ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС
Сравнение действующих и обновленных ФГОС | ||
Параметр сравнения | ФГОС 2010 | ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения | 19. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. | Детализированы требования к условиям реализации ООП: Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. 5.1. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам 35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. 35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). 35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: <…> формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий |
Требования к структуре основной образовательной программы | Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает - собственную образовательную программу, - Учебный план, учитывая Общий объем аудиторной работы за 5 лет:Количество учебных занятий за 5 лет не менее 5267 часов и не более 6020 часов. | Структура программы осталась той же: программа основного (начального) общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ: не менее 5058 академических часов и не более 5549 академических часов при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе. Вариативные сроки. |
Требования к результатам обучения | 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; - предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами | Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Детализированы требования к результатам освоения ООП: Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования: включают:
Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания: Гражданское Патриотическое Духовно-нравственное Эстетическое Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое Экологическое Ценности научного познания Требования к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования
Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические (8) Базовые исследовательские (7) Работа с информацией (6) Коммуникативные универсальные учебные действия Общение (8) Совместная деятельность (7) Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация (5) Самоконтроль (6) Эмоциональный интеллект (4) Принятие себя и других (5) Требования к предметным результатам освоения программы основного общего образования
Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий … Включают способность:
решать задачи более высокого уровня сложности Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС 2021
|
Сравнение действующих и обновленных ФГОС СОО | ||
Параметр сравнения | ФГОС 2012 | ФГОС 2022 |
Требования к условиям реализации программ обучения | Не предусмотрено: использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;
| Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества управления образовательной организации Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing). Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации Безопасность: Безопасный доступ кверифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды. Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ. Условия использования ЭИОС должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации программ СОО, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Материально-технические условия реализации программы СОО должны обеспечивать соблюдение Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. | Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2516 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. |
| Перечень обязательных предметов: 11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия 3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня. | Перечень обязательных предметов: 13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ |
| Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы. | 3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы –родной язык, родная литература, второй иностранный язык) 2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. Состав учебных предметов: Предмет «Математика» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивная физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня только в АООП; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание –не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию. В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. |
| Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: •Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; •Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО. | Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП; оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО, названия отличаются от предыдущей версии ФГОС СОО. |
| Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и | Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 " Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. |
Требования к результатам обучения | Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС. | В содержании ФГОС СОО конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ. Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации. Личностные результаты: Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями. Сгруппировали по направлениям воспитания: •гражданское; •патриотическое; •духовно-нравственное; •эстетическое; •физическое; •трудовое; •экологическое; •ценность научного познания. Метапредметные результаты: Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД Сгруппировали по трем направлениям: •Овладение УУПД –базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; •Овладение УУКД –общение, совместная деятельность; •Овладение УУРД –самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. Предметные результаты: Расширили и определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». •Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». •Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология. |