Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2660

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

– 

кинематическая

 

схема

 

рабочей

 

машины

;

– 

структурная

 

схема

 

электропривода

;

        – 

статические

 

и

 

динамические

 

характеристики

 

электропривода

;

        – 

нагрузочные

 

диаграммы

 

электропривода

.

       

При

 

необходимости

 

по

 

согласованию

 

с

 

преподавателем

 – 

руководителем

 

про

-

екта

   

содержание

   

проекта

  

и

   

объем

    

графической

   

части

  

могут

   

быть

 

измене

-

ны

.

    

4. 

ИСХОДНЫЕ

   

ДАННЫЕ

   

ДЛЯ

    

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Объектом

 

для

 

проектирования

 

электропривода

 

является

 

механизм

 

с

 

повтор

-

но

-

кратковременным

 

режимом

 

работы

 ( 

механизм

 

подъема

 

экскаватора

крана

,

механизм

 

передвижения

 

тележки

 

или

 

моста

 

крана

механизм

 

поворота

 

экскавато

-

ра

 

и

 

т

.

п

.). 

Нагрузка

 

механизма

 

изменяется

 

в

 

течение

 

цикла

включает

 

в

 

себя

 

разгон

до

 

рабочей

 

скорости

выполнение

 

работы

 

на

 

этой

 

скорости

торможение

 

или

 

ре

-

верс

 

и

 

возвращение

 

на

 

повышенной

 

скорости

 

в

 

исходное

 

положение

В

 

процессе

работы

 

механизма

 

возникает

 

необходимость

 

регулирования

 

скорости

 

и

 

момента

,

ограничения

 

предельных

 

значений

 

момента

ограничения

 

ускорения

 

рабочего

 

ор

-

гана

Возникают

 

режимы

 

наброса

 

и

 

сброса

 

нагрузки

.

Исходными

 

данными

 

для

 

проектирования

 

электропривода

 

являются

:

– 

кинематическая

 

схема

 

рабочего

 

органа

 

с

 

указанием

 

вращающихся

 

и

 

по

-

ступательно

 

движущихся

 

динамических

 

масс

 

и

 

усилий

 (

моментов

сопротивления

движению

;

– 

скорости

 

движения

 

рабочего

 

органа

 

при

 

различной

 

загрузке

 

с

 

допускае

-

мыми

 

отклонениями

 

от

 

заданного

 

значения

;

– 

допускаемые

 

значения

 

ускорения

 

рабочего

 

органа

 

по

 

условиям

 

механиче

-

ской

 

прочности

 

или

 

условиям

 

технологического

 

процесса

;

– 

время

 

работы

 

для

 

выполнения

 

технологической

 

операции

 

и

 

число

 

циклов

в

 

час

;

– 

линейное

 

перемещение

 (

или

 

угол

 

поворота

 

вала

РО

;

– 

линейные

 (

или

 

предельные

жесткости

 

соединительных

 

валов

 

РО

;

– 

система

 

электроснабжения

 

участка

 (

цеха

), 

в

 

котором

 

работает

 

механизм

;

– 

условия

 

окружающей

 

среды

 (

задымленность

вентиляция

влага

 

и

 

т

.

п

.).

В

 

практике

 

курсового

 

проектирования

 

кафедры

 

ЭПА

 

ЮУрГУ

 

вариант

 

ме

-

ханизма

 

для

 

проектирования

 

электропривода

 

студенты

 

выбирают

 

во

 

время

 

ре

-

монтно

-

технологической

 

практики

 

на

 

предприятиях

 

региона

 

после

 

третьего

 

курса

.

Там

 

же

 

собираются

 

исходные

 

данные

 

для

 

проектирования

.

Для

 

облегчения

 

выполнения

 

курсового

 

проекта

 

по

 

дисциплине

  «

Теория

электропривода

» 

в

 

приложении

 

А

 

приведены

 

варианты

 

кинематических

 

схем

 

ме

-

ханизмов

применяемых

 

в

 

промышленности

и

 

исходные

 

данные

 

для

 

проектиро

-

вания

.


background image

7

5. 

ОПИСАНИЕ

 

РАБОЧЕЙ

 

МАШИНЫ

И

 

ЕЕ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

 

ПРОЦЕССА

На

 

начальном

 

этапе

 

проектирования

 

электропривода

 

изучается

 

место

 

рабо

-

чей

 

машины

 

в

 

технологическом

 

процессе

ее

 

основные

 

функции

 

и

 

задачи

На

 

ос

-

новании

 

этого

 

изучения

 

формулируются

 

требования

 

к

 

рабочей

 

машине

 

со

 

сторо

-

ны

 

технологии

.

Принцип

 

действия

 

рабочей

 

машины

 

или

 

ее

 

рабочего

 

органа

 

изучается

 

по

кинематической

 

схеме

в

 

которой

 

обычно

 

приводятся

 

все

 

движущиеся

 

вращатель

-

но

 

и

 

поступательно

 

динамические

 

массы

прослеживаются

 

пути

 

передачи

 

мощно

-

сти

 

от

 

приводного

 

вала

 

рабочей

 

машины

 

до

 

ее

 

выходного

 

органа

В

 

кинематиче

-

ской

 

схеме

 

видны

 

участки

 

выделения

 

потерь

 

энергии

 (

подшипники

подпятники

,

перемещение

 

тел

 

по

 

плоскостям

 

и

 

т

.

п

.), 

виды

 

передач

  (

шестеренчатые

клиноре

-

менные

цепные

 

и

 

т

.

п

.), 

длинные

 

валы

 

как

 

элементы

 

упругих

 

связей

 

и

 

упругие

муфты

 

и

 

др

.

На

 

основании

 

изучения

 

принципа

 

действия

 

рабочей

 

машины

 

составляются

уравнения

 

движения

 

рабочей

 

машины

определяются

 

требования

 

к

 

электроприво

-

ду

 

рабочей

 

машины

включающие

 

в

 

себя

 

диапазон

 

регулирования

 

скорости

точ

-

ность

 

поддержания

 

скорости

момента

ускорения

 

при

 

пуске

 

и

 

торможении

необ

-

ходимость

 

реверса

 

и

 

др

.

При

 

изучении

 

рабочей

 

машины

 

широко

 

используется

 

техническая

 

литера

-

тура

 

по

 

соответствующим

 

отраслям

 

промышленности

.

6. 

ТРЕБОВАНИЯ

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДУ

При

 

выборе

 

системы

 

электропривода

 

необходимо

 

учитывать

 

совокупность

требований

предъявляемых

 

к

 

электроприводу

.

Основными

 

требованиями

которые

 

должны

 

быть

 

безусловно

 

выполнены

при

 

проектировании

 

электропривода

являются

 

требования

 

технологические

:

– 

должна

 

быть

 

обеспечена

 

заданная

 

производительность

 

механизма

нико

-

гда

 

снижение

 

производительности

 

не

 

окупается

 

снижением

 

стоимости

 

оборудо

-

вания

;

– 

перемещение

 

рабочего

 

органа

 

должно

 

выполняться

 

в

 

пределах

 

заданного

времени

;

– 

ускорение

 

рабочей

 

машины

 

не

 

должно

 

превышать

 

заданного

 (

допустимо

-

го

значения

;

– 

отклонение

 

скорости

 

установившего

 

режима

 

не

 

должно

 

превышать

 

задан

-

ного

 

значения

 (

заданного

 

статизма

);

– 

по

 

требованию

 

рабочей

 

машины

 

электропривод

 

должен

 

обеспечивать

 

ре

-

верс

.

К

 

требованиям

обеспечивающим

 

надежную

 

и

 

экономичную

 

работу

 

элек

-

тропривода

 

в

 

течение

 

срока

 

эксплуатации

 

оборудования

относятся

:


background image

8

– 

величина

 

эквивалентного

 

тока

 (

момента

должна

 

быть

 

в

 

пределах

 0,85...1

ее

 

допустимого

 

значения

;

– 

тиристорный

 

преобразователь

 

и

 

двигатель

 

должны

 

выдерживать

 

возни

-

кающие

 

кратковременные

 

перегрузки

;

– 

величины

 

сопротивлений

 

пусковых

 

и

 

тормозных

 

резисторов

 

не

 

должны

отличаться

 

от

 

расчетных

 

значений

 

более

 

чем

 

на

 5 %;

– 

величина

 

эквивалентного

 

по

 

нагреву

 

тока

 

резисторов

 

должна

 

быть

 

в

 

пре

-

делах

 0,7...1 

длительного

 

тока

 

резистора

 

наиболее

 

нагруженной

 

ступени

;

– 

экономичность

 

системы

 

электропривода

 

должна

 

быть

 

максимальной

,

обеспечивающей

 

минимум

 

капитальных

 

затрат

 

и

 

минимум

 

потерь

 

энергии

.

При

 

разработке

 

требований

 

к

 

электроприводу

 

необходимо

 

учитывать

 

усло

-

вия

 

электроснабжения

 

рабочей

 

машины

  (

возможные

 

колебания

 

напряжения

 

от

+10 % 

до

 –15 % 

от

 

номинального

 

напряжения

 

питающей

 

сети

), 

а

 

также

 

возмож

-

ные

 

изменения

 

технологического

 

процесса

  (

разброс

 

масс

 

перемещаемых

   

грузов

вызывает

 

изменение

 

статического

 

момента

 

от

 +10 % 

до

 –10 % 

от

 

номинального

момента

 

двигателя

).

7.  

ОБОСНОВАНИЕ

   

ВЫБОРА

   

РОДА

   

ТОКА

 

И

   

ТИПА

 ( 

ВАРИАНТА

 )  

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Выбор

 

рода

 

тока

 

и

 

типа

 

электропривода

 

целесообразно

 

производить

 

на

 

ос

-

нове

 

рассмотрения

 

и

 

сравнения

 

технико

-

экономических

 

показателей

 

ряда

 

вариан

-

тов

удовлетворяющих

 

техническим

 

требованиям

 

данной

 

рабочей

 

машины

.

На

 

основании

 

исходных

 

данных

 

и

 

требований

предъявляемых

 

к

 

электро

-

приводу

необходимо

 

выбрать

 

вариант

 

электропривода

способный

 

полностью

выполнить

 

требования

 

и

 

быть

 

одновременно

 

максимально

 

экономичным

.

"

Правила

 

устройства

 

электроустановок

[

16

]

 

рекомендуют

 

начинать

 

про

-

цесс

 

выбора

 

рода

 

тока

 

с

 

двигателей

 

переменного

 

тока

.

“...V-3-11. 

Для

 

привода

 

механизмов

не

 

требующих

 

регулирования

 

частоты

вращения

независимо

 

от

 

их

 

мощности

рекомендуется

 

применять

 

электродвига

-

тели

 

синхронные

 

или

 

асинхронные

 

с

 

короткозамкнутым

 

ротором

.

Для

 

привода

 

механизмов

имеющих

 

тяжелые

 

условия

 

пуска

 

или

 

работы

 

ли

-

бо

 

требующих

 

изменения

 

частоты

 

вращения

следует

 

применять

 

электродвигатели

с

 

наиболее

 

простыми

 

и

 

экономичными

 

методами

 

пуска

 

или

 

регулирования

 

часто

-

ты

 

вращения

возможными

 

в

 

данной

 

установке

...

V-3-14. 

Электродвигатели

 

постоянного

 

тока

 

допускается

 

применять

 

только

в

 

тех

 

случаях

когда

 

электродвигатели

 

переменного

 

тока

 

не

 

обеспечивают

 

требуе

-

мых

 

характеристик

 

механизма

 

либо

 

не

 

экономичны

..."

Для

 

нерегулируемого

 

привода

 

выбор

 

типа

 

двигателя

 

прост

Двигатели

 

пе

-

ременного

 

тока

 

проще

 

по

 

конструкции

стоимость

 

их

 

ниже

обслуживание

 

тоже

требует

 

меньших

 

затрат

При

 

повторно

-

кратковременном

 

режиме

 

работы

 

с

 

час

-

тыми

 

пусками

 

и

 

торможениями

 

рационально

 

использовать

 

двигатели

 

повышенно

-

го

 

скольжения

.


background image

9

Для

 

регулируемого

 

привода

 

задача

 

выбора

 

типа

 

привода

 

решается

 

сложнее

.

В

 

зависимости

 

от

 

диапазона

 

и

 

плавности

 

регулирования

 

скорости

требований

 

к

качеству

 

переходных

 

процессов

 

могут

 

быть

 

применены

 

как

 

системы

 

реостатного

регулирования

 

скорости

так

 

и

 

системы

 

с

 

индивидуальными

 

преобразователями

.

При

 

глубоком

 

регулировании

 

скорости

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

вопрос

 

решается

 

в

пользу

 

приводов

 

постоянного

 

тока

Однако

 

конкурентными

 

по

 

своим

 

свойствам

являются

 

приводы

 

с

 

частотным

 

и

 

частотно

-

токовым

 

управлением

Преимущества

приводов

 

с

 

асинхронными

 

двигателями

 – 

простота

 

конструкции

 

и

 

повышенная

надежность

 

двигателей

возможность

 

их

 

изготовления

 

в

 

поточном

 

производстве

[

18

]

.

Препятствием

 

к

 

быстрому

 

внедрению

 

частотно

-

регулируемых

 

приводов

 

яв

-

ляется

 

сложность

 

систем

 

управления

что

 

приводит

 

к

 

недостаточной

 

надежности

их

 

работы

 

и

 

повышенной

 

стоимости

Появление

 

на

 

мировом

 

рынке

 

частотно

-

регулируемых

 

электроприводов

 

с

 

микропроцессорным

 

управлением

 

повышает

 

их

надежность

но

 

стоимость

 

их

 

не

 

снижается

.

Из

-

за

 

ограниченности

 

времени

отводимого

 

на

 

выполнение

 

курсового

 

про

-

екта

род

 

тока

 

и

 

тип

 

электропривода

 

может

 

задаваться

 

преподавателем

-

руководителем

 

проекта

 

из

 

числа

 

вариантов

применяемых

 

в

 

настоящее

 

время

Ва

-

риант

 

должен

 

обеспечивать

 

выполнение

 

заданных

 

технологических

 

требований

 

в

отношении

 

скоростей

 

движения

 

исполнительного

 

органа

 

рабочей

 

машины

вре

-

мени

 

работы

ускорений

 

и

 

т

.

п

.

В

 

данном

 

разделе

 

курсового

 

проекта

 

приводятся

 

достоинства

 

разрабатывае

-

мого

 

варианта

 

электропривода

существенные

 

для

 

заданной

 

рабочей

 

машины

Там

же

 

указываются

 

и

 

недостатки

 

принятого

 

варианта

 

электропривода

.

8. 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

   

ВЫБОР

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Выбор

 

двигателя

 

для

 

проектируемого

 

электропривода

 

включает

 

в

 

себя

:

– 

выбор

 

конструкции

 (

исполнения

двигателя

;

– 

выбор

 

двигателя

 

по

 

скорости

;

– 

выбор

 

двигателя

 

по

 

мощности

.

При

 

выборе

 

двигателя

 

по

 

конструктивному

 

исполнению

 

необходимо

 

учи

-

тывать

 

режим

 

работы

 

электропривода

 

и

 

условия

 

эксплуатации

 

оборудования

под

которым

 

и

 

следует

 

понимать

 

условия

 

окружающей

 

среды

 (

содержание

 

пыли

кор

-

розионно

-

активных

 

элементов

взрыво

и

 

пожароопасных

 

смесей

 

и

 

т

.

п

.), 

воздей

-

ствие

 

климатических

 

факторов

 

и

 

т

.

д

.

Выбор

 

двигателя

 

по

 

конструктивному

 

исполнению

 

состоит

 

в

 

применении

 

в

проектируемом

 

электроприводе

 

двигателя

подходящего

 

по

 

способу

 

защиты

 

от

воздействия

 

окружающей

 

среды

  (

закрытый

защищенный

 

и

 

т

.

д

.), 

способу

 

венти

-

ляции

  (

с

 

самовентиляцией

с

 

независимой

 

вентиляцией

 

и

 

т

.

д

.), 

по

 

наличию

 

или

отсутствию

 

встроенного

 

тахогенератора

 

и

 

другим

 

конструктивным

 

особенностям

,

которые

 

указываются

 

в

 

каталогах

 

и

 

справочниках

 

на

 

электрические

 

машины

 

[

8

]

.


background image

10

Выбор

 

двигателя

 

по

 

скорости

 

должен

 

при

 

известной

 

кинематической

 

схеме

рабочей

 

машины

 

обеспечить

 

требуемые

 

скорости

 

технологического

 

процесса

.

При

 

этом

 

предварительно

 

должен

 

быть

 

намечен

 

способ

 

регулирования

 

скорости

двигателя

обеспечивающий

 

наилучшие

 

технико

-

экономические

 

показатели

.

Основной

 

скоростью

 

движения

 

электропривода

 

будем

 

называть

 

скорость

 

на

естественной

 

механической

 

характеристике

 

при

 

номинальных

 

напряжении

часто

-

те

потоке

 

двигателя

Так

если

 

рабочий

 

ход

 (

при

 

пониженной

 

скорости

выполня

-

ется

 

на

 

естественной

 

характеристике

а

 

возвратный

 

ход

 (

на

 

повышенной

 

скорости

)

– 

при

 

ослабленном

 

потоке

то

 

основной

 

скоростью

 

будет

 

скорость

 

рабочего

 

хода

,

а

 

выбранная

 

система

 

электропривода

 

обеспечивает

 

двухзонное

 

регулирование

скорости

При

 

однозонном

 

регулировании

 

скорости

 (

реостатном

якорном

основ

-

ной

 

скоростью

 

будет

 

скорость

 

на

 

естественной

 

характеристике

При

 

реостатном

регулировании

 

на

 

основной

 

скорости

 

будет

 

выполняться

 

возвратный

 

ход

а

 

рабо

-

чий

 

ход

 – 

на

 

пониженной

 

скорости

 

с

 

введенными

 

резисторами

 

в

 

силовой

 

цепи

.

Выбор

 

двигателя

 

по

 

мощности

 

проводится

как

 

правило

по

 

критерию

 

на

-

грева

 

с

 

последующей

 

проверкой

 

по

 

перегрузочной

 

способности

Для

 

использова

-

ния

 

критерия

 

нагрева

 

необходимо

 

знать

 

нагрузки

 

двигателя

которые

 

зависят

 

и

 

от

параметров

 

двигателя

В

 

связи

 

с

 

этим

 

приходится

 

производить

 

сначала

 

предвари

-

тельный

 

выбор

 

двигателя

рассчитывать

 

для

 

него

 

нагрузки

 

при

 

заданных

 

условиях

работы

 

электропривода

а

 

затем

 

проверять

 

предварительно

 

выбранный

 

двигатель

по

 

критериям

 

нагрева

перегрузочной

 

способности

 

и

 

по

 

условиям

 

пуска

.

Предварительный

 

расчет

 

мощности

 

двигателя

 

производится

 

приближенно

,

поскольку

 

на

 

данном

 

этапе

 

проектирования

 

неизвестна

 

полная

 

нагрузка

 

двигате

-

ля

На

 

основе

 

исходных

 

данных

 

могут

 

быть

 

достаточно

 

близко

 

рассчитаны

 

лишь

статические

 

нагрузки

Динамические

 

же

 

нагрузки

которые

 

в

 

значительной

 

степе

-

ни

 

зависят

 

от

 

параметров

 

двигателя

пока

 

еще

 

не

 

известны

.

Наиболее

 

простой

 

метод

 

предварительного

 

расчета

 

мощности

 

двигателя

 

ос

-

нован

 

на

 

учете

 

лишь

 

статических

 

нагрузок

При

 

этом

 

для

 

эквивалентирования

 

на

-

грузки

 

нескольких

 

участков

 

нагрузочного

 

графика

 (

различающихся

 

как

 

значения

-

ми

 

сил

 

сопротивления

так

 

и

 

скоростями

 

движения

 

рабочей

 

машины

использует

-

ся

 

метод

 

среднеквадратичного

 

момента

Из

 

сказанного

 

ясно

что

 

такой

 

расчет

 

не

может

 

дать

 

точного

 

результата

получается

 

лишь

 

ориентировочное

 

значение

 

мощ

-

ности

 

двигателя

подлежащее

 

в

 

дальнейшем

 

проверке

.

При

 

задании

 

допустимого

 

ускорения

 

исполнительного

 

органа

 

рабочей

 

ма

-

шины

 

представляется

 

возможным

 

на

 

стадии

 

предварительного

 

расчета

 

мощности

двигателя

 

определить

 

не

 

только

 

статические

 

нагрузки

но

 

и

 

часть

 

динамических

нагрузок

 

электропривода

обусловленных

 

изменениями

 

скорости

 

движущихся

масс

 

рабочей

 

машины

.

На

 

базе

 

исходных

 

данных

 

рабочей

 

машины

 

рассчитывают

 

и

 

строят

 

зависи

-

мости

 

скорости

 

рабочей

 

машины

 

от

 

времени

 v(t). 

Участки

 

различаются

 

значения

-

ми

 

статических

 

нагрузок

 

и

 

моментов

 

инерции

На

 

основе

 

заданных

 

путей

 

пере

-

мещения

 

α

,  

у

c

тановившейся

 

скорости

 v

у

 

и

 

допустимого

 

ускорения

 a

   

рассчиты

-

вают

: