Файл: Образовательная программа по специальности 51. 02. 02 Социальнокультурная деятельность Форма обучения заочная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведущий 2: Алексей Федорович Карнаухов - «Была деревня».На сцене - Марина Шестакова д. Тагара.

Ведущий 1: Следующий участник фестиваля – хор «Сибирские Узоры», с. Заледеево, руководитель Наталья Рукосуева - «Не вейтесь чайки» и «Кого, кого я полюбила».

Ведущий 2: Мы приглашаем на сценуфольклорный коллектив «Родные просторы»п. Ирба«Дела житейские», по произведениям Алексея Федоровича Карнаухова.

Ведущий 1: На сценефольклорный коллектив «Родники», г. Кодинск, руководитель Вера Каверзина - «Стояла чудная сосна».

Эпизод 3. «Ангарская одёжа.Дефиле костюмов».

Музыкальная отбивка

Выход ведущих

Ведущий 2: А наша фестивальная программа продолжается. Проявляя интерес к народным традициям, культуре, быту наших предков, мы, конечно же, проявляем интерес и к народному костюму. Одежду на Руси всегда ценили, берегли и часто передавали из поколения в поколение, считая, что одежда – это некий оберег.

Ведущий 2:«По одежке встречают…». Эта известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решать, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Ведущий 1: Ангарцы вписали свою самобытную страничку в историю сибирской моды, причём щегольнуть не отказывались и мужчины. Вся женская и мужская одежда делилась по назначению - на повседневную (рабочую), праздничную и ритуальную. В особую группу выделяли костюмы для охоты и рыбалки, которые можно назвать промысловыми.

Звучит фоном музыка

Проходит дефиле костюмов

Ведущий 2:Представляем повседневный ангарский женский костюм периода конца XIX начало XX веков. Важной чертой ангарского костюма была простота и экономичность. Одежда должна была быть свободной, просторной, а также - лёгкой и практичной. Основой женского костюма была длинная рубаха. Она могла быть как белого, так и красного цвета и, обязательно, из натуральных тканей – льна или хлопка.


Данный комплект представлен ситцевой цельнокроеной рубахой с воротом голошейка на пуговицах. Рукав широкий присборен в запястье и обшит кружевом.

Сарафан сшит изкрасной ситцевойткани, сшит из двух полотен с лифом. Чаще всего, ангарки шили одежду сами, снимая мерку на глазок. И если женщина ошибалась, то это осуждалось. Обычно в такой ситуации говорили: «Никакого размера в глазах нету».

Костюм дополнен светлым ситцевым передником. Передник прямой на завязках. Низ оформлен кружевом. Очень часто передник имел карман для мелочи.

Еще один немаловажный элемент костюма – обувь. На модели представлена женская обувь – лакомеи. Лакомеи – обувь, перенятая сибирскими крестьянами от эвенков. Эти мягкие сапоги с короткими голенищами расшивали разноцветным бисером и носили на босу ногу, в основном, летом. Лакомеи шили из сукна или оленьей замши. В данном случае лакомеи сшиты из сукна. Ну, и поскольку, такую обувь изготавливали в каждой семье самостоятельно, то в каждом доме имелись наборы «наметов» (лекал) разных размеров, так как глава семьи отвечал за обувь всего своего семейства.

И завершает костюм цветной платок, который на модели повязан на голову под подбородком.

Костюм представлен любительским объединением «Элегантный возраст»Межпоселенческого Районного дома культуры «Рассвет», руководитель Жигалина Любовь Алексеевна.

Ведущий 1: Представляем ангарский женский крестьянский костюм начало 20 века, который использовался для повседневной жизни и в быту.

Сарафан - модель прямого кроя с лифом на кокетке, выполнен в самом популярном оттенке - зеленый, рисунок «Огурцы».Сарафан сшит из двух полотен ситцевой ткани присборенный у талии. Лиф, украшенный тесьмой из джута и хлопчато - бумажных нитей, поддерживается двумя лямками, перекинутыми за плечи и скрещенными за спиной. Полы сарафана украшает волан из той же ткани, который, в свою очередь, также украшен тесьмой из джута и хлотчато- бумажных нитей.

Сарафан надет на рубаху, сшитой из тонкой льняной ткани в светлых тонах с мелким узорам из полевых цветов. Горловина выполнена в форме «стойка» с глубоким вырезом, обшитая тесьмой «волна». Рукав сшит из цельнокроеного полотна. В зависимости от статуса и положения женщины определялась форма и длинна рукава. В данной модели представлен рукав напоминающий форму «фонарик» с резинкой у края, имеющий длину в три четверти. Говорит о том, что женщина, носившая рубаху с таким рукавом, была в статусе замужней и занималась домашними делами и управой скотины. Данная длина позволяла рубахе долгое время оставаться чистой.



Костюм дополнен передником в воланом, который сшит из льняной ткани с завязками по талии и украшен тесьмой. В большинстве случаев передник шился в темных тонах, дабы предохранить одежду от загрязнения.

Важнейшая и обязательная часть повседневной одежды - женские головные уборы. Для ангарских крестьянок это были платки. Как правило, с утра женщина покрывала голову светлой косынкой из легкой хлопчато-бумажной ткани, чтобы волосы не мешали в повседневных домашних делах, а когда выходила за двор или в гости, сверху косынки накидывала темный платок с ярким узором из цветов. Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Обувь, представленная в данном костюме – чирки. Сшиты они из коровьей сыромятной кожи на прямую колодку с опушкой из сукна по кромке, в которую продёргивали шнурок для завязывания вокруг ноги. К чиркам пришито холщевое голенище - «голяшка». С ее помощью чирки преображались в своеобразные сибирские сапоги – бредни. Бредни надевали на утеплённые вязаные шерстяные чулки.

Повседневный женский крестьянский костюм представлен творческим коллективом Заледеевского сельского дома культуры.

Ведущий 2: Представляем повседневный ангарский мужской костюм.

Мужской костюм всегда отличался мень­шим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из ру­бахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей. Цвет был разным, чаще белый, синий или красный. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

На данной модели представлена рубаха белого цвета из ситца с небольшой стойкой-воротником и разрезом посередине. Стойка украшена ручной вышивкой. Считалось, что различного вида вышитые орнаменты защищали владельца рубахи от дурного глаза и злых духов.

Рубаха надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым поясом (кушаком) или плетёным поясом. Но при работе рубаху «зашароваривали», т.е. заправляли в штаны.

Мужские штаны, в данном случае – шаровары, сшиты из грубого холста, темного цвета на пуговице. Штаны заправлены в сапоги. На модели кожаные сапоги, которые в 20 веке носили более зажиточные мужики.

Повседневный ангарский мужской костюм был представлен творческим коллективом
Недокурского сельского дома культуры.

Ведущий 2: Передвами следующий вид ангарского костюма, который относится к повседневному.

Рубаха-покосница – вид обрядовой женской одежды, которая использовалась в качестве праздничной одежды во время сенокоса. В отличие от жатвы, уборка сена почиталась чистой и праздничной работой. Явиться к такой работе в будничной, тем более грязной одежде считалось недопустимым. В старину такую рубаху называли «пожнивная рубаха». Однако известны и такие названия как покосница, подольница, сенокосница, покосная рубаха. 

Надевали покосницу без сарафана, но с поясом, и иногда добавляли юбку или передник. Ворот пожнивной рубахи сосбаривался.

В начале XX века верх покосной рубахи обычно шили из красной фабричной ткани (кумача), нижняя часть была из пестряди или набойки, по подолу шли полосы браного узора.

На модели представлена «Рубаха Покосница» прямого покроя из ситца двух цветов, состоит из 2-х основных деталей: рукава и подол. Горловина собрана на тесьму. Рукав прямой со сборкой понизу и отделан тонкой кружевной тесьмой.Костюм представлен с поясом. Пояс льняной  белый, с красной вышивкой и кистями. На поясе обережная вышивка - символ земли. Пояс двухрядный (обвивает талию два раза). Кисти на поясе для украшения. Так как сенокос был своего рода праздником – на модели яркие бусы красного цвета. К рубахе-покоснице добавлен одинарный светлый ситцевый платок, завязанный назад и мягкие кожаные тапочки.

Женский костюм представлен творческим коллективом Тагарского сельского дома культуры.

Ведущий 1: Представляем особый вид одежды ангарских женщин 18-19 века – исподнюю рубаху.

Наши предки считали, что с помощью одежды мы формируем свою собственную судьбу. Разберем само слово «одежда»: о (он — Бог) — де (яти — действовать) — ж (жива — жизнь) — да (ждь — сила Дажьбога - Солнца). Таким образом, «одежда» — это «то, что позволяет нам действовать и приблизиться к божьей благодати».

А разве можно приблизиться к божьей благодати в короткой, тесной и дырявой одежде? Состояние благодати невозможно без внутренней чистоты. Наши предки это знали и в помощь душе носили исподнюю одежду.


Перед вами цельнокройная рубаха по щиколотку, сшита из самотканого грубого холста, состоящая из двух частей, с круглой горловиной на завязке и длинным, широким рукавом на резинке, украшенным шитьем.

Исподнюю рубаху надевали после бани, в ней спали, крестились, использовали в ритуальных и свадебных обрядах.

При изготовлении нательной рубахи тщательно подбирался день по солнечному и лунному календарю, учитывалось какая сила какого Бога в этот день правила. И обязательно перед началом просили благословение Бога.

Нижнюю одежду носили достаточно долго, она сохранялась в нашей стране вплоть до революции. Даже в раннюю советскую эпоху ещё существовало нательное бельё у женщин в виде сорочки, а у мужчин в виде кальсон и футболки с длинными или короткими рукавами.

Данная модель представлена Передвижным центром культуры – филиалом Районного дома культуры «Рассвет».

Ведущий 2: Представляем следующие комплекты ангарских костюмов – повседневный и праздничный.

Характер ангарского костюма всегда соответствовал крестьянской эстетике. Повседневный комплект с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX — начале XX веков он имел уже множество вариантов. Но при этом, он по-прежнему состоял из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Чаще всего одежду изготавливали изо льна.

На первой модели представлен повседневный костюм. Рубаха белого цвета с воротом, который застегивается на пуговицу и украшен лентой красного цвета. Сарафан сшит из 4х полос, что придает свободу, и не сковывает движения. Цвет сарафана – синий. Расположение цветов в русском народном костюме, в том числе и в ангарском, имело большое значение. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй - Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо. Костюм дополнен передником, длина которого чуть короче сарафана и платком.

Вторая модель так же представляет вашему вниманию повседневный костюм, который состоит в данном случае из рубахи и юбки.

Ситцевая рубаха светло-бежевого цвета с цельнокроеным длинным рукавом, отделанный тесьмой. Юбка на резинке, сшитая из прямоугольного куска ткани с одним швом. Комплект дополнен платком из светлого ситца, сшитый из квадратного куска ткани.