Файл: Образовательная программа по специальности 51. 02. 02 Социальнокультурная деятельность Форма обучения заочная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финал.
-
Конферанс. -
Вручение благодарственных писем. -
Конферанс «До новых встреч!».
Изучив культурно – досуговые и эстетические потребности населения Кежемского района, и значимость события, формой культурно – досуговой программы был выбран фестиваль старожильческой культуры. Были организованы встречи с жителями и исследователями Кежемского района Д.Н. Деревянных, Л.А. Жигалиной, Н.Н. Шавшун, А.Н. Адамайтис, А.В. Калугиной, И.Н. Горевым, которые поведали много интересных фактов и умений.
Под рукотворным морем Богучанской ГЭС оказались десятки старинных старожильческих деревень Кежемского района, со своим особым укладом жизни, обычаями, языком и исчезнувший пласт народной культуры Сибири. Александра Калугина рассказала нам о своих исследовательских работах, о ангарском говоре. Ангарский говор сложился на рубеже XVII-XVIII веков на базе различных диалектов северного русского наречия. Говор верховских ангарцев (кежмарей) певучий, с огромным числом экспрессивных элементов. Ангара для них «моленая», родные дети - «кишошные, башшэ всех околотошных». Интонация низовских ангарцев больше приближена к литературной, деток своих разве что «капошными» назовут. Между говорами разных деревень одного и того же района есть различия. Кежмари небольшой погреб называют «дуплем», летнюю кухню- «зимовьем», а прорубь - «ярданью». Жители села Заледеево и деревни Климино того же Кежемского района используют вместо этих слов «ямка», «поварня» или «пролубка».
Историю пения, правильность исполнения нам рассказали и показали: Игорь Николаевич Горев, преподаватель Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова – Радкевича, руководитель фольклорного ансамбля «Живая стАрина», местные жительницы Кежемского района(верховские, низовские) Нина Николаевна Шавшун, Альбина Николаевна Адамайтис, Любовь Алексеевна Жигалина.
Протяжные песни Кежемского района Красноярского края составляют основу жанровой системы местной песенной культуры и выделяются единством музыкального стиля среди жанрового многообразия музыкального фольклора этой сибирской традиции. Обладая высоко художественным музыкально-поэтическим содержанием, эти песни на протяжении нескольких веков были любимы сибиряками. Ни один праздник, ни одно застолье не обходилось без них. К изучению этого яркого явления обращались многие собиратели фольклора, начиная с XIX века (В.С. Арефьев, А.А. Макаренко), исследователи XX века (Л.А. Мухамедшина, Н.А. Новосёлова).
Результаты их исследовательской и собирательской работы были опубликованы. Изданные материалы представляют большой интерес, как с научной, так и с практической точки зрения. В последнее время, наряду с изучением традиционного фольклора развивается движение по практическому его освоению, в целях сохранения и передачи народной традиции, как песенной, так и, собственно, певческой, исполнительской. Перед фольклористами стоит задача создания методики передачи песенного фольклора с соблюдением принципов традиционной преемственности в современных условиях.
Среди характерных местных приемов распева в протяжной песне, необходимо отметить и особый приём «качания» звука. «Качали» песни не по всей Ангаре. Это чисто локальное проявление исполнительской традиции сел Заимка, Алёшкино, Недокура. О недокурских «качаниях» звука нам рассказала Любовь Алексеевна Жигалина.
Есть у жителей этих сёл и своя музыкальная терминология. Говорят: не «петь песню», а «ряветь песню». Запев называют «зачином» или «начином»; петь верхний подголосок – «выводить», «выносить»; сокращать песню, укорачивать мелодию куплета по горизонтали, во времени – «скручивать», ошибаться – значит «кружать»; орать, петь фальшиво – «петь на отдор»; нижний голос – это основа, и называется он «мотивом».
Таким образом, процесс овладения местными певческими традициями позволяет проникнуть в тайны народного музицирования, постичь внутренние закономерности строения народной песни и общие принципы существования фольклорных традиций.
Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации народных культурных традиций Приангарья.
После просмотра, отбора документального и художественного материала для изучения формы и проведения мероприятия, были определены тема, идея и сверхзадача будущего мероприятия.
Разработано положение о проведении фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века». Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения фестиваля.
Фестиваль проводится по инициативе Муниципального бюджетного учреждения культуры Кежемского района «Межпоселенческий Районный дом культуры «Рассвет».
Общее руководство проведением фестиваля и его организационное обеспечение осуществляет организационный комитет.
Был написан сценарий фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века», составлен план организационных мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Был разработан режиссёрский каркас с описанием режиссёрского хода программы.
В социальных сетях было сделано объявление о проведении фестиваля, а также были направлены информационные письма в учреждения культуры, школы Кежемского района.
Был проведен оргкомитет на котором обсудили сценарий, там же были разъяснены специалистам домов культуры поставленные задачи, по работе с участниками. После составлены: смета расходов (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), график репетиций (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) и монтажный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Затем состоялась встреча с представителями сельских домов культуры, на которой они были ознакомлены со сценарием предстоящего мероприятия. Объяснена тема, идея и сверхзадача программы. Дано задание, в какие номинации необходимо подать заявки на участие. Репетиции номеров участники проводили непосредственно в своих домах культуры. Коллективам и участникам г.Кодинск были розданы копии графика репетиций. Были отобраны актеры на роль ведущих, а также на участников пролога.
Совместно со звукооператором обсудили где, когда и в каких местах звучит музыка. Составила звуковую партитуру (ПРИЛОЖЕНИЕ В). Была составлена световая партитура (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Были изготовлены эскизы костюмов: для ведущих, участниц пролога (ПРИЛОЖЕНИЕ П). Были сняты мерки с участников для пошива костюмов. Костюмы для участниц пролога были заказаны заранее, так как для таких участниц необходимы были ангарские костюмы.
Были изготовлены декорации: окно с занавесками на задний фон, икона, портреты, печь (ПРИЛОЖЕНИЕ Н); изготовлены логотип фестиваля.
На ватмане форматом А1 – было написано две афиши для размещения в центре села, а также в программе фотошоп для социальных сетей. (ПРИЛОЖЕНИЕ К).
Необходимый материал для изготовления недостающего реквизита, оформления сцены, благодарственных писем для участников были приобретены согласно смете.
Программа была успешно реализована 14 мая 2022 года. В мероприятии приняли участие коллективы домов культуры, школ и отдельные участники Кежемского района. Мероприятие включало в себя: исполнение ангарских песен, танец «Четвера»,
чтение баек на ангарском говорке, а также презентация различного ремесла Приангарья.
Участникам фестиваля были вручены дипломы участников. Мероприятие посетило более 200 человек.
Результаты данного проекта могут быть использоваться в Домах культуры Красноярского края.
1.3 Заключение
Самобытная культура и традиции Приангарья по своей сути уникальны. Отражают особенности исчезающего народного говора, ценные ориентиры ангарцев, их характер, духовную и материальную культуру. В современной разговорной речи ангарцев, песнях и в их фольклоре отражаются такие ценности, как родина, отчий дом, вера, справедливость, долг, семья, природа. Если мы будем продолжать передавать поколению наши традиции и культуру, покуда будет звучать русский язык, это никогда не исчезнет. Сохранить уникальное языковое богатство старшего поколения, сохранить картину мира ангарцев – это наш долг.
Дипломный проект реализован в полной мере. Для достижения поставленной цели дипломного проекта были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучен документальный и художественный материал по выбранной теме.
2. Осуществлена организационно постановочная работа.
3. Осуществлено проведение фестиваля старожильческой культуры Приангарья «Традиции через века».
Проект содействовал воспитанию чувства патриотизма и уважения к самобытной культуре Приангарья. Способствовал сплочению участников через включение в совместную творческую деятельность.
Данный проект входит в комплекс мероприятий к Году культурного наследия народов России, а также народного творчества которые реализуются районным домом культуры «Рассвет», а также филиалами. Данный цикл мероприятий в течение года системно подходит к вопросам формирования сохранения традиций и культуры Приангарья, для населения Кежемского района. Для этого используются различные формы и методы работы с населением в области народного творчества:
- фольклорные программы;
- мастер – классы;
- фестиваль промыслов и ремесел «Ангарские мастера краю»;
- Праздник Ангарского пирога;
- выставки мастеров – ремесленников .
Таким образом, мы приходим к выводу, что при условиях сохранения народных традиций, духовных ценностей, продолжать раскрывать и популяризировать хорошо забытые старые традиции, всю красоту и самобытность Приангарья, через проведение подобного рода мероприятий, проблема сохранения для подрастающего поколения будет решена.
1.4 Список использованных источников
-
Бутакова В., Простой ангарский говорок.// «Советское Приангарье», г.Кодинск, 2006г. -
Белецкая Е.А. Социально-культурная деятельность клубных формирования как фактор самореализации подростков в современных условиях / Е.А. Белецкая, Ю.В. Бовкунова, Н.В. Ефремова. – DOI 10.17513/snt.37848 // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12. – С. 139-143. -
Горев И.Н. Протяжные песни Кежемского района. Методическое пособие для практического освоения протяжных песен Кежемского района //Красноярск.2019г. -
Горев И.Н., Горева Е.В. Освоение вечерочных и хороводных песен фольклорными коллективами в условиях города. г.Красноярск. -
Голиусова И.В. Литературно-музыкальная композиция как особый вид театрализованного представления // Праздник как пространство социально-художественных смыслов. – Челябинск, 2018. – С. 236-243. -
Енисей - Ангара: великие реки сибирского искусства : межрегиональная художественная выставка : [каталог выставки / ГУ "Регион. отд-ние "Урал, Сибирь и Дал. Восток"Рос. акад. художеств" в г. Красноярске и др. ; предисл.: Е. Г. Паздникова др.]. - Красноярск : Поликор, 2013 - 126, [1] с. : цв. ил. ; -
Живёт облик родины с нами. – Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2015 – 200 с.: ил. -
Карнаухов А.Ф. Краткий словарь Кежемского говора (Кежемское Приангарье)//3-е изд., стереотипное.-Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2019г.-152с. -
Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности : учебное пособие / Т. А. Кемерова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с. – Библиогр.: с. 97–102. . -
Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности : учебное пособие / Т. А. Кемерова – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с -
Карнаухов А.Ф. Село твое уйдет на дно морское. - Красноярск. 2009. -
Майничева А. Ю., Глухих Е. И. Русские старожильческие поселения Приангарья: проблемы и результаты этноэкологического моделирования // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С. 281–287. -
Мезенцева Е.И. Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся средней школы / Е.И. Мезенцева, Т.Б. Хименец // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. – Белгород, 2020. – С. 294-297. -
Новоселова Н.А. «Песни старой Кежмы» фольклорные экспидиционные материалы 2015 года. -
Новоселова Н.А. Ранний период Приенисейской весны в обрядах, трудеи фольклоре. Проблема специфики регионального календаря и семантики обрядовых действий: монография. Изд. 2-е, доп.[Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015; -
Новоселова Н.А.;Песни ангарских низовий: материалы фольклорных экспедиций последней трети XX века / ГЦНТ. –Красноярск: Класс Плюс, 2018 – 252 с. -
Привалихин, Валерий. В белой пене ревет Ангара [Текст] : [из истории строительства гидроэлектростанций на Ангаре] / Валерий Привалихин // Красноярский рабочий : краевая общественно-политическая газета. - Красноярск : Редакция газеты "Красноярский рабочий", 2013 - № 122, 7 ноября. - с. 8-9 -
А. П. Садохина, Ю. П. Шабаева. Народы Севера России: обычаи, традиции, культура : справочник / Москва : КНОРУС. – 2021. – 750 с. -
Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дискурсе:/Авторск.коллектив:Л.Е. Востряков и др.; Сост .и науч. ред. Н.Н. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. Москва :МГИК, 2021 280 с. -
Сенчин Р. В. Зона затопления Ссборник) / «Издательство АСТ», 2019 — (Новая русская классика) -
Сабурова.Л.М. Культура и быт русского населения Приангарья. Л.,1967. -
Станиславский, К.С. Работа актера над ролью.[Текст] /К.С.Станиславский — Москва: АСТ, 2010. - 480 с. - (Актерский тренинг). -
Силин, А.Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемы режиссуры, проблемы организации [Текст]/А. Д. Силин. - Москва: Советская Россия, 1987 – 280 с. -
Царев В.В. Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII – начале XX века;Источник: http://naov.ru/articles/103_osobennosti-formirovaniya-kultovoyi-arhitekturi.html -
Царев Владимир Владимирович. Архитектура селений Нижнего Приангарья XVII - начала XX века: диссертация кандидата : 05.23.20 / [Место защиты: ФГБОУ ВПО Московский архитектурный институт (государственная академия)], 2017.- 265 с. -
Газета «Сибирский форум - интеллектуальный диалог» , статья «Человеческая память, машина времени». Октябрь 2019г. -
Газета «Советское Приангарье», статья «Связь с малой родиной» октябрь 2019г. -
Газета «Советское Приангарье», статья «Чтобы песня жила вечно» август 1984г.