтому первой задачей было поддержать их взаимодействие, чтобы он не был один против всего «мира», чтобы вокруг него были те, кто его поддерживает (а не попытка сразу  изменить отношение обидчиков).

У него не оказалось определенных  навыков взаимодействия, которые есть у других одноклассников, но зато у  него есть другие навыки, которые ему помогали в другой ситуации – например, не сломаться в детском доме или «выжить» при переезде в другую среду.  То есть нельзя сказать, что его навыки «вообще плохие» - просто в этой школе они оказались неуместные. И это можно обсудить с ним и с остальными учениками.

Он мешает учительнице вести урок и поэтому она  не прощает ему то, на что у других «закрывает глаза». Некоторые ученики воспринимают такую реакцию учительницы как разрешение им быть агрессивными к подростку, а другие начинают провоцировать на агрессию. Некоторые учителя не замечают (или не хотят замечать) как их негативное  отношение влияет на мнение других учеников. Это тоже возможная тема для обсуждения.

Поведение ребенка-изгоя не соответствует социальным нормам (ожиданиям)  этой конкретной группы. Но в разговоре группа не смогла четко сформулировать эти нормы, они  с подростком-изгоем не обсуждались, вроде «он и сам должен понять». Но у подростка затруднена как раз способность к пониманию других людей, в том числе таких  тонких элементов поведения как намеки, осуждение, изоляция и принятие, уместность того или иного действия, «расшифровка» эмоционального состояния другого человека. 



В этой ситуации всем важно было «сохранить свое лицо». Поэтому в ответ на неприятное для него поведение других ребят он не молча терпел, а отвечал им, и достаточно агрессивно. Но реагировать спокойно на внешнюю агрессию может только человек, чувствующий себя в безопасности, владеющий приемами саморегуляции, не находящийся в стрессе. Поскольку ничего этого не было, то странно ждать или просить от него иной реакции, чем агрессия.

И еще один момент: невозможно строить мосты с одной стороны. Одноклассники говорили, что подросток-жертва начинает меняться и описывали примеры, но учителя (и некоторые другие школьники), по их мнению, этого не видят, а ждут разового кардинального изменения, что «он прекратит так себя вести». И в этом смысле не поддерживают сложный и не быстрый процесс улучшения.  То есть, вместо поддержки процесса выхода из ситуации травли, высказываются оценки и требования. Интересно, что некоторые одноклассники, когда говорили о проявлениях  агрессии,   отмечали: «он ведет себя как обычно», а другие говорили «он ведет себя как раньше» - то есть для некоторых уже видны изменения, а для некоторых еще нет.

С куратором были сформулированы возможные вопросы на

  1. Как его способы   и ценности помогли ребенку справиться с трудными жизненными ситуациями (детский дом, приход в новую школу и пр.)?

  2. Какие у других учеников есть способы справляться с трудными ситуациями?

  3. Что из этого он может взять к себе в «копилку»?

  4. Кто готов ему в этом помочь?

  5. Какой вред и кому приносить эта ситуация?

  6. К каким негативным последствиям может привести ее развитие в том же направлении?

  7. Кто из вас и что может сделать для ее исправления.

После прояснения вышеперечисленных моментов, одноклассники, входящие в службу примирения перестали поддерживать процесс травли и заявляли в классе о недопустимости подобного. Кроме того они говорили учителям о фактах провокации (что «он не виноват»). 
Как я уже сказала, конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Нейтральный посредник (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.


Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и Положения о школьной службе примирения.
Куратором школьной службы примирения является зам.директора по ВР. В состав ШСП входят соц.педагог, педагог-психолог, 2 опытных классных руководителя, 2 старшеклассницы (1 лидер школы).

Документация ШСП:

  1. приказ о создании службы примирения и назначении куратора (руководителя)

  2. положение о школьной службе примирения

  3. формы мониторинга деятельности службы ???

  4. регистрационная карточка

  5. примирительный договор

  6. журнал регистрации конфликтов

  7. план работы ШСП на год

В план работы на год мы включили проведение классных часов для учащихся 1-4 классов «Общение без конфликтов», для 5-11 классов «Разрешение конфликтных ситуаций в классе»

Основные восстановительные программы ШСП:

-программа примирения

-круг сообщества

-семейная встреча
Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.

Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной  процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.

Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность  за случившееся и хочет исправить ситуацию.


Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.

Программа примирения в семье

При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.

Школьная и общественная конференция

Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступает группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопросов, связанных с систематическим срывом занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, учителем и классом.

Задача медиатора помочь понять участникам конфликта, что нет «жертв» и «законченных отморозков», а есть люди, которые не поняли друг друга и не знают как конструктивно изменить ситуацию.

Семейная конференция

Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Обучающимся не обязательно полностью возмещать причиненный ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме, того частично могут помочь и родители.

«Круги заботы»

Одна из самых сложных программ примирения. Такие круги проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать эквивалент первичной социальной среды.

 «Безопасность в школе – это….»

Школа - это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.

Безопасность в школе  прежде всего зависит от взрослых, ведь именно они  своими поступками  и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей,  умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.