Файл: Учебная программа по специальности Сестринское дело в педиатрии Цикл Сестринская помощь детям.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретический и семинарско-практический курс
Тема 1
Основные направления реформирования сестринского дела в системе Российского здравоохранения.
История развития сестринского дела в России.
Основные положения реформ сестринского дела в России.
Современная концепция сестринского дела и ее утверждение в сестринском образовании и практической деятельности в 90-х годах
XX века. Приказ Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года №390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации».
Законодательные акты, регулирующие профессиональную деятельность сестры.
Государственная программа развития сестринского дела в России.
Основные направления деятельности сестринского персонала.
Совершенствование организации работы сестринского персонала.
Совершенствование кадровой политики. Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле.
Система непрерывного сестринского образования в России.
Профессиональные объединения, ассоциации медицинских сестер.
Цели и задачи профессиональных объединений и ассоциаций, их структура, полномочия и правовая база. Сотрудничество с международными сестринскими организациями.
Постдипломное сестринское образование. Сертификация и аттестация медицинских сестер.
Квалификационная характеристика сестры с учетом образовательного уровня.
Тема 2
Теоретические основы и философия сестринского дела.
Этический кодекс медицинской сестры России.
История развития сестринского дела в России.
Философия сестринского дела.
Теория сестринского дела. (Орем, Хендерсон, Маслоу и др.)
Сестринский процесс, его этапы, практическое применение.
Функции этического кодекса.
Практически-регуляторная.
Воспитательно-педагогическая.
Консолидирующая.
Основные положения кодекса.
Медицинская сестра и права пациента.
Профессиональная компетентность.
Гуманное отношение к пациентам и уважение человеческого достоинства.
Гарантия и защита законных прав медицинской сестры.
Ответственность за нарушение этического кодекса.
Тема 3
Менеджмент и лидерство в сестринском деле.
Организация сестринского дела в детском соматическом стационаре.
Научные школы менеджмента.
Понятие управления. Развитие управленческой деятельности.
Принципы и функции управления.
Управленческие роли по Минцбергу.
Концепция жизненного цикла организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Уровень управления. Принципы и этапы планирования.
Управленческие решения. Содержание и виды. Процесс принятия решения.
Критерии, виды, этапы, стандарты и технология контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Характеристики эффективного контроля.
Руководство в организации.
Понятия «власть», «влияние», «лидерство». Формы.
Обзор теорий лидерства.
Роль лидера в управлении.
Управление конфликтами и стрессами в коллективе. Виды, причины конфликтов и методы их разрешения.
Организация сестринской службы в детском соматическом стационаре. Роль сестры в процессе реформирования сестринской службы.
Тема 4
Система инфекционного контроля в детском соматическом стационаре.
Тема 4.1
Система инфекционного контроля в детском соматическом стационаре.
Инфекционная безопасность.
Инфекционный контроль.
Основные понятия, определения.
Группы риска развития внутрибольничной инфекции.
Виды возбудителей, способы передачи внутрибольничной инфекции.
Меры профилактики и контроль внутрибольничной инфекции.
Виды, способы и режимы дезинфекции в лечебно- профилактических учреждениях.
Методы и средства дезинфекции.
Характеристика средств дезинфекции.
Виды контроля пригодности дезинфицирующих средств.
Правила хранения и безопасность при работе с дезинфицирующими средствами.
Профилактика внутрибольничных инфекций.
Общие требования к уборке помещений стационара.
Бельевой режим.
Личная гигиена обслуживающего персонала.
Безопасность работы сестры а процедурном кабинете.
Техника безопасности при работе с биологическими жидкостями.
Цели, задачи и принципы работы центрального стерилизационного отделения.
Методы и средства стерилизации.
Режим стерилизации, контроль качества стерилизации.
Тема 4.2 Профилактика ВИЧ-инфекции.
ВИЧ-инфекция.
История открытия
ВИЧ, чувствительность возбудителя к факторам внешней среды, способы инактивации. Пути передачи вируса. Группы риска по ВИЧ-инфекции. Клиническое проявление болезни, методы диагностики, лечение. Профилактика
ВИЧ-инфекции.
Тема 5
Особенности фармакотерапии в педиатрической практике.
Понятие клинической фармакотерапии и особенности фармакотерапии в педиатрии.
Понятие о фармакокинетике и фармакодинамике.
Понятие о лекарственном метаболизме.
Понятие о фармакологическом эффекте.
Виды действия лекарственных средств: токсическое действе; побочные реакции.
Значение клинического наблюдения в определении эффективности лекарственного препарата.
Особенности клинической фармкотерапии: антибактериальные средства; сердечно-сосудистые средства; мочегонные средства; антигистаминные; бронхо, -муколитики; противокашлевые средства; стероидные препараты; жаропонижающие и противовоспалительные; железосодержащие; противосудорожные; кровоостанавливающие; витамины.
Взаимодействие лекарственных средств.
Особенности и пути введения лекарственных средств детям.
Правила расчета лекарственных доз детям для введения по
назначению врача.
Роль палатной медицинской сестры в оценке действия лекарственных препаратов на организм пациентов.
Порядок получения, хранения и использования лекарственных средств.
Тема 6
Законы роста и развития. Жизненные потребности ребенка в разные возрастные периоды.
Периоды детского возраста, их характеристика.
Жизненные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
Закономерности физического, нервно-психического и социального развития детей.
Критические периоды в развитии ребенка.
Факторы, определяющие опасную окружающую среду для детей в разные периоды развития.
Создание безопасной окружающей среды для детей различных возрастных групп.
Модели развития ребенка.
Биологическая модель.
Психосексуальная модель, задачи полового воспитания мальчиков и девочек.
Познавательная.
Поведенческая.
Социальная и культурная.
Особенности развития детей-инвалидов.
Зависимость и самостоятельность детей.
Поощрение и наказание детей.
Стадии моделирования поведения детей.
Тема 7
Возрастная психология.
Психолого-педагогические аспекты деятельности сестры.
Психологическое развитие и формирование личности.
Социально-психическое созревание ребенка.
Понятие социального унаследования.
Развитие самосознания.
Роль игры в формировании личности.
Моральная природа ребенка.
Эволюция чувств.
Психическая наследственность.
Страх. Гнев. Детская жестокость.
Ложь. Стыд. Психология бесстыдства.
Эстетическое развитие ребенка.
Чувство долга. Детские «идеалы».
Религиозная жизнь ребенка.
Роль палатной медицинской сестры в оценке действия лекарственных препаратов на организм пациентов.
Порядок получения, хранения и использования лекарственных средств.
Тема 6
Законы роста и развития. Жизненные потребности ребенка в разные возрастные периоды.
Периоды детского возраста, их характеристика.
Жизненные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
Закономерности физического, нервно-психического и социального развития детей.
Критические периоды в развитии ребенка.
Факторы, определяющие опасную окружающую среду для детей в разные периоды развития.
Создание безопасной окружающей среды для детей различных возрастных групп.
Модели развития ребенка.
Биологическая модель.
Психосексуальная модель, задачи полового воспитания мальчиков и девочек.
Познавательная.
Поведенческая.
Социальная и культурная.
Особенности развития детей-инвалидов.
Зависимость и самостоятельность детей.
Поощрение и наказание детей.
Стадии моделирования поведения детей.
Тема 7
Возрастная психология.
Психолого-педагогические аспекты деятельности сестры.
Психологическое развитие и формирование личности.
Социально-психическое созревание ребенка.
Понятие социального унаследования.
Развитие самосознания.
Роль игры в формировании личности.
Моральная природа ребенка.
Эволюция чувств.
Психическая наследственность.
Страх. Гнев. Детская жестокость.
Ложь. Стыд. Психология бесстыдства.
Эстетическое развитие ребенка.
Чувство долга. Детские «идеалы».
Религиозная жизнь ребенка.
Психолого-педагогические аспекты деятельности сестры.
Тема 8
Болезнь и ребенок. Реакция ребенка и его семьи на госпитализацию.
Терапевтическая игра.
Понятие «болезнь». Определение болезни.
Влияние болезни на рост и развитие ребенка.
Жизненные потребности больного ребенка, его семьи и способы их удовлетворения.
Реакция ребенка и его семьи на госпитализацию.
Внутренняя картина болезни. Закономерности формирования личностных реакций ребенка на болезнь.
Способы сестринского влияния на формирование внутренней картины болезни.
Представление детей о влиянии лекарственных веществ на организм и о самом процессе лечения.
Терапевтическая игра.
Понимание ребенком процессов умирания и смерти.
Отношение родителей к болезни ребенка.
Ребенок-инвалид в семье.
Моделирование сестринского процесса в соответствии с жизненными потребностями больного ребенка.
Роль сестры в организации взаимодействия ребенка и семьи, ребенка и окружающего мира во время болезни.
Вопросы этики в уходе за больными детьми.
Создание психологического комфорта в процессе взаимодействия сестры, пациента, родителей.
Тема 9
Сестринский процесс. Стандарты профессиональной деятельности палатной медсестры.
Особенности сестринского процесса в педиатрической практике.
Этапы сестринского процесса, их содержание.
Особенности интервьюирования при работе с детьми и их родителями.
Выявление основных жизненноважных потребностей пациента (настоящих и потенциальных).
Субъективное и объективное обследование пациента.
Определение целей сестринского процесса.
Планирование и реализация сестринского процесса.
Оценка эффективности получения результатов, их коррекция.
Медицинское документирование.
Стандарты профессиональной деятельности палатной медицинской сестры:
Антропометрия.
Мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет
пульса, дыхания, измерения АД).
Создание пациенту комфортного положения в постели: устройство постели тяжелобольного пациента с различной патологией; биомеханика тела при изменении его положения в постели; профилактика пролежней.
Безопасность сестры при работе с пациентами.
Способы и методика введения лекарственных средств.
Современные требования к парентеральному введению лекарственных средств.
Последовательность действий при выполнении в/к, п/к, в/м, в/в инъекций, при постановке в/в капельниц.
Подготовка инструментария и помощь врачу при пункции центральной вены.
Уход за подключичным катетером.
Взятие крови из вены для биохимических и бактериологических исследований.
Мониторинг состояния пациента при парентеральном введении лекарственных веществ.
Осложнения, связанные с парентеральным введением лекарств.
Технология проведения оксигенотерапии.
Простейшая физиотерапия.
Исследование функции органов пищеварения: исследование секреторной функции желудка; дуоденальное зондирование.
Методика промывание желудка в зависимости от возраста ребенка. Исследование промывных вод. Последовательность выполнения манипуляций.
Методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям, различных возрастных групп.
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
Особенности выполнения манипуляций у мальчиков и девочек.
Методика взятия материала для лабораторных исследований.
Взятие мазков со слизистой оболочки носа и зева на бактериологическое исследование.
Особенности сбора мокроты на исследование.
Сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко,
Аддис-Каковскому, Амбюрже, Зимницкому, проба Реберга, для определения глюкозурического профиля, на диастазу, для
Создание пациенту комфортного положения в постели: устройство постели тяжелобольного пациента с различной патологией; биомеханика тела при изменении его положения в постели; профилактика пролежней.
Безопасность сестры при работе с пациентами.
Способы и методика введения лекарственных средств.
Современные требования к парентеральному введению лекарственных средств.
Последовательность действий при выполнении в/к, п/к, в/м, в/в инъекций, при постановке в/в капельниц.
Подготовка инструментария и помощь врачу при пункции центральной вены.
Уход за подключичным катетером.
Взятие крови из вены для биохимических и бактериологических исследований.
Мониторинг состояния пациента при парентеральном введении лекарственных веществ.
Осложнения, связанные с парентеральным введением лекарств.
Технология проведения оксигенотерапии.
Простейшая физиотерапия.
Исследование функции органов пищеварения: исследование секреторной функции желудка; дуоденальное зондирование.
Методика промывание желудка в зависимости от возраста ребенка. Исследование промывных вод. Последовательность выполнения манипуляций.
Методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям, различных возрастных групп.
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
Особенности выполнения манипуляций у мальчиков и девочек.
Методика взятия материала для лабораторных исследований.
Взятие мазков со слизистой оболочки носа и зева на бактериологическое исследование.
Особенности сбора мокроты на исследование.
Сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко,
Аддис-Каковскому, Амбюрже, Зимницкому, проба Реберга, для определения глюкозурического профиля, на диастазу, для
бактериологического исследования.
Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, для исследований на наличие паразитов, на бактериологическое исследование, на дисбактериоз, соскоб на энтеробиоз.
Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования.
Особенности работы с рентгеноконтрастными средствами.
Подготовка пациента к эндоскопическим методам исследования.
Тема 10
Концепция сбалансированного питания. Организация лечебного питания в детском соматическом стационаре.
Понятие «рациональное питание».
Концепция сбалансированного питания как основы рационального питания. Питание и жизнедеятельность организма.
Характеристика продуктов питания и их назначение.
Обмен веществ, энергии и жизни. Состав пищи.
Физиологические потребности в пищевых веществах детей для различных возрастных групп.
Количественная и качественная сторона питания. Режим питания. Эстетика питания.
Составление примерного меню здоровым детям различных возрастных групп.
Современные аспекты лечебного питания в педиатрии.
Особенности диетического питания у детей при заболеваниях: желудка и кишечника; печени и поджелудочной железы; сердечно-сосудистой системы; органов дыхания; почек; аллергозах.
Составление примерного меню больным детям с различной патологией.
Организация лечебного питания в детском соматическом стационаре.
Консультирование родителей по содержанию передач детям, находящимся на стационарном лечении.
Рекомендации по организации диетического питания в домашних условиях после выписки из стационара.
Тема 11
Особенности сестринского процесса при фоновых состояниях.
Сестринский процесс при иммунно-дефицитных состояниях.
Системы защиты организма при иммунопатологических
Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, для исследований на наличие паразитов, на бактериологическое исследование, на дисбактериоз, соскоб на энтеробиоз.
Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования.
Особенности работы с рентгеноконтрастными средствами.
Подготовка пациента к эндоскопическим методам исследования.
Тема 10
Концепция сбалансированного питания. Организация лечебного питания в детском соматическом стационаре.
Понятие «рациональное питание».
Концепция сбалансированного питания как основы рационального питания. Питание и жизнедеятельность организма.
Характеристика продуктов питания и их назначение.
Обмен веществ, энергии и жизни. Состав пищи.
Физиологические потребности в пищевых веществах детей для различных возрастных групп.
Количественная и качественная сторона питания. Режим питания. Эстетика питания.
Составление примерного меню здоровым детям различных возрастных групп.
Современные аспекты лечебного питания в педиатрии.
Особенности диетического питания у детей при заболеваниях: желудка и кишечника; печени и поджелудочной железы; сердечно-сосудистой системы; органов дыхания; почек; аллергозах.
Составление примерного меню больным детям с различной патологией.
Организация лечебного питания в детском соматическом стационаре.
Консультирование родителей по содержанию передач детям, находящимся на стационарном лечении.
Рекомендации по организации диетического питания в домашних условиях после выписки из стационара.
Тема 11
Особенности сестринского процесса при фоновых состояниях.
Сестринский процесс при иммунно-дефицитных состояниях.
Системы защиты организма при иммунопатологических
реакциях.
Структура и функции иммунной системы.
Реактивность и резистентность. Адаптация. Неспецифические и специфические факторы резистентности.
Врожденные иммунодефицитные состояния. Основные проявления.
Особенности сестринского обследования при врожденных иммунодефицитных состояниях: сбор семейного анамнеза; физикальное обследование; скрининг-тесты.
Обеспечение жизненно важных потребностей при уходе за детьми с иммунодефицитными состояниями.
Синдром приобретенного иммунодефицита.
Этиологические факторы и факторы риска, механизм передачи.
Клинические критерии СПИДа у детей.
Особенности течения заболевания у детей в различные возрастные периоды.
Диагностические критерии СПИДа.
Прогноз.
Сестринский процесс при синдроме приобретенного иммунодефицита.
Психологическая помощь ребенку и семье.
Профилактические мероприятия.
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Определение. Причины. Патофизиология.
Клинические признаки аномалий конституции: эксудативно-аллергической; нервно-артритической; лимфатико-гипопластической.
Жизненные потребности ребенка при различных типах аномалий конституции.
Определение целей, планирование и реализация сестринского процесса.
Направление риска аномалий конституции.
Профилактические мероприятия.
Сестринский процесс при рахите.
Этиология. Эндогенные и экзогенные факторы развития.
Метаболизм витамина Д и его роль в фосфорно-кальциевом и магниевом обмене.
Периоды рахита.
Клинические проявления.
Структура и функции иммунной системы.
Реактивность и резистентность. Адаптация. Неспецифические и специфические факторы резистентности.
Врожденные иммунодефицитные состояния. Основные проявления.
Особенности сестринского обследования при врожденных иммунодефицитных состояниях: сбор семейного анамнеза; физикальное обследование; скрининг-тесты.
Обеспечение жизненно важных потребностей при уходе за детьми с иммунодефицитными состояниями.
Синдром приобретенного иммунодефицита.
Этиологические факторы и факторы риска, механизм передачи.
Клинические критерии СПИДа у детей.
Особенности течения заболевания у детей в различные возрастные периоды.
Диагностические критерии СПИДа.
Прогноз.
Сестринский процесс при синдроме приобретенного иммунодефицита.
Психологическая помощь ребенку и семье.
Профилактические мероприятия.
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Определение. Причины. Патофизиология.
Клинические признаки аномалий конституции: эксудативно-аллергической; нервно-артритической; лимфатико-гипопластической.
Жизненные потребности ребенка при различных типах аномалий конституции.
Определение целей, планирование и реализация сестринского процесса.
Направление риска аномалий конституции.
Профилактические мероприятия.
Сестринский процесс при рахите.
Этиология. Эндогенные и экзогенные факторы развития.
Метаболизм витамина Д и его роль в фосфорно-кальциевом и магниевом обмене.
Периоды рахита.
Клинические проявления.
Цели, планирование и реализация сестринского процесса в различные периоды рахита.
Принципы лечения рахита.
Возможные осложнения фармакотерапии.
Гипервитаминоз Д. Клинические проявления.
Специфическая и неспецифическая профилактика рахита.
Контроль за проводимым лечением.
Гипокальциемия. Метаболические нарушения кальция в организме.
Клинические проявления гипокальциемии (спазмофилии).
Явная форма: ларингоспазм; карпопедальный спазм; эклампсия.
Латентная форма.
Тактика сестринского вмешательства при различных проявлениях спазмофилии.
Тема 12
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
АФО органов дыхания у детей.
ОРВИ. Причины заболевания, предрасполагающие факторы.
Основные клинические симптомы и синдромы при ОРВИ у детей.
Особенности организации сестринского процесса при ОРВИ у детей разных возрастных групп.
Принципы медикаментозного лечения, возможные побочные действия фармакотерапии.
Лечебно-профилактические мероприятия при ОРВИ.
Роль сестры в проведении первичной и вторичной профилактики ОРВИ.
Острые пневмонии.
Причины, предрасполагающие факторы, механизм развития.
Основные клинические симптомы и синдромы пневмонии.
Особенности течения пневмонии у новорожденных, недоношенных, детей первого года жизни и подростков.
Возможные осложнения острых пневмоний.
Цели, планирование и реализация сестринского процесса при пневмонии у детей различных возрастных групп.
Схема медикаментозного лечения. Возможные побочные действия фармакотерапии.
Аэротерапии.
Дыхательная гимнастика. Физиотерапия.
Профилактика пневмоний. Программа реабилитации.
Принципы диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острую пневмонию.