Файл: Образовательная программа по специальности 51. 02. 02 Социальнокультурная деятельность Форма обучения заочная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья модель представляет праздничный костюм. Накануне народных гуляний в каждом ангарском доме распахивались сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны и юбки. Вся праздничная одежда была очень красочной. Обязательно украшалась элементами вышивки, тесьмой. На модели – белая рубаха с воротником стойка, отделанная красной тесьмой и яркая красная юбка, которая украшена разноцветной тесьмой. И завершает этот ансамблю головной убор – платок красного цвета.

Данные комплекты представлены творческими коллективами Ирбинского сельского дома культуры и Яркинского сельского дома культуры.

Ведущий 1: Представляем вам ансамбль праздничной ангарской одежды, который состоит из мужского, женского и девичьего костюмов.

Жизнь ангарских крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились, и, конечно же, шили, или доставали ранее сшитые наряды.

Представляем вашему вниманию мужской праздничный костюм, который состоит из рубахи, порт, пояса, головного убора и обуви.

Рубаха-косоворотка красного цвета из плотной ткани. Длина рубахи почти до колена, рукав без манжета. В качестве украшения использована тесьма. Рубаха навыпуск, подпоясана поясом с кистями. Порты - шаровары пошиты из тёмно - синей, плотной ткани. Костюм дополнен сапогами и головным убором – фуражкой, которая получила широкое распространение среди крестьян к концуXIX века.

Женский праздничный ангарский костюм представлен «парой» - рубаха и юбка. Праздничная рубаха тёмно – красного цвета, приталенная, с кружевными рюшами на груди. Юбка из сине - зелёного ситца, длинная в пол, пышная, присборенная у талии, низ по подолу отделан широким воланом в два яруса. Завершающим компонентом в костюме является поясная одежда (от пояса до подола на завязке по талии) под общим названием передник. Костюм так же дополнен двойным платком - нижний белый, верхний – цветной с убранными концами во внутрь.

Костюм праздничный для девушки представлен рубахой и сарафаном. Рубаха - голошейка, из белого ситца, без баски, спереди застёгивается на множество пуговиц, без оборок, рукав длинный, присборенный у запястья и отделан кружевом. Сарафан в пол из синего разноцветного ситца, свободного кроя на кокетке, с широким воланом по низу, без рукавов, воротничок стойка. Спереди до линии груди застёгивается на пуговицы. Поясок сплетён из джутовых ниток с кистями. Костюм так же дополнен ситцевым фартуком с широким воланом по низу. В отличие от замужней женщины, девушкам разрешалось не покрывать голову платком. Они могли носить его на плечах или использовать в качестве повязки.И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки.


Ансамбль праздничной ангарской одежды был представлен творческим коллективом Имбинского сельского дома культуры.

Ведущий 2: Перед вами женские праздничные костюмы Нижнего Приангарья XIX-XX вв. Костюмы, которые носили замужние женщины средних лет.Отличительная черта костюма — его многослойность. Праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным.

Костюм состоит из следующих элементов:

Рубаха - в данном случае представлена рубаха составная из хлопка. Нижняя часть – стан из полотна, верхняя часть из тонкой ткани с рисунком на кокетке. С прямым вырезом на груди, воротник - узкая стойка, плотно охватывающая горло с застежкой на 3-4 пуговицы. Широкие рукава присборенные у плеча, сильно зауженные и собранные у запястья в оборки – «Брыжжи».

Нижняя юбка или низик - прямая юбка белого цвета из ситца, присборена по талии, с разрезом, завязывается на завязки. Понизу оборка с тонкой кружевной тесьмой. Низик придавал дополнительный объем верхней юбке.

Верхняя юбка или Андарак -юбка сшита из сатина красного цвета с узорами. Красный цвет - цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.Юбка прямого покроя, понизу с уборкой, которая являлась украшением этой юбки.

На первой юбке уборка представлена двойными вставками из ткани, юбка с разрезом на пуговице с левой стороны.

На второй юбке уборка в виде волана и бархатной вставки. Юбка с разрезом спереди, завязывается на завязки.

Передник или фартукне толькозащищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Праздничным вариантом на Ангаре считался фартук черного цвета с тесемками вокруг талии. В первом случае фартук с кружевными вставками черного цвета, во втором вставки из кружева бежевого цвета.

Головной убор - головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором повойником, который позже был вытеснен платками. Их повязывали по два, по три, по четыре, и это был признак достатка. Не случайно платок называли кокеткой.



На первой модели нижний белый платок завязан назад за уши, концы скручены в валик который имитирует косу. Поверх, цветной платок, завязанный по «Бабьи».

На второй модели нижний платок белого цвета, второй платок скручен в валик, и верхний третий платок завязан по типу повойника.

Обувь в Приангарье всегда были в достатке мех и кожа, из которых шилась различная обувь. В женском праздничном варианте представлены чирки – кожаные тапки с тканевой опушкой, в которую продевались оборы.

Костюмы сшиты по историческим описаниям и представлены участниками Семейного клуба фольклора и этнографии «Сказочки на лавочке»Межпоселенческого Районного дома культуры «Рассвет», руководитель Инна Пушкарева.

Ведущий 1: Представляем следующий вид женской одежды Приангарья – венчальный свадебный.

Свадебный обряд можно назвать главной семейной традицией, которая дошла до нас из глубины веков. На подготовку к свадьбе девушка буквально тратила всю свою жизнь! С очень раннего возраста девочки начинали обучаться домашнему хозяйству и собирать приданое, в надежде на удачный брак. В селах пятилетним девочкам дарили прялку, как символ наступающей взрослой жизни. С этого момента она должна была учиться прясть и вязать, чтобы позже перейти к более сложным видам рукоделия.

Платье шили в зависимости от достатка в семье, однако большинство сибирячек венчались в этот период в традиционных крестьянских костюмах — сарафан с рубахой либо юбка с кофтой.

Свадебный костюм, который мы вам представляем, состоит из двух частей. Кофта-распашонка - расклешенная, за счет вставленных в боковых швах клиньев. Рукав прямой, заужен к низу. Застежка спереди сквозная на 5-ти пуговицах. Петли выметаны вручную. Ворот кофты обшит узкой бейкой из красного сатина. Спинка на прямой кокетке. Кофта подбита красным сатином и цветными лоскутами.Юбка широкая, собранная у пояса в складки, сшита из 7 прямых полос. Пояс – из красного сатина, двойной, сквозь который проходит «гашник» - шнурок, сделанный из красного ситца. В поясе сделана прореха для стягивания юбки у талии. Подол подбит узкой полоской, сшитой из красного сатина и цветных лоскутов. Одевали невесту к венцу девушки-подружки. Подружки пели причитания, во время которых совершался обряд расчесывания волос невесты ее матерью. Затем голову украшали венком из покупных цветов или, как в данном случае, вплетали разноцветные атласные ленты.


Обратите внимание, в руках невесты красный узорчатый платок. По ангарским обычаям, невеста входила в дом Марьюшкой, затем за столом ей надевали платок, и выходила она уже Марьей Потаповной.

Однако одежду к свадьбе шили далеко не все. Люди победнее просили этот наряд у других, и никогда не получали отказа. В одном наряде иногда венчалось 10-15 человек.

Венчальный наряд представлен творческим коллективом Климинского сельского клуба.

Ведущий 2: Мы просим всех участников сделать круг почета ангарскому костюму.

Все участники еще раз проходят по сцене

Участники делают круг под народную музыку при этом пританцовывая и в завершении уходят со сцены в зал.


Эпизод 4. «Промыслы и ремесла».

Музыкальная отбивка

Выходят ведущие

Ведущий 1: Программа фестиваля «Традиции через века» продолжается.

Суровая природа Приангарья всегда диктовала свои правила жизни, но творческое начало пробивалось даже в таких условиях. Отдаленность региона вынуждала людей самим делать себе орудия труда, обрабатывать кожу, заниматься слесарным делом, делать посуду. Они сами изготовляли холсты, из которых шили одежду. Важное место в жизни ангарцев занимали охота и рыболовство.

Ведущий 2: Наш район богат талантами, самобытными людьми, которые сами являются носителями культурного наследия. И сейчас у нас есть уникальная возможность познакомиться со сценическими презентациями, рассказывающими о промыслах и ремеслах селений Кежемского района и всего Приангарья в целом.

Ведущий 1: И первыми на эту сцену мы приглашаем участников театрального коллектива «Этюд»Тагарского сельского дома культуры, руководитель Надежда Лорер – «Берестянщик».

Далее программа объявляется за сценой

Ведущий 2:«Чирки, чирики, чирочки».С изготовлением крестьянской ангарской обуви вас познакомит Брюханов Валентин Иванович, Недокурский сельский дом культуры.

Ведущий 1: «Чудо коврики» - презентацию под таким названием вам представляет фольклорный коллектив «Родные просторы» Ирбинского сельского дома культуры, руководитель Надежда Ло-ю-тян.

Ведущий 2:На посиделки«В русской горнице» вас приглашает фольклорный коллектив «Кудёрушки» Климинского сельского клуба, руководитель Наталья Агапова.

Ведущий 1: С изготовлением топорища вас познакомитБрюханов Михаил Николаевич, Яркинский сельский дом культуры.