Файл: Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Переход таможенных органов РФ на использование цифровых технологий явился основанием для использования электронных документов другими ФОИВ, в полномочия которых входят вопросы выдачи разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Цифровизация деятельности таможенных органов сопровождалась изменением международного и национального законодательства. Так, например, Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливал приоритет использования бумажной формы документов, а совершение всех таможенных операций предусматривалось только должностными лицами таможенных органов [9]. С 2014 г. электронная форма декларирования стала обязательной в России, за исключением случаев, определяемых Правительством РФ или наднациональным законодательством. С 01.01.2018 уже вступил в силу ТК ЕАЭС, который установил приоритет электронной формы документов и возможность совершения таможенных операций посредством информационной системы без участия должностных лиц таможенных органов [10].
Внедрение электронной формы представления документов, организация получения разрешительных документов в электронной форме непосредственно из ведомства, его выдавшего, и ряд иных мероприятий, связанных с организацией электронного документооборота между участниками трансграничного перемещения товаров, позволили подавать участникам ВЭД электронную декларацию на товары из любой точки РФ и, как следствие, исключить необходимость личного присутствия представителя участника ВЭД в таможенном органе при декларировании товаров.
В результате проведенных мероприятий стала возможной реализация следующего этапа цифровизации деятельности таможенных органов - внедрение принципиально новых подходов, технологий и средств совершения таможенных операций посредством современных ИС без участия должностных лиц таможенных органов, т. е. в автоматическом режиме.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают реализацию информационно-коммуникационных технологий, используемых при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, применении системы управления рисками, учете и контроле полноты и своевременности поступления таможенных платежей и их уплаты, ведении и анализе таможенной статистики внешней торговли, валютного контроля, анализе и оценке результативности деятельности таможенных органов, осуществлении других функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела в соответствии с действующим в настоящее время ТК ЕАЭС.
Все информационно-программные средства и информационные ресурсы таможенных органов РФ логически объединены в территориально распределенные информационные системы, функционирующие в защищенном исполнении, среди которых:
-
Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов; -
Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов; -
Единая автоматизированная информационная система таможенных органов; -
информационные системы обеспечения деятельности организационноштатных, кадровых и финансовых подразделений ФТС России; -
внешние информационные системы, в том числе открытые информационные ресурсы таможенных органов в международной ассоциации сетей «Интернет».
Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов (АСВД ТО) обеспечивает защищенное информационное взаимодействие между информационно-программными системами ЕАИС ТО и внешними ИС (ИС участников ВЭД, ФОИВ, таможенных органов иностранных государств, включая и членов ЕАЭС, международных организаций и т. д.).
Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (СВУЦ ТО) обеспечивает выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи должностным лицам таможенных органов и серверным компонентам ЕАИС ТО. Квалифицированные сертификаты ключа электронной подписи необходимы для создания электронных документов в рамках процедур автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, а также для проверки статуса документа на различных этапах таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров в течение пяти лет.
В настоящее время компоненты СВУЦ ТО функционируют в Центральном информационно-техническом таможенном управлении (ЦИТТУ), 8 региональных таможенных управлениях (РТУ) и 53 таможнях.
Мозговым центром ФТС России является ЕАИС ТО, которая функционирует в режиме 24/7 и обеспечивает 100% безопасность информационных ресурсов. Ежедневно электронными сервисами Главного центра обработки данных ФТС России обрабатывается 69 млн электронных сообщений (около 800 сообщений в секунду). ЕАИС ТО представляет собой иерархическую многоуровневую информационную систему, соответствующую организационно-штатной структуре таможенных органов РФ. Совокупность компонентов (объектов) ЕАИС ТО эксплуатируется в центральном аппарате ФТС России, ЦИТТУ, специализированных таможенных управлениях и РТУ, таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России и подчиненных РТУ, на таможенных постах и в пунктах пропуска на внешней границе ЕАЭС.
Основными функциями ЕАИС ТО являются:
-
автоматизация деятельности должностных лиц и работников таможенных органов; -
формирование, ведение, резервирование и хранение информационных ресурсов таможенных органов; -
формирование и получение информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов; -
формирование реестров информации (в том числе используемых при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС), ответственность за ведение которых лежит на таможенных органах.
Входящие в состав ЕАИС ТО компоненты предназначены для автоматизации основных рабочих процессов таможенного дела, включая: таможенные операции; таможенный контроль; анализ и управление рисками; учет денежных средств; взимание таможенных платежей; контроль за взиманием таможенных платежей; таможенный контроль после выпуска товаров и таможенные проверки; взаимодействие таможенных органов через АСВД ТО с участниками ВЭД, с органами государственной власти и организациями РФ, таможенными и иными органами государств - членов ЕАЭС, таможенными службами государств, не являющихся членами ЕАЭС, и международными организациями; ведение архива входящих и исходящих сообщений с обеспечением доступа к нему уполномоченных пользователей и аудиторов.
Архитектура ЕАИС ТО детально описана в источнике [4]. Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами представлена на рис. 1.
Информационное взаимодействие между таможенными органами осуществляется с использованием Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, представляющей собой систему взаимосвязанных по иерархическому принципу телекоммуникационных узлов таможенных органов.
Логическая схема типовой информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры и инженерных сетей таможни с центром электронного декларирования (ЦЭД) приведена на рис. 2.
С ноября 2021 г. процесс автоматической обработки деклараций на товары осуществляется ИС таможенных органов в круглосуточном режиме. Если решение об автоматическом выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИС не принято, то такая декларация в автоматическом режиме направляется в таможенный орган (ЦЭД), должностные лица которого принимают окончательное решение в отношении поданной декларации в «ручном» режиме. Одновременно с декларацией на товары должностному лицу поступают результаты проверок, проведенных ИС, которые он использует для принятия решений. При этом решение должностными лицами принимаются во время работы конкретного таможенного органа, в который поступила декларация (большинство ЦЭДов работают ежедневно в 12-часовом режиме).
Состав программных средств, с использованием которых реализованы технологии автоматического совершения таможенных операций в ФТС России на сегодняшний день, приведен в таблице.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ * №2* 2022
Рис. 1. Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами
Региональный ВУЦТО
ПУР
Информационные технологии совершения таможенных операций
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ * №2* 2022
Рабочие места
функциональных
подразделений
таможни
Сегмент ЕАИС ТО на уровне таможни
Единая система управления и мониторинга инженерных систем таможенных органов
Инженерные системы
РТУ/таможни
Система
бесперебойного
гарантированного
электроснабжения
Комплексная
система
безопасности
Система
кондиционирования
серверных
помещений
Другие
системы
Рис. 2. Типовая информационно-вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура и инженерные сети таможни
В. Ю. Скиба, К. Е. Позднякова
Таблица
Реализация технологий автоматического совершения таможенных операций
Решения таможенных органов, принимаемые в автоматическом режиме | Информационно-программные средства |
Решения о регистрации деклараций на товары | АИС «АИСТ-М» |
Решения о выпуске товаров и транспортных средств | |
Решения о регистрации транзитных деклараций | АС КТТ-2, АПС «Пункт пропуска» |
Решения о выпуске транзитных деклараций | |
Проверка категории уровня риска участников ВЭД | ИСС «Малахит», АИС «ЦРСВЭД» |
Форматно-логический контроль деклараций на товары | АИС «АИСТ-М» |
Сверка разрешительных документов со сведениями, заявленными в декларациях на товары | АИС «АИСТ-М», АПС «Электронные госуслуги» |
Начисление и списание таможенных платежей и сборов | АИС «АИСТ-М», АПС «Лицевые счета - ЕЛС» |
Технологии автоматического принятия решений позволяют:
-
значительно сократить время оформления товара и минимизировать издержки бизнеса; -
наиболее рационально распределить нагрузку между должностными лицами таможенных органов, сконцентрировать их усилия на наиболее рисковых поставках; -
исключить влияние человеческого фактора при принятии решений и повысить контроль в отношении заявленных сведений.