Файл: поволжская академия государственной службы имени п. А. Столыпина.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, контроль появления порчи, следов грызунов или насекомых.

При правильной организации хранения:

- товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;

- не складывают поддоны или товары в слишком высокие штабели;

- самые верхние полки используют как резервные для товаров;

- если товары не умещаются в ячейках, их размещают на более глубоких стеллажах;

- обеспечивают постоянное место для хранения подъемно-транспортного оборудования;

- поддерживают оптимальные режимы хранения товаров - температуру и влажность воздуха;

- предохраняют товары от моли и грызунов;

- отсыревшие товары просушивают и проветривают;

- для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производят тщательную уборку помещения, а также его дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию и дезодорацию.

Правильное размещение и укладка товаров в зоне хранения на складе - непременное условие рациональной организации внутрискладского технологического процесса.

Выбор способа складирования зависит, прежде всего, от вида продукции, подлежащей хранению и обработке, и влияет на объемно-планировочные параметры зон хранения. Выбор способа складирования (формы размещения грузов в пространстве) влияет:

- на эффективность использования площади и объема;

- на скорость обработки груза;

- на возможность автоматизации управления и механизации работ;

- на использование принципов учета;

- на капитальные вложения;

- на эксплуатационные затраты;

- на квалификацию персонала.

На складах применяют два основных способа складирования: напольный и стеллажный.

Напольный вид хранения является простейшей системой размещения грузов. Основным способом укладки при этом является штабель - укладка грузовых пакетов или товарных упаковок друг на друга.

Штабельная укладка целесообразна для хранения больших партий однородных товаров. Для обеспечения свободной циркуляции воздуха штабель укладывают на поддоне. Между штабелями и потолком оставляют свободное пространство.

Высота штабеля определяется характером товара, видом тары, высотой складского помещения, предельной нагрузкой на 1 кв. м площади пола, степенью механизации труда на складах.

Прямая укладка применяется для грузов, затаренных в ящики одинакового размера. Расположение каждого верхнего предмета в плане совпадает с расположением нижележащего предмета.

Укладка в перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров, в частности для длинномерных грузовых мест. Грузы верхнего ряда укладывают поперек грузов нижнего ряда.


В обратную клетку, как правило, укладывают товары, затаренные в мешки. Этот способ состоит в том, что каждый следующий ряд мешков кладут на предыдущий в обратном порядке.

Стеллажный способ хранения и укладки грузов обеспечивает максимальные удобства для проведения складских операций, создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости складского помещения.

Отпуск товаров со склада - заключительная стадия складского технологического процесса. Она включает в себя следующие операции:

- отборка товаров с мест хранения (комплектация);

- подготовка к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка);

- оформление отпуска товаров;

- отгрузка или отправка по назначению (доставка).

Операции отпуска начинаются с момента получения распоряжения или документов на отгрузку. После получения указанных документов производится их регистрация, делается запрос в базе данных о наличии и местоположении товаров и распечатывается лист комплектации (маршрутная карта).

Нужно иметь в виду, что товары при адресной системе хранения для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности нумерации товаров. Следует также придерживаться правила, чтобы заказы с однородным товаром отбирались в первую очередь, многономенклатурные заказы - во вторую очередь. Это увеличит производительность.

Кроме того, отборка товаров с мест хранения может производиться автоматизированным, механизированным или ручным способом. Наиболее эффективны автоматизированный и механизированный способы при условии, когда груз на поддоне снимают с места укладки и в виде целой грузовой единицы доставляют к месту комплектации заказа. Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке отборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе.

После окончания процесса комплектования заказа или партии товара и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, в случае необходимости - для дополнительной маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных.

После окончания оформления документов производится фактическая отгрузка товара со склада и погрузка в транспортное средство [26, с. 47].



В процессе хранения товаров на складе, подготовки их к отпуску и выполнения других складских операций возникают товарные потери. Следует различать допустимые товарные потери, на которые устанавливаются нормы естественной убыли, и недопустимые, которые относятся к актируемым потерям.

Естественная убыль товаров происходит вследствие усушки и выветривания, раструски и распыла, утечки и розлива. К недопустимым относятся потери, возникшие в результате порчи, боя, лома товаров или неудовлетворительных условий их хранения.

На складах, где рационально осуществляется операции по приёмке, хранению и отпуску товаров, их потери сведены до минимума [24,с. 172].

1.3 Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров
В процессе проектирования складского хозяйства необходимо собрать информацию по грузопотокам, произвести расчет планируемых критериев эффективного функционирования складской системы и основных параметров.

К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:

  1. Грузооборот склада (т):


Г = Тоcр,
где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):
С = Рэ / Г,
где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.

  1. Коэффициент использования складской площади:


а = Sпол / Sобщ,
где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;

Sобщ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

36% - при высоте склада 3,5 м;

48% - при высоте склада 5 м;

60% - при высоте склада 7 м.

  1. Оборот склада:


ПО = Т / txpср,
где txpср - среднее время хранения грузов на складе;

Т

- период времени.

txpср = ∑t*q /∑Q.


  1. Пропускная способность склада:


Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По,
где Е - емкость склада, т.
Е = Sпол * σ,
где Sпол - полезная площадь под складирование;

σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.

  1. Уровень механизации складских работ:


У = Рм / Робщ,
где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.

  1. Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:


Ко = О/ Т*Qобщ,
где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;

Qобщ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

Количество критериев и их значимость для разных Фирм и компаний могут быть определены с учетом их специфики. В таблице 3(приложение 9) приведен более полный список показателей, необходимых для формирования технико-экономического обоснования проекта организации складского хозяйства, из которых каждая фирма может отобрать и составить систему оценки эффективности функционирования склада в условиях своего бизнеса.

Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:

- потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное);

- стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки);

- спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества [6, с. 65].

Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:

- полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) - Sпол;

- площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп - Sпр;

- служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями, Sсл;

- вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, - Sвсп и определяется по формуле:
Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп.
Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:

  1. Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:


Sпол = Q/σ,
где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т,

σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.

  1. С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и тому подобное) определяется по формуле:


Vпол = Vоб * γ * b ,
где Vоб - геометрический объем продукции, м3;

γ - удельный вес, т 1м3;

b - коэффициент заполнения объема.

Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:
Sпол = I*b*n = Sоб*n,
где I, b - геометрические размеры;

n - количество единиц продукции (стеллажей).

  1. При определении площади с использованием норматива ее рассчитывают по показателю товарных запасов, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения при этом рассчитывают по каждой товарной группе по формуле:


Sпол = Qcp * N*k,
где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);

N - норма площади хранения условной единицы;

K=1,2 - коэффициент перевода среднего товарного запаса в максимальный.

Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.

  1. Площадь приемочной (отгрузочной) площадки:


Sпр = Q*kн*t/360*σ,
где Q - годовое поступление материала, т;

σ - нагрузка на 1кв. м площади, т;

kн - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);

t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).

  1. Площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до 3 работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, более 5 работников - по 3,25 м2.

  2. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:


А = 2*В + 3*Q,
где А- ширина проезда, см;

В - ширина транспортного средства;

С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).

На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.

Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчетов, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.

Определение параметров мест погрузки-разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов имеют ширину разгрузочных рамп до 6 м.

Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей, не оборудованных холодильной камерой. В связи этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или выравнивающие платформы.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На железнодорожном транспорте также существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать таким образом, чтобы принимать любы вагоны [12, с. 126].

Одной из характерных тенденций последних лет является строительство крупных распределительных центров, т. е. автоматизированных складов с компьютеризированной обработкой заказов и перемещением грузов. Для эффективного использования складов и распределительных центров нужна действенная система управления запасами. Такая система призвана определять количество заказываемого товара для поддержания оптимального уровня запаса и оптимальной частоты заказов.

Легче всего рассчитать указанные величины для товаров, спрос на которые является устойчивым на протяжении всего года. Сложнее регулируются заказы сезонной продукции. Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списывать постоянные расходы и обеспечить устойчивую загрузку производственного персонала. В результате в межсезонье на складах скапливаются значительные запасы готовой продукции.

Поэтому при круглогодичном выпуске таких товаров необходимо сопоставлять более низкие производственные издержки в период межсезонья с более высокими издержками хранения запаса. Кроме того, в периоды снижения спроса по этим товарам следует также шире использовать инструменты стимулирования сбыта: скидки, распродажи и так далее. Наибольшую трудность определения оптимального размера заказа и его частоты представляют товары «беспорядочного» спроса.

Проблема должна решаться, во-первых, путем постоянного и тщательного слежения за состоянием потребительского рынка данных товаров, во-вторых, путем минимизации складских запасов на основе поставок «точно вовремя». На рис. 7 (приложение 10) показаны три вида издержек, необходимых для поддержания размера запаса на должном уровне.

Текущие затраты - это издержки связывания капитала в запасах, а также ряд дополнительных затрат типа налогов, страхования запасов и так далее. Эти издержки могут быть весьма значительными и составлять до 25 % стоимости самого запаса. Чем дольше товар находится на складе, тем выше текущие затраты.

Издержки исчерпывания запаса - это сумма потерь от снижения продаж в связи с отсутствием товара. Сумма таких потерь тем значительнее, чем выше спрос на товар.

Издержки пополнения запаса - это затраты, связанные с получением новых партий, включающие транспортировку, оформление и так далее. Оптимальный размер запаса зависит от всех перечисленных элементов затрат. При возрастании уровня запаса потери от отсутствия запаса сокращаются, поскольку выше вероятность того, что товар будет в наличии.

Снижаются и издержки пополнения запаса, поскольку заказы оформляются реже, однако текущие издержки при этом возрастают.

Задачей определения оптимального размера запаса является минимизация всех вышеперечисленных издержек, на графике этот размер отображается точкой Q.

Другим важным параметром является частота заказа. Она зависит от оптимального размера заказа и уровня спроса и определяется как:
n = Д / Q,
где n - частота заказа;

Д - уровень спроса;

Q - оптимальный размер заказа.

Можно выделить следующие системы управления запасами: с фиксированным размером запаса, с фиксированным интервалом времени между заказами, с фиксированным интервалом времени между запасами. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем. Использование той или иной системы зависит от следующих обстоятельств:

- если издержки управления запасами значительные и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа;

- если издержки управления запасами незначительные, более предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов

- при заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ;

- если имеются ограничения по грузоподъемности транспортных средств, то более предпочтительной является система с постоянным уровнем запасов;

- система с постоянным уровнем запасов более предпочтительна и в том случае, когда поставка товаров происходит в установленные сроки;

- система с постоянным уровнем и система с двумя уровнями часто используются, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта.

Если спрос равномерен, это будет означать подачу заказов по графику через определенные периоды времени. При случайном сезонном или беспорядочном спросе большинство заказов будет сделано в период пика спроса, и нужно четко отслеживать состояние рынка.

Альтернативой поддержания запаса на высоком уровне является система поставки «точно в срок», позволяющая минимизировать уровень запаса, а значит, и издержки товародвижения. Поставки «точно в срок» означают выпуск продукции в строгом соответствии с рыночным спросом, и в момент, когда ее требуется доставить покупателю, они наиболее реальные в случае равномерного и предсказуемого спроса.

Система «точно в срок» предполагает наличие четырех условий:

- быстрая обратная связь от покупателей относительно их потребностей;

- наличие эффективной компьютерной системы;

- быстрая и эффективная транспортировка;

- наличие центров комплектования, то есть перевалочных пунктов, куда продукция поступает с различных мест с целью комплектования заказов.

Важнейшим фактором является контроль и оценка эффективности осуществления операций. Контроль предполагает сопоставление результатов с намеченными целями. Показателями эффективности могут быть:

- время обработки одного заказа (мин, час, сут.);

- время выполнения одного заказа (мин, час, сут.);

- время нахождения товара в запасе (час, сут., мес.);

- издержки товародвижения в % к продажам (%);

- доля грузов, получивших повреждение при транспортировке;

- доля случаев несвоевременной доставки грузов.

Неспособность достичь целей с учетом названных критериев может свидетельствовать о наличии проблем в системе товародвижения, что требует анализа каждого вида операций в системе [18, с. 115].
1.4 Пути совершенствования организации складского хозяйства. Понятие рациональной организации складского хозяйства
Организация складского процесса – это система мер, предусматривающих качественное выполнение складских работ в установленные сроки при минимальных затратах труда и средств. Рациональная организация складского процесса должна способствовать:

  • сокращению затрат времени на обработку транспортных средств и обслуживание потребителей;

  • повышению производительности труда и снижению издержек по складированию и хранению материалов;

  • ликвидации излишних перегрузок и перемещения грузов;

  • выполнению норм выработки с учетом соблюдения правил техники безопасности при производстве складских работ;

  • рациональному использованию погрузочно-разгрузочного оборудования, транспортных средств, складских площадей и объемов;

  • увеличению объема складских поставок и дополнительных услуг, оказываемых потребителям снабженческо-сбытовыми организациями.

Для складского хозяйства органов снабжения важным условием обеспечения рациональной организации складского процесса является его концентрация, то есть процесс сосредоточения грузов, погрузочно-разгрузочных механизмов и оборудования, рабочих в крупных звеньях складского хозяйства – на снабженческо-сбытовых базах, складах, производственных участках складов – и доведение их размеров до оптимального уровня.

Организация складских работ тесно связана с процессами разделения и кооперации труда. Важным условием рациональных методов организации складского процесса является четкое ограничение круга работ, выполняемых на участках и рабочих местах складов. Это достигается путем специализации складов, а также их производственных участков (зон) и рабочих мест на хранении определенных видов материалов и выполнении однородных работ (по выгрузке и приемке, складированию). Специализации в складском хозяйстве способствует внедрению унифицированного ряда грузовых единиц, типизация технологии переработки грузов.

Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой, погрузо-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица - некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:

- высокую степень сохранности грузов;

- сравнительно низкие затраты труда;

- эффективность выполнения погрузо-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

- возможность перегрузки без переформирования;

- безопасность выполнения складских работ.

В настоящее время во все более расширяющемся масштабе для основной массы потребительских товаров применяется унифицированная тара. Ее применение сокращает трудоемкость погрузо-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Согласованные размеры грузовых единиц, а также оборудования для их обработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников процесса на всех этапах движения материального потока.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием – то есть связыванием грузовой единицы и поддона в единое целое.

В общем, рациональная организация внутрискладского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:

- механизация и автоматизация технологических операций;

- оптимальное использование площади и емкости помещений;

- организация сквозного товарного потока;

-. планомерность и ритмичность складских работ;

- полная сохранность товаров.

В то же время, организация работ в складском хозяйстве определяется рядом факторов. Общие факторы для всех складов:

  1. Вид груза и условия его поступления на склад (так, например, организация работы по выгрузке пакетированных и непакетированных грузов различна по содержанию);

  2. Величина партии грузов, поступающих единовременно на склад (принятие на склад партии грузов большей, чем в среднем за смену или сутки, требует дополнительных организационных мероприятий по разгрузке транспортных средств в установленные сроки);

  3. Режим работы базы (организация работ на базе, работающей в одну смену, отличается от организации работ на базе, работающей в две или в три смены);

  4. Тип складского здания или сооружения – открытая площадка, навес, закрытое помещение;

  5. Способ отпуска и доставки материалов – крупными или мелкими партиями, в вагонах или автомобилях, централизованно или путем самовывоза.

Непременным условием рациональной организации работ на складе является наличие номенклатуры-ценника материалов, списка должностных лиц, которым предоставлено право разрешать отпуск материалов и образцов их подписей, графика отпуска материалов, должностных инструкций и форм учетной документации.

В процессе выгрузки и приемки материалов следует избегать излишнего их накопления в местах приема и не допускать количественных и качественных потерь. Площадки для выгрузки и приемки продукции должны быть оснащены приборами для определения фактического количества и контроля качества материалов, инструментом для вскрытия тары и упаковки. До начала выгрузки к местам выгрузки должны быть поданы оборудование и приспособления, используемые при выгрузке соединительные мостки для проезда погрузчика из склада в вагон, внутрискладская тара, грузозахватные приспособления. Своевременное оснащение мест выгрузки сократит время выполнения этой операции.

Для грузов, выгружаемых в ночное время или же прибывших без сопроводительных документов в поврежденной таре, в зоне выгрузки и приемки должно быть отведено и оборудовано место для временного хранения [1, с. 35].

Для рациональной организации размещения и хранения продукции на складе ее необходимо сгруппировать с учетом объемно-весовых характеристик и физико-химических свойств. Эта работа выполняется с целью образования групп продукции примерно одинаковых по указанным параметрам. Для хранения каждой группы продукции выделяется отдельный участок в зоне хранения, оснащенный соответствующим оборудованием для складирования и хранения.

Для рационального размещения различных товаров составляют экономически и технологически обоснованные схемы размещения. Задача заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы. Применение методов решения данной задачи (например, проведение АВС-анализа) сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также подготовленного персонала. Эти ограничения могут быть преодолены в результате применения метода Парето (20/80), согласно которому 20% объектов (в данном случае группы товаров), с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-ный результат.

На складе применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы, которые быстро оборачиваются и требуют большого числа перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.

В схемах размещения за товарами определенных групп, подгрупп и наименований, как правило, закрепляются постоянные места хранения (адресная система хранения). Каждому месту хранения присваивают код (индекс, порядковый номер, условное обозначение и тому подобное), используя разные способы кодирования. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных. Они вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты).

Размещение материалов в зоне хранения склада должно осуществляться таким образом, чтобы отпуск их со склада производился в порядке поступления. Отклонения от этого принципа приводят к ухудшению качества продукции. Размещение продукции в зоне хранения должно обеспечивать материальные затраты времени на укладку продукции, снятие ее с мест хранения и доставку к местам отпуска. Для этого наиболее массовую ходовую продукцию следует размещать как можно ближе к основным проездам склада и пунктам отпуска.

Важное значение для организации размещения и хранения материалов имеет способ закрепления мест хранения, о которых уже шла речь ранее. В настоящее время используют три способа закрепления мест хранения:

  • постоянный;

  • переменный;

  • смешанный.

Постоянное закрепление мест хранения вводится для продукции, которая постоянно находится на складе в качестве запаса, а также для продукции, которая требует специального технологического оборудования для складирования.

Переменное закрепление мест хранения вводится для массовой, крупногабаритной и тяжеловесной продукции с небольшим сроком хранения. Применение этого способа дает возможность максимально использовать места хранения для укладки поступившей продукции.

Однако применение переменного закрепления мест хранения усложняет процесс управления размещением материалов на складе. Поэтому при внедрении переменного закрепления мест хранения следует принять определенный способ управления процессом размещения материалов на складе, чтобы всегда иметь возможность находить груз или свободное место. На небольших складах используется простой способ управления при помощи карточек.

Сущность этого способа состоит в том, что после укладки продукции на свободное место в стеллаже на графической модели стеллажа, которая крепится на его торце, в клетку, соответствующую занятой ячейке стеллажа, навешивается карточка с указанием номенклатурного номера продукции и ее разновидности. При отпуске всей продукции с места хранения карточка снимается с модели.

На крупных складах, насчитывающих тысячи мест для хранения продукции, управление процессом размещения осуществляется с помощью ЭВМ. Причем наиболее приемлемым вариантом размещения является не размещение материалов вообще на свободных местах склада, а размещение их на свободных местах в пределах определенной зоны хранения.

В практике работы складов применяют также смешанную систему закрепления продукции за местами хранения, при которой часть мест хранения закрепляется за определенными видами продукции постоянно, а часть – переменно. Однако наиболее экономичным является способ переменного закрепления продукции, позволяющий максимально использовать оборудование для хранения материалов.

Среди организованных мероприятий по отпуску и доставке материалов потребителям преобладают мероприятия, связанные с централизованной доставкой материалов. На базы и склады возлагаются следующие обязанности по организации централизованной доставке:

  1. Предъявление грузов к перевозке в обусловленном договором объеме.

  2. Обеспечение (в соответствии с договором) режима работы складов по приему и выдаче грузов.

  3. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ (если по условию договора транспортная организация не приняла эти работы на себя).

  4. Обеспечение погрузки и выгрузки автомобилей в установленные сроки.

  5. Отбор груза и подготовка его к отпуску до прибытия автомобилей.

  6. Содержание подъездных путей к складам в исправном состоянии.

  7. Своевременное оформление товарно-транспортных накладных.

Важными операциями, от качественного выполнения которых во многом зависит эффективность централизованной доставки, являются предварительный отбор грузов и подготовка их к отпуску. Отбор грузов на складах проводится по товарно-транспортной накладной, полученной в оперативно-диспетчерском отделе. Организация отбора партии груза зависит от величины партии. Крупные партии грузов для вагонных и авто- поездных- отправок не рекомендуется предварительно снимать с мест складирования. На них навешиваются трафаретные бирки с указанием массы груза, грузополучателя и пункта назначения.

Мелкие партии целесообразно передавать в экспедицию (зону) или участок отпуска, где грузы с разных складов доукомплектовываются по потребителям и грузовым направлениям. Отборка материалов может проводиться как возле мест хранения, так и на участке отпуска, куда предварительно доставляют пакеты с грузами.

Если после отборки на поддонах осталась часть материалов, доставлять их обратно на места хранения не целесообразно.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля. Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и отпуска имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определённых групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и так далее). При разработке таких схем необходимо учитывать объём и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное присутствие и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью [21, с. 142].


Глава 2. Анализ организации управления материальными ресурсами ООО «Балтранс»



2.1 Эволюционные аспекты деятельности организации ООО «Балтранс»
ООО «Балтранс» является одним из подразделений «Балонкин Групп», расположено по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, хутор Бартоломей.

Общество с Ограниченной Ответственностью «Балтранс» (в дальнейшем именуемое Общество) создано на базе общества с ограниченной ответственностью «Балтранс», зарегистрированного 11 ноября 1996г Администрацией Ленинского района города Саратова, регистрационный номер 06131951, с сохранением полной правопреемственности, путем внесения необходимых дополнений и изменений в учредительные документы.

Целью деятельности Общества, как коммерческой организации, является развитие предпринимательской деятельности и получение прибыли. Общество может осуществлять следующие виды деятельности:

-техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

-грузоперевозки;

-купля-продажа автомобилей;

-комиссионная торговля автомобилями и запасными частями;

-сбыт и складирование грузов.

А также другие виды деятельности. Указанные выше виды деятельности не подлежат лицензированию.

ООО «Балтранс» является официальным дилером фирмы «SCANIA» по Саратовской области, ему принадлежит право продавать и обслуживать технику под маркой «SCANIA». Так же организация занимается продажей прицепной техники к грузовым автомобилям различных производителей и установкой дополнительного оборудования. Основным источником дохода общества является продажа лицензионных запасных частей фирмы «SCANIA», как напрямую через магазин, так и посредством станции технического обслуживания (СТО).

Конкурентная среда ООО «Балтранс» формируется из предприятий, предлагающих аналогичную продукцию на близких территориях.

Конкурентов организации можно условно поделить на 3 группы:

- Продавцы грузовой техники;

- Продавцы запасных частей;

- Сервисные станции по обслуживанию грузовой техники

К конкурентам в области продаж техники можно отнести всех продавцов грузовых автомобилей МАН, Мерседес, Рено, Ивеко, ДАФ автомобилей китайских производителей. Несмотря на обвальное падение рынка коммерческой техники зарубежных производителей /более 80% по сравнению с 2008 годом/ фирма «SCANIA» продолжает занимать одно из лидирующих мест среди импортеров новой тяжелой коммерческой техники. По России За 10 месяцев 2009 г. (январь - октябрь) ООО «Скания-Русь» было поставлено 631 единиц грузовой техники, из них 121 машина была продана вместе с соглашением о техническом обслуживании на 2 года, программа, которая стартовала в 2009 г., а также 15 автобусов семейства OMNI и 61 автобусное шасси.