Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2659

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

;

a

2

v

2

у

т

п

=

α

=

α

– 

время

 

пуска

 

t

п

 

до

 

установившейся

 

скорости

 

с

 

допустимым

 

ускорением

,

торможения

 

t

т

  

от

 

установившейся

 

скорости

 

до

 

остановки

                                      

;

v

t

t

y

т

п

a

=

=

                                                     (8.1)

– 

путь

проходимый

 

за

 

время

 

пуска

 (

торможения

рабочей

 

машиной

,

                                      (8.2)

 

время

 

установившегося

 

режима

 

движения

 

со

 

скоростью

 v

y

                                             

(

)

.

y

т

п

y

t

ν

α

+

α

α

=

                                                      (8.3)

Полученные

 

зависимости

 v(t) (

см

рис

. 8.1) 

представляют

 

собой

 

графическое

 

за

-

дание

 

на

 

проектирование

 

электропривода

 

и

 

на

 

завершающем

 

этапе

 

проектирова

-

ния

 

позволят

 

оценить

 

качество

 

выполнения

 

технологических

 

требований

Кроме

того

они

 

используются

 

для

 

построения

 

графиков

 

статических

 

и

 

динамических

моментов

 

рабочей

 

машины

.

При

 

построении

 

зависимостей

  v(t) 

следует

 

учитывать

 

направление

 

движе

-

ния

 

рабочей

 

машины

При

 

движении

 

в

 

грузовом

 

режиме

  (

основном

 

технологиче

-

ском

 

режиме

 

данной

 

рабочей

 

машины

 ) 

принимают

 v

 

>

0

При

 

движении

 

в

 

порож

-

нем

    ( 

возвратном

    ) 

режиме

 

соответственно

  v

 

<

 

0

С

 

учетом

 

указанных

 

знаков

скорости

 

принимают

 

знаки

 

ускорения

 a 

при

 

пуске

 

и

 

торможении

 

в

 

грузовом

 

и

 

по

-

рожнем

 

режимах

.

Статические

 

сопротивления

 

движению

 

в

 

рабочих

 

машинах

представленных

в

 

данном

 

пособии

создаются

 

силами

 

трения

 

скольжения

 

в

 

подшипниках

в

 

винто

-

вой

 

передаче

при

 

поступательном

 

движении

 

тела

 

по

 

горизонтальной

 

плоскости

,

силами

 

трения

 

качения

 

колес

 

по

 

рельсам

тела

 

по

 

роликам

 

и

 

т

.

п

., 

силой

 

тяжести

поднимаемых

 

и

 

опускаемых

 

тел

.

В

 

приложении

 

Б

 

приведены

 

формулы

 

для

 

расчета

 

статических

 

моментов

созда

-

ваемых

 

при

 

действии

 

указанных

 

сил

 

сопротивления

 

в

 

рабочих

 

машинах

Для

 

кон

-

кретной

 

рабочей

 

машины

 

определяют

 

основные

 

рабочие

 

усилия

места

 

приложе

-

ния

 

сил

 

трения

 

и

используя

 

соответствующие

 

формулы

 , 

рассчитывают

 

статиче

-

ские

 

моменты

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

    

М

рос

m

 

для

 

всех

 

режимов

 

работы

.

Для

 

определения

 

динамических

 

моментов

 

рабочей

 

машины

 

рассчитываются

моменты

 

инерции

 

рабочей

 

машины

 (

рабочего

 

органа

):

      

(

)

,

4

D

...

m

m

...

J

J

J

2

2

1

2

1

ро

+

+

+

+

+

=

                                   (8.4)

где

 J

1

, J

2

,... – 

моменты

 

инерции

 

вращающихся

 

элементов

 

рабочей

 

машины

кгм

2

;

        m

1

, m

2

 , ….  –  

масса

 

поступательно

 

движущихся

 

частей

,  

кг

;

       

D –  

диаметр

 

колеса

  (

барабана

звездочки

шкива

 

и

 

т

.

п

.),  

находящегося

 

на

выходном

 

валу

 

редуктора

 

и

 

преобразующего

 

вращение

 

вала

 

в

 

поступательное

движение

 

рабочей

 

машины

м

.


background image

12

                      

Рис

. 8.1. 

Нагрузочные

 

диаграммы

 

скорости

 

и

 

моментов

рабочей

 

машины

При

 

заданной

 

величине

 

допустимого

 

ускорения

 

a

 

для

 

каждого

 

режима

 

ра

-

бочей

 

машины

 

определяются

 

динамические

 

моменты

                                         

.

D

2

J

M

ро

родин

a

=

                                                       (8.5)

                  

Полный

 

момент

 

рабочей

 

машины

                                   

родин

рост

ро

M

М

M

+

=

.                                                  (8.6)

Знаки

 

полного

 

момента

  

и

 

его

 

составляющих

 

зависят

 

от

 

направления

 

движения

 

и

режима

 

работы

 (

пуск

торможения

).

Результаты

  

расчетов

 

для

 

каждого

 

участка

 

движения

 

приводят

 

в

 

табл

. 12.1.

По

 

результатам

 

расчетов

  

с

 

учетом

 

времени

 

пуска

торможения

установив

-

шегося

 

движения

 

строят

 

нагрузочную

 

диаграмму

 

моментов

 

рабочей

 

машины

 

для

каждого

 

режима

 

работы

 (

см

рис

. 8.1).

На

 

основании

 

построенной

 

нагрузочной

 

диаграммы

 

момента

 

рабочей

 

ма

-

шины

 

можно

 

рассчитать

 

среднеквадратичное

 

значение

 

момента

:

                                   

,

m

1

k

k

t

m

1

к

k

t

2

к

M

сркв

M

=

=

=

                                                   (8.7)

в

 

котором

 

учтены

 

не

 

только

 

статические

 

нагрузки

но

 

и

 

часть

 

динамических

 

на

-

грузок

.

Здесь

 

M

k

  – 

момент

 

двигателя

 

на

 

к

-

м

 

участке

 ( k=1, ... , m), 

где

 

под

 

участком

понимается

 

промежуток

 

времени

в

 

течение

 

которого

 

происходит

 

разгон

или

торможение

или

 

работа

 

с

 

постоянной

 

скоростью

t

k

    – 

длительность

 k-

го

 

участ

-

ка

.


background image

13

      

кат

ПВ

ф

ПВ

D

о

2v

сркв

M

1

k

дв

P

=

При

 

этом

 

мощность

 

двигателя

 

может

 

быть

 

определена

 

по

 

соотношению

                                         ( 8.8 )

где

      k

1

    – 

коэффициент

,

учитывающий

 

динамические

 

нагрузки

обусловленные

 

вращающимися

 

элемента

-

ми

 

электропривода

 (

двигатель

редуктор

), 

а

 

также

 

потери

 

мощности

 

в

 

редукторе

.

Величина

 

k

1

  

зависит

 

от

 

отношения

 

времени

 

переходных

 

процессов

 

к

 

времени

 

ус

-

тановившегося

 

движения

 

электропривода

а

 

также

 

от

 

отношения

 

максимальных

моментов

 

рабочей

 

машины

 

к

 

статическим

 

моментам

Для

 

рабочих

 

машин

пред

-

ставленных

 

в

 

данном

 

пособии

коэффициент

 

k

1

  

может

 

составить

 

от

 1,3 

до

 1,5;

         v

о

     – 

основная

 

скорость

 

движения

м

с

;

         D     – 

диаметр

 

шестерни

 

выходного

 

вала

 

редуктора

м

;

         

ПВ

ф

   – 

фактическое

 

значение

 

относительной

 

продолжительности

 

включения

проектируемого

 

электропривода

;

          

ПВ

кат

 – 

ближайшее

 

к

 

ПВ

ф

   

каталожное

 

значение

 

относительной

 

продолжи

-

тельности

 

включения

 

для

 

электродвигателей

 

выбранной

 

серии

.

Фактическое

 

значение

 

относительной

 

продолжительности

 

включения

 

ПВ

ф

рассчитывается

 

по

 

длительности

 

времени

 

работы

  

t

k

 

на

 

всех

 

m

 

участках

 

движения

и

 

заданному

 

времени

 

цикла

                                t

ц

 = 3600 / z

,                                                            (8.9)

где

   

z

 – 

число

 

циклов

 

работы

 

машины

 

в

 

час

;

                                         

.

t

t

1

ПВ

m

1

k

k

ц

ф

=

=

                                                       (8.10)

Длительность

  

работы

 

t

k

 

на

 

каждом

 k - 

м

 

участке

 

определена

 

выше

.

         

Для

 

повторно

-

кратковременного

 

режима

 

работы

 

следует

 

выбирать

 

двигатели

специальных

 

серий

предназначенных

 

для

 

этого

 

режима

 (

режим

 

работы

 S3). 

Наи

-

более

 

известна

 

краново

-

металлургическая

 

серия

в

 

которой

 

по

 

сравнению

 

с

 

двига

-

телями

 

общепромышленной

 

серии

:

– 

усилены

 

быстронагревающиеся

 

части

 (

коллектор

 – 

в

 

двигателях

 

постоян

-

ного

 

тока

усилены

 

обмотки

 

статора

 

и

 

ротора

 

асинхронных

 

двигателей

 – 

выдер

-

живают

 

токи

 

короткого

 

замыкания

)

– 

за

 

счет

 

уменьшения

 

диаметра

 

ротора

 (

якоря

снижены

 

моменты

 

инерции

;

– 

увеличена

 

перегрузочная

 

способность

 

двигателей

   

до

 3…4 

значений

 

но

-

минального

 

момента

.

Двигатели

 

этой

 

серии

 ( 

постоянного

 

тока

 – 

типа

 

Д

переменного

 

тока

 – 

типа

4MTF(H)) 

имеют

 

и

 

другой

 

способ

 

нормирования

при

 

котором

 

в

 

каталоге

 

указы

-

вается

 

допускаемая

 

нагрузка

 

на

 

валу

 

при

 

различных

 

значениях

 

ПВ

кат

=15, 25, 40,

60, 100%.  

Приводятся

  

в

  

каталогах

  

также

 

и

 

каталожные

 

кривые

 

М

I

cos

 

ϕ

1 = f

(S)

 – 

для

 

асинхронных

 

двигателей

 

и

 

М

n

η=

 f ( I )

 – 

для

 

двигателей

 

постоянно

-

го

 

тока

Каталожные

 

данные

 

некоторых

 

двигателей

 

приведены

 

в

 

приложении

 

К

.


background image

14

Двигатель

 

выбирается

 

по

 

каталогу

 

таким

 

образом

чтобы

 

значение

 

его

 

мощ

-

ности

 

при

 

ПВ

кат

 

было

 

бы

 

равно

 

или

 

несколько

 

больше

 

мощности

 

Р

дв

рассчитан

-

ной

 

по

 

формуле

 (8.8).

Для

 

выбранного

 

по

 

каталогу

 

двигателя

 

в

 

пояснительной

 

записке

 

приводятся

все

 

каталожные

 

данные

рассчитывается

 

перегрузочная

 

способность

 

и

 

определя

-

ется

 

максимально

-

допустимое

 

значение

 

тока

Для

 

двигателей

 

краново

-

металлургической

 

серии

работающих

 

в

 

повторно

-

кратковременном

 

режиме

но

-

минальными

 

данными

  (

Р

н

ω

н

, I

н

 

и

   

т

.

д

.) 

являются

 

каталожные

 

данные

 

при

ПВ

кат

= 40%. 

Эти

 

данные

 

используются

 

в

 

дальнейших

 

расчетах

 

характеристик

 

и

переходных

 

режимов

 

электропривода

.

9. 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ПЕРЕДАТОЧНОГО

 

ЧИСЛА

И

 

ВЫБОР

 

РЕДУКТОРА

Передаточное

 

число

 

редуктора

 

определяется

 

по

 

номинальной

 

скорости

вращения

 

выбранного

 

двигателя

 

ω

н

 

и

 

основной

 

скорости

 

движения

 

исполнитель

-

ного

 

органа

 v

о

 

по

 

формуле

                                          

,

 v

2

D

ω

j

0

н

р

=

                                                            (9.1)

где

 

D

 – 

диаметр

 

колеса

  (

ролика

шкива

 

и

 

т

.

п

.), 

находящегося

 

на

 

выходном

 

валу

редуктора

 

и

 

преобразующего

 

вращение

 

вала

 

в

 

поступательное

 

движение

 

исполни

-

тельного

 

органа

 

рабочей

 

машины

.

Редуктор

 

выбирают

 

по

 

справочнику

 

[

1

]

 , 

исходя

 

из

 

требуемого

 

передаточ

-

ного

 

числа

заданного

 

значения

 

номинальной

 

мощности

  (

или

 

моментов

 

на

 

тихо

-

ходном

 

и

 

быстроходном

 

валу

и

 

скорости

 

выбранного

 

двигателя

 

с

 

учетом

 

харак

-

тера

 

нагрузки

 (

режима

 

работы

РО

для

 

которого

 

проектируется

 

электропривод

.

Выбранный

 

редуктор

 

должен

 

иметь

 

передаточное

 

число

 

равное

 

или

 

не

-

сколько

 

меньшее

 

расчетного

 

значения

При

 

передаточном

 

числе

превышающем

расчетное

 

значение

скорость

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

 

не

 

достигнет

 

заданного

значения

что

 

приведет

 

к

 

снижению

 

производительности

 

рабочей

 

машины

.

  

Режим

 

работы

 

редуктора

 

для

 

рассматриваемых

 

в

 

данном

 

пособии

 

рабочих

машин

 

следует

 

принимать

 “

тяжелый

”.

10. 

ПРИВЕДЕНИЕ

 

СТАТИЧЕСКИХ

 

МОМЕНТОВ

                                       

К

 

ВАЛУ

 

ДВИГАТЕЛЯ

На

 

этапе

 

предварительного

 

расчета

 

мощности

 

электродвигателя

 

по

 

задан

-

ным

 

техническим

 

показателям

 

рабочей

 

машины

 (

раздел

 8) 

были

 

рассчитаны

 

ста

-

тические

 

и

 

динамические

 

моменты

 

рабочей

 

машины

После

 

выбора

 

двигателя

 

и

редуктора

когда

 

известны

 

передаточное

 

число

коэффициент

 

полезного

 

действия


background image

15

КПД

 

редуктора

статические

 

моменты

 

рабочей

 

машины

приведенные

 

к

 

валу

 

дви

-

гателя

рассчитываются

 

по

 

формуле

                                          

.

j

M

M

р

рост

pc

=

                                                        (10.1)

С

 

учетом

 

потерь

 

в

 

редукторе

 

статические

 

моменты

 

на

 

валу

 

рассчитывают

 

в

зависимости

 

от

 

режима

 

работы

 

электропривода

.

Статический

 

момент

 

на

 

валу

 

в

 

двигательном

 

режиме

                                       

М

вс

 

=

М

рс

/

η

р

 

 

                                                         (10.2)

где

    

η

р

  –  

КПД

 

редуктора

.

При

 

работе

 

электропривода

 

в

 

тормозных

 

режимах

 

потери

 

в

 

редукторе

 

вы

-

зывают

 

уменьшение

 

нагрузки

 

двигателя

при

 

этом

 

моменты

 

на

 

валу

 

определяют

по

 

формуле

                                        

.

M

M

р

рс

вс

η

=

                                                          (10.3)

В

 

проекте

 

допускается

 

рассчитывать

 

приведенные

 

моменты

 

к

 

валу

 

двигате

-

ля

 

приближенно

принимая

 

в

 

расчетах

 

номинальное

 

значение

 

коэффициента

 

по

-

лезного

 

действия

 

редуктора

 

η

р

указываемое

 

в

 

каталогах

 

и

 

справочниках

 

по

 

ре

-

дукторам

 

[

1

]

Более

 

точные

 

результаты

 

расчетов

 

могут

 

быть

 

получены

 

при

 

ис

-

пользовании

 

метода

 

разделения

 

потерь

 

в

 

передаче

 

[

10

]

.

При

 

уточненных

 

расчетах

 

установившихся

 

и

 

переходных

 

режимов

 

работы

электропривода

 

необходимо

 

также

 

учитывать

 

момент

 

потерь

 

холостого

 

хода

(

момент

 

постоянных

 

потерь

двигателя

 

∆Μ

х

который

 

покрывается

 

за

 

счет

 

элек

-

тромагнитного

 

момента

 

двигателя

  (

расчет

 

∆Μ

х

  – 

см

раздел

 14).

Таким

 

образом

приведенные

  

статические

 

моменты

 

системы

 

электропривод

– 

рабочая

 

машина

 

рассчитывают

 

для

 

каждого

 

участка

  

с

  

учетом

 

режима

 

работы

электропривода

 

по

 

формуле

                                               

М

с

=

М

вс

+

М

х

 .                                                                        

(10.4)

При

 

этом

 

в

 

статическом

 

моменте

 

учитываются

 

не

 

только

 

силы

 

сопротивления

движению

 

в

 

рабочей

  

машине

но

  

также

 

и

 

потери

  

в

 

редукторе

и

 

механические

потери

 

в

 

двигателе

.

11. 

ПРИВЕДЕНИЕ

   

МОМЕНТОВ

 

ИНЕРЦИИ

И

 

КОЭФИЦИЕНТОВ

   

ЖЕСТКОСТИ

  

К

 

ВАЛУ

 

ДВИГАТЕЛЯ

Суммарный

 

приведенный

  

к

 

валу

  

двигателя

  

момент

  

инерции

 

системы

 

мо

-

жет

 

быть

 

рассчитан

 

по

 

соотношению

                                 J=

δ

J

д

+J

пр

,                                                               

(11.1)

где

  

J

д

  –  

момент

 

инерции

 

ротора

 

двигателя

;

       

δ

  – 

коэффициент

учитывающий

 

момент

 

инерции

 

остальных

 

элементов

  

элек

-

тропривода

муфт

тормозного

 

шкива

редуктора

 

и

 

др

.;