Файл: Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Переход таможенных органов РФ на использование цифровых технологий явился основанием для использования электронных документов другими ФОИВ, в полномочия которых входят вопросы выдачи разрешительных документов, не­обходимых для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

Цифровизация деятельности таможенных органов сопровождалась измене­нием международного и национального законодательства. Так, например, Тамо­женный кодекс Таможенного союза устанавливал приоритет использования бу­мажной формы документов, а совершение всех таможенных операций преду­сматривалось только должностными лицами таможенных органов [9]. С 2014 г. электронная форма декларирования стала обязательной в России, за исключени­ем случаев, определяемых Правительством РФ или наднациональным законода­тельством. С 01.01.2018 уже вступил в силу ТК ЕАЭС, который установил прио­ритет электронной формы документов и возможность совершения таможенных операций посредством информационной системы без участия должностных лиц таможенных органов [10].

Внедрение электронной формы представления документов, организация полу­чения разрешительных документов в электронной форме непосредственно из ве­домства, его выдавшего, и ряд иных мероприятий, связанных с организацией элек­тронного документооборота между участниками трансграничного перемещения то­варов, позволили подавать участникам ВЭД электронную декларацию на товары из любой точки РФ и, как следствие, исключить необходимость личного присутствия представителя участника ВЭД в таможенном органе при декларировании товаров.

В результате проведенных мероприятий стала возможной реализация следую­щего этапа цифровизации деятельности таможенных органов - внедрение прин­ципиально новых подходов, технологий и средств совершения таможенных опе­раций посредством современных ИС без участия должностных лиц таможенных органов, т. е. в автоматическом режиме.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают реали­зацию информационно-коммуникационных технологий, используемых при со­вершении таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспорт­ных средств, применении системы управления рисками, учете и контроле полно­ты и своевременности поступления таможенных платежей и их уплаты, ведении и анализе таможенной статистики внешней торговли, валютного контроля, анали­зе и оценке результативности деятельности таможенных органов, осуществлении других функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела в соответствии с действующим в настоящее время ТК ЕАЭС.


Все информационно-программные средства и информационные ресурсы та­моженных органов РФ логически объединены в территориально распределенные информационные системы, функционирующие в защищенном исполнении, сре­ди которых:

  • Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможен­ных органов;

  • Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов;

  • Единая автоматизированная информационная система таможенных орга­нов;

  • информационные системы обеспечения деятельности организационно­штатных, кадровых и финансовых подразделений ФТС России;

  • внешние информационные системы, в том числе открытые информацион­ные ресурсы таможенных органов в международной ассоциации сетей «Интер­нет».

Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможен­ных органов (АСВД ТО) обеспечивает защищенное информационное взаимодей­ствие между информационно-программными системами ЕАИС ТО и внешними ИС (ИС участников ВЭД, ФОИВ, таможенных органов иностранных государств, включая и членов ЕАЭС, международных организаций и т. д.).

Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (СВУЦ ТО) обеспечивает выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи должностным лицам таможенных органов и сер­верным компонентам ЕАИС ТО. Квалифицированные сертификаты ключа элек­тронной подписи необходимы для создания электронных документов в рамках процедур автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, а также для проверки статуса документа на различных этапах таможен­ного оформления и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров в течение пяти лет.

В настоящее время компоненты СВУЦ ТО функционируют в Центральном информационно-техническом таможенном управлении (ЦИТТУ), 8 региональ­ных таможенных управлениях (РТУ) и 53 таможнях.

Мозговым центром ФТС России является ЕАИС ТО, которая функциониру­ет в режиме 24/7 и обеспечивает 100% безопасность информационных ресурсов. Ежедневно электронными сервисами Главного центра обработки данных ФТС России обрабатывается 69 млн электронных сообщений (около 800 сообщений в секунду). ЕАИС ТО представляет собой иерархическую многоуровневую ин­формационную систему, соответствующую организационно-штатной структуре таможенных органов РФ. Совокупность компонентов (объектов) ЕАИС ТО экс­плуатируется в центральном аппарате ФТС России, ЦИТТУ, специализирован­ных таможенных управлениях и РТУ, таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России и подчиненных РТУ, на таможенных постах и в пунктах пропуска на внешней границе ЕАЭС.



Основными функциями ЕАИС ТО являются:

  • автоматизация деятельности должностных лиц и работников таможенных органов;

  • формирование, ведение, резервирование и хранение информационных ре­сурсов таможенных органов;

  • формирование и получение информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов;

  • формирование реестров информации (в том числе используемых при реали­зации общих процессов в рамках ЕАЭС), ответственность за ведение которых ле­жит на таможенных органах.

Входящие в состав ЕАИС ТО компоненты предназначены для автоматизации основных рабочих процессов таможенного дела, включая: таможенные операции; таможенный контроль; анализ и управление рисками; учет денежных средств; взимание таможенных платежей; контроль за взиманием таможенных платежей; таможенный контроль после выпуска товаров и таможенные проверки; взаимо­действие таможенных органов через АСВД ТО с участниками ВЭД, с органами государственной власти и организациями РФ, таможенными и иными органами государств - членов ЕАЭС, таможенными службами государств, не являющих­ся членами ЕАЭС, и международными организациями; ведение архива входящих и исходящих сообщений с обеспечением доступа к нему уполномоченных пользо­вателей и аудиторов.

Архитектура ЕАИС ТО детально описана в источнике [4]. Общая схема архи­тектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными ин­формационными системами представлена на рис. 1.

Информационное взаимодействие между таможенными органами осуществля­ется с использованием Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, представляющей собой систему взаимосвязанных по иерархическому принципу телекоммуникационных узлов таможенных органов.

Логическая схема типовой информационно-вычислительной и телекоммуни­кационной инфраструктуры и инженерных сетей таможни с центром электронно­го декларирования (ЦЭД) приведена на рис. 2.

С ноября 2021 г. процесс автоматической обработки деклараций на товары осу­ществляется ИС таможенных органов в круглосуточном режиме. Если решение об автоматическом выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной про­цедурой ИС не принято, то такая декларация в автоматическом режиме направ­ляется в таможенный орган (ЦЭД), должностные лица которого принимают окон­чательное решение в отношении поданной декларации в «ручном» режиме. Од­новременно с декларацией на товары должностному лицу поступают результаты проверок, проведенных ИС, которые он использует для принятия решений. При этом решение должностными лицами принимаются во время работы конкретного таможенного органа, в который поступила декларация (большинство ЦЭДов ра­ботают ежедневно в 12-часовом режиме).


Состав программных средств, с использованием которых реализованы техно­логии автоматического совершения таможенных операций в ФТС России на сего­дняшний день, приведен в таблице.


ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ * №2* 2022


Рис. 1. Общая схема архитектуры ЕАИС ТО и ее взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами


Региональный ВУЦТО


ПУР


Информационные технологии совершения таможенных операций




ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ * №2* 2022


Рабочие места
функциональных
подразделений
таможни



Сегмент ЕАИС ТО на уровне таможни


Единая система управления и мониторинга инженерных систем таможенных органов


Инженерные системы
РТУ/таможни



Система
бесперебойного
гарантированного
электроснабжения



Комплексная
система
безопасности



Система
кондиционирования
серверных
помещений



Другие
системы



Рис. 2. Типовая информационно-вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура и инженерные сети таможни



В. Ю. Скиба, К. Е. Позднякова



Таблица

Реализация технологий автоматического совершения таможенных операций

Решения таможенных органов, принимаемые в автоматическом режиме

Информационно-программные средства

Решения о регистрации деклараций на товары

АИС «АИСТ-М»

Решения о выпуске товаров и транспортных средств

Решения о регистрации транзитных деклараций

АС КТТ-2, АПС «Пункт пропуска»

Решения о выпуске транзитных деклараций

Проверка категории уровня риска участников ВЭД

ИСС «Малахит», АИС «ЦРСВЭД»

Форматно-логический контроль деклараций на товары

АИС «АИСТ-М»

Сверка разрешительных документов со сведениями, заявленны­ми в декларациях на товары

АИС «АИСТ-М», АПС «Электронные госуслуги»

Начисление и списание таможенных платежей и сборов

АИС «АИСТ-М», АПС «Лицевые счета - ЕЛС»

Технологии автоматического принятия решений позволяют:

  • значительно сократить время оформления товара и минимизировать из­держки бизнеса;

  • наиболее рационально распределить нагрузку между должностными лица­ми таможенных органов, сконцентрировать их усилия на наиболее рисковых по­ставках;

  • исключить влияние человеческого фактора при принятии решений и повы­сить контроль в отношении заявленных сведений.