Файл: Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В. Ю. Скиба, К. Е. Позднякова



УДК 339.543

ПОТ 10.54048/20727240_2022_02_19

СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ БЕЗ

УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В. Ю. Скиба1, К. Е. Позднякова1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен комплексный анализ эволюции внедрения автоматизированных инфор­мационных систем для совершения таможенных операций от изменения информационно-технологических платформ электронного декларирования и использования электронных форм документов до изменения ме­ждународного и национального законодательства в части возможности совершения таможенных операций посредством информационной системы без непосредственного участия должностных лиц таможенных орга­нов (в автоматическом режиме). Основное внимание уделено вопросам применения современных информа­ционно-программных средств из состава Единой автоматизированной информационной системы таможен­ных органов и информационных ресурсов таможенных органов Российской Федерации, логически объеди­ненных в территориально распределенные информационные системы и функционирующих в защищенном режиме, среди которых Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов, Автомати­зированная информационная система внешнего доступа таможенных органов, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов, информационные системы обеспечения деятельности орга­низационно-штатных, кадровых и финансовых подразделений Федеральной таможенной службы, внешние информационные системы, в том числе открытые информационные ресурсы таможенных органов в ме­ждународной ассоциации сетей «Интернет». Разработанные информационно-программные средства и со­зданные информационно-вычислительная и телекоммуникационная инфраструктуры применяются во всех электронных таможнях, центрах электронного декларирования, на всех таможенных постах фактического контроля и пунктах пропуска. В настоящее время они являются единственным в Российской Федерации ком­плексом, обеспечивающим проведение юридически значимых действий в автоматическом режиме при ре­гистрации таможенных деклараций, автоматической проверке на риски нарушения таможенного законода­тельства Евразийского экономического союза, автоматическом выпуске товаров в соответствии с заявлен­ной таможенной процедурой.


Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, соверше­ние таможенных операций в автоматическом режиме, информационные системы, информационные технологии, информационные ресурсы.

МО^ЕВ^ А^ТОМАТЕ^ I^ЕОВМАТЮ^ 5У5ТЕМ5 ЕОК Си5ТОМ5

ОРЕКАТЮ№ МТНОиТ ТНЕ РАВТЮРАТЮ^ ОЕ Си5ТОМ5 ОЕЕ1С1АЬ5

V. V. 5ЫЬа1, К. Е. Рог^пуако7а1

1 Редега! Сиг1от5 5е^се, Могсои, Ри55^ап Еедегайоп

А Ь 51 г а с I. ТЬе аг11с1е ргсвддег а сотргеЬепг^е апа^г оГ 1Ье еVоIи^^оп оГ 1Ье т1годис1юп оГ аи1ота1ед т- (огтайоп 5уг1ет5 Гог сиг1отг оретайопг [гот сЬапдег 1п Погтайоп 1есНпо1оду р1а1(огт5 Гог е1ес1гоп1с дес1а- га1юп апд 1Ье иге оГ е1ес1гоп1с Гогтг оГ <доситеп15 1о сЬапдег 1п т1егпа1юпа1 апд па1юпа1 ^51а1юп гедагдтд

© СкибаВ. Ю., ПоздняковаК. Е., 2022

1Ье роззкПку оГ регГогттд сиз1отз орегайопз (ЬгоидЬ ап 1пГогта1юп зуз1ет икЬои! 1Ье <кес1 раг1юра1юп оГ сиз1отз о1Г1аа15 ( 1п аи1ота1к то<е). ТЬе так аПепйоп ^з раИ 1о 1Ье и5е оГ то<егп 1пГогта1юп ап< зокиаге 1оо1з [гот 1Ье итНед Аи1ота1е< 1пГогта1юп 5уз1ет оГ Сиз1отз Аи1Ьопйез ап< МогтаИоп гезоигсез оГ 1Ье сиз- 1отз аи1Ьопйез оГ 1Ье Ри551ап ЕедегаНоп, 1од1са11у сотЫпе< т1о деодгарЫса11у <^з1пЬи1е< тГогтайоп зуз1етз ап< орегайпд 1п а зесиге то<е, тс1и<1пд 1Ье 5уз1ет оГ ^ера^^теп^аI СегйГкайоп Сеп1егз оГ Сиз1отз Аи1Ьог1- йез, Аи1ота1е< 1п(огта1юп зуз1ет о[ ех1егпа1 ассезз о[ сиз1отз аи1Ьоп[|е5, итНед аи1ота1е< тГогтайоп зуз- 1ет о[ сиз1отз аи11юпйез, т(огта1юп зуз1етз Гог зиррогйпд 1Ье ас1мйез о[ огдатга1юпа1, з^аГПпд, регзоппе1 ап< Нпапаа! д^зюпз оГ 1Ье Ее<ега1 Сиз1отз 5егу1се, ех1егпа1 тГогтайоп зуз1етз, тс1и<тд ореп 1п[огта11оп ге­зоигсез оГ сиз1отз аигЬопИез 1п 1Ье т1ета1юпа1 аззоаайоп оГ пеШогкз “1п1егпе1”. ТЬе <еуе1оре< тГогтайоп ап< зоГ1маге 1оо1з ап< 1Ье сгеа1е< тГогтайоп-сотрийпд ап< 1е1есоттипка1юп тГгаз1гис1игез аге изе< 1п а11 е1ес1гоп1с сиз1отз, е1ес1гопк <ес1ага1юп сеп1егз, а1 а11 сиз1отз роз1з оГ ас1иа1 соп1го1 ап< сЬескрок1з.

К е у и о г < з: сиз(отз аи^ЬогШез, сиз(отз орегаНопз, сиз(отз соп(го1, аи(отаНс сиз(отз орегаНопз, Пог- таНоп зуз^етз, ПогтаСюп (есЬпо1од'1ез, ПогтаСюп гезоигсез.

ВВЕДЕНИЕ



Одной из ключевых целей создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является «всесторонняя модернизация, кооперация и повышение кон­курентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономи­ки» [1]. Создание конкурентоспособных условий напрямую зависит от сокраще­ния временных издержек на пути следования товаров от производителя до конеч­ного потребителя.

В условиях роста объемов трансграничной торговли Федеральная таможенная служба (ФТС России) одной из первых среди таможенных служб мира взяла курс на сокращение времени прохождения таможенных формальностей за счет цифро- визации своей деятельности и внедрения инновационных технологий взаимодей­ствия со всеми участниками, вовлеченными в процесс международного перемеще­ния товаров [2].

В сложившихся условиях возникла острая необходимость в разработке и вне­дрении принципиально новых подходов, технологий и средств совершения тамо­женных операций посредством информационных систем (ИС) и информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) без участия должностных лиц таможен­ных органов, т. е. в автоматическом режиме.

В рамках решения этой исключительно сложной, многомерной и инновацион­ной задачи в таможенной службе Российской Федерации (РФ) впервые разрабо­таны и реализованы саморегулирующиеся математические методы, алгоритмы и программные средства форматно-логического контроля, межведомственного обмена и проверки разрешительных документов, а также принятия решения ин­формационными системами без участия должностных лиц таможенных органов. При этом используются механизмы электронной подписи с целью обеспечения юридической значимости принятых ИС решений. Предложенные системотехни­ческие и информационно-технологические решения обеспечили реализацию тех­нологий автоматической регистрации таможенных деклараций (ДТ), автоматиче­ской проверки на риски нарушения таможенного права ЕАЭС и автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также списания таможенных сборов и платежей с единых лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3].

Основой реализации указанных технологий стало создание и внедрение начи­ная с 1998 г. автоматизированных ИС таможенных органов в защищенном испол­нении, обеспечивающих с 2002 г. информационное взаимодействие с ИС участ­ников ВЭД с использованием юридически значимых электронных документов, а также с 2018 г. и решений, принимаемых в Единой автоматизированной инфор­мационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО) [2, 4].


Разработанные технологии совершения таможенных операций посредством ИС без участия должностных лиц таможенных органов (в автоматическом ре­жиме) предполагают использование вместе с ЕАИС ТО Системы ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов и Автоматизированной системы внешнего доступа таможенных органов, обеспечивающих взаимодействие с ИС участников ВЭД и иных заинтересованных лиц, а также Системы межведомствен­ного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающей взаимодействие с ИС более чем 40 иных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Наряду с этим:

  • созданы нормативно-методические основы безопасной разработки и внедре­ния информационно-программных средств таможенных органов;

  • обоснованы и включены в Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) нормы, позволяющие совершать таможенные операции посредством ИС без участия должностных лиц таможенных органов;

  • разработаны нормативные правовые документы, регламентирующие приме­нение ИС при совершении таможенных операций в автоматическом режиме;

  • проведены работы по развитию информационно-программных средств ЕАИС ТО, реализующих в автоматическом режиме проверки форматно-логиче­ского контроля, алгоритмы автоматической регистрации таможенных деклараций и алгоритмы автоматического выпуска товаров;

  • создана система серверов баз данных и приложений, обеспечивающих об­работку поступающих от участников ВЭД таможенных деклараций и проведение в автоматическом режиме более тысячи различных проверок заявленных сведе­ний, а также автоматическое выявление рисков нарушения таможенного законо­дательства ЕАЭС;

  • в Российской таможенной академии создан аппаратно-программный ком­плекс, имитирующий совершение таможенных операций, на котором студенты обучаются оформлению деклараций на товары, не прошедших автоматической ре­гистрации и автоматического выпуска и поступивших на оформление инспектору с результатами всех проведенных в автоматическом режиме проверок [3].

Такие сложные и многогранные процессы создания в таможенных органах современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечи­вающей совершение таможенных операций в автоматическом режиме, являют­ся актуальным объектом исследования в части анализа эволюции внедрения автоматических технологий совершения таможенных операций и осмысления применения современных ИС, технологий и информационных ресурсов таможен­ных органов для совершения таможенных операций в автоматическом режиме.


ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ БЕЗ УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ТК ЕАЭС - это первый в истории евразийской интеграции международный договор, регулирующий таможенные правоотношения на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, четкости, ясно­сти и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разра­ботке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного ре­гулирования и их гармонизации с нормами международного права, применения современных методов таможенного контроля и максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов [5, 6].

При совершении таможенных операций и осуществлении таможенного кон­троля в соответствии с указанными принципами таможенного регулирования та­моженные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемеще­ния товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Первая электронная декларация была подана в таможенные органы 25.11.2002. На сегодняшний день электронное декларирование в таможенных органах РФ обеспечено на 100%.

В этом же году начал свою работу Ведомственный удостоверяющий центр ГТК России, на базе которого впоследствии создана система ведомственных удо­стоверяющих центров таможенных органов, которая введена в эксплуатацию с 11.03.2005 [7].

В 2005 г. ФТС России приступила к разработке и реализации технологии электронного декларирования с использованием международной ассоциации се­тей «Интернет». Внедрение данной технологии началось в 2008 г. после издания 24 января приказа ФТС России № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей та­моженного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей „Интернет“». С 06.04.2009 создана и введена в эксплуатацию ав­томатизированная информационная система внешнего доступа таможенных орга­нов [8]. В результате после внедрения новой технологии электронного деклариро­вания сроки выпуска товаров сократились при импорте с нескольких дней до не­скольких часов.