Файл: Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типовая схема информационно-коммуникационной инфраструктуры регио­нальной электронной таможни приведена на рис. 3.

Реинжиниринг работы таможенных органов путем внедрения информаци­онно-коммуникационных технологий явился важнейшим процессом на пути к формированию качественно новой, цифровой таможни.

Цифровая таможня - многофункциональная комплексная система, закрепив­шая приоритет электронной формы документа, объединяющая информационно­коммуникационные технологии, в результате предоставляющая возможность осуществления электронной обработки таможенных документов и документов в таможенных целях, электронного декларирования, оплаты пошлин и налогов в электронном виде, процедур как в автоматизированном, так и в автоматическом режиме, распределения декларационного массива, а также использования боль­ших данных.


ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №2* 2022


Сегмент сети внешних данных

Оператор связи
Интернет



Сеть «Интернет»


Сегмент РЭТ,
ЦЭД сети «Интернет»



Межсетевой экран


к ВИТС ФТС России
основной



Маршрутизатор


к ВИТС ФТС России
резервный




Межсетевой
экран



ЕгЬ


АПКШ «Континент» Детектор атак


Кластер АПКШ «Континент»


Схема
Кластер



-Н -Е(Ь


Маршрутизатор


Стек, схема-кольцо
из 2 агрегирующих
коммутаторов



УД1


УД2


1Р-АТС


коммутатор Рое


коммутатор Рое


Стек коммутаторов


из(кол-во)


схема-колыу коммутаторов, ЛВС


ЕШегпеГ 100/1 000 Мбит/с
(У-45



-ЕШ-


Интернет-шлюз


Тг ипк 51Р, ВКС


\/о1Р номера


Коммутатор доступа


ССОП городских номеров


ЛВС $1Р-телефоны РЭТ,Ц?Д: адрес/маска


(кол-во) телефонов


Средство контроля доступа


Клиент ВКС

АРМ РЭТ/ЦЭД: адрес/маска

Сеть ВКС: адрес/маска


АРМ РЭТ/ЦЭД:
адрес/маска



Рис. 3. Типовая схема информационно-коммуникационной инфраструктуры региональной электронной таможни


В. Ю. Скиба, К. Е. Позднякова



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЧАСТИ СОВЕРШЕНИЯ

ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В Российской таможенной академии на базе аппаратно-программного ком­плекса, имитирующего совершение таможенных операций и проведение тамо­женного контроля (АПК «Контур»), развивается практико-ориентированное об­учение студентов и слушателей таможенных органов. Организовано проведе­ние практических занятий с применением АПК «Контур», имитирующего работу ЦЭДа, которые обеспечивают приобретение практических навыков по деклариро­ванию и принятию решения о выпуске товаров. Студенты и слушатели получили возможность работы в личном кабинете участника ВЭД, в АИС «АИСТ-М» (на рабочем месте инспектора ЦЭДа и инспектора таможенного поста фактического контроля (ТПФК) (рис. 4).






Рис. 4. Схема функционирования АПК «Контур»

В специализированных аудиториях, оснащенных АПК «Контур», осуществля­ется закрепление навыков регистрации таможенных деклараций и выпуска това­ров в ЦЭДах в рамках учебной практики (по получению первичных профессио­нальных умений и навыков) и производственной практики (по получению про­фессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (рис. 5).

В период обучения с третьего по пятый курс каждый студент, обучающийся на од­ной из реализуемых направленностей в рамках специальности «Таможенное дело», получает навыки по осуществлению таможенных операций, связанных с регистра­цией и выпуском ДТ, в объеме лекционных, практических занятий и самостоятель­ной работы от 396 до 504 ч, из них при непосредственной работе в АПК «Контур» -



от 136 до 168 ч. В 2021 г. АПК «Контур» был использован в рамках государственной итоговой аттестации для оценки профессиональных компетенций выпускников.



I АСВД



Уплата таможенных платежей

Контроль в пунктах пропуска

Информационно-аналитическая деятельность

Таможенное оформление

Система управления рисками

Нормативно-справочная информация

Рис. 5. Схема бизнес-процессов, реализованных в АПК «Контур»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ информационно-программных средств, технологий и информацион­ных ресурсов таможенных органов РФ показал, что в настоящее время они явля­ются единственным в России комплексом, обеспечивающим в круглосуточном ре­жиме совершение юридически значимых действий в электронной форме без уча­стия человека (регистрацию таможенных деклараций, автоматическую проверку на риски нарушения таможенного права ЕАЭС и автоматический выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).


Рассмотренные информационно-программные средства и информационные технологии применяются во всех ЦЭДах, а также на всех таможенных постах фак­тического контроля и пунктах пропуска, что позволило сократить количество мест таможенного оформления с более 600 до 16 и существенным образом умень­шить временные издержки участников ВЭД. Так, по итогам 2021 г.:

  • полностью в автоматическом режиме зарегистрировано 4,48 млн ДТ (в 2020 г. - 3,83 млн ДТ) и выпущено более 1,46 млн ДТ (в 2020 г. - 1,09 млн ДТ). Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уров­ня риска, достигла 93,8% по экспорту и 87,9% по импорту (в 2020 г. - 93,7 и 86% соответственно);

  • в автоматическом режиме зарегистрировано 802 688 ЭТД (в 2020 г. - 270 тыс. ЭТД), что составляет 65% от всех оформленных ЭТД. Автоматический выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита применен в отношении почти 155 тыс. ЭТД (в 2020 г. - 57,9 тыс. ЭТД), что соста­вило 48% от всех оформленных ЭТД;

  • сумма таможенных сборов по ДТ, зарегистрированным в автоматическом режиме, составила более 46 млрд руб. (в 2020 г. - более 30 млрд руб.). Сумма та­моженных платежей по ДТ, выпущенным в автоматическом режиме, составила более 1 200 млрд руб. (в 2020 г. - 580 млрд руб.);

  • за счет применения разработанных технологий и программных средств вы­свобождено 2,3 млн человеко-часов работы должностных лиц таможенных орга­нов в 2021 г. (в 2020 г. - более 1,8 млн человеко-часов);

  • внедрение в таможенных органах автоматических технологий привело к со­кращению времени ожидания транспортных средств и дало бизнесу экономию за счет уменьшения расходов на транспортировку на сумму не менее 23,8 млрд руб.

Кроме того, проведенная в ФТС России работа по применению информацион­ных систем и технологий в деятельности таможенных органов также положитель­но повлияла на уменьшение сроков возврата транспортных средств и контейне­ров перевозчикам, что крайне важно в условиях начавшегося в 2020 г. мирового транспортного кризиса, и позволила складам временного хранения более эффек­тивно использовать свои площади и принимать на оформление больше грузов.

Высокая эффективность применения информационных систем и технологий для совершения таможенных операций в автоматическом режиме обеспечивает­ся в том числе за счет эффективной системы подготовки и переподготовки спе­циалистов таможенных органов, созданной в Российской таможенной академии на базе АПК «Контур».


В перспективе внедрение процессов автоматического совершения таможенных операций трансформируется в новый вектор - автоматическое совершение биз- нес-процессов, например, в автоматический интеллектуальный контроль в пунк­тах пропуска (с использованием элементов искусственного интеллекта). Одним из элементов такого интеллектуального бизнес-процесса уже в настоящий момент является качественно новый проект ФТС России - анализ снимков инспекци­онно-досмотровых комплексов с использованием элемента искусственного ин­теллекта - технологии машинного обучения.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане, 29.05.2014).

  2. 30 лет автоматизации таможенных органов. От замысла создания автоматизированных си­стем обработки информации в органах государственного таможенного контроля до Стра­тегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: монография / В. И. Булавин, Д. А. Васильев, В. Ю. Скиба, Д. В. Терещенко и др.; под общ. ред. д-ра техн. наук, ст. науч. сотр. В. Ю. Скиба. М.: ЦБТ, 2021. 304 с.

  3. Таможенные операции и механизмы их реализации: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. А. Русанова; под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной акаде­мии, 2021. 210 с.

  4. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов. Архитекту­ра. Описание. Реестровый номер ФГИС 0152 (одобрено на заседании Научно-техническо­го совета ФТС России 21.11.2018) / С. Н. Аникин, Е. А. Вещенков, Д. А. Карев, Р. А. Нажи­мов, Г. В. Песчанских, А. И. Писарев, К. О. Романов, В. Ю. Скиба. 61 с.

  5. Липатова Н. Г., Никитченко И. И. Возможности использования информационных техно­логий в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.

  6. Гладков А. Р., Липатова Н. Г. Эволюция механизмов совершения таможенных операций в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 32­41.

  7. Ведомственный удостоверяющий центр ГТК России, регистрационное свидетельство от 30.06.2011 № 1/13386/05, серия ФА № 0015302.

  8. Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов, регистрационные свидетельства от 24.12.2009 № 1/13386/09 АСВД/0010909, серия ФА № 0010991 и от 18.05.2011 № 1/13386/09 АСВД-М2009/0014923, серия ФА № 0015052.

  9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уров­не глав государств от 27.11.2009 № 17).

  10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).