Файл: Втюрин_Основы_АСУТП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2948

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

                                                                          

23

 

прикладные программы; 

 

игры; 

 

базы данных; 

 

текстовые процессоры. 

Компьютерная 

сеть 

позволяет 

работать 

с 

многопользовательскими 

программами, 

обеспечивающими 

одновременный доступ всех пользователей к общим базам данных с 
блокировкой  файлов  и  записей,  обеспечивающей  целостность 
данных.  Любые

 

программы,  разработанные  для  стандартных  ЛВС, 

можно использовать в других сетях. 

Совместное  использование  ресурсов  обеспечит  существенную 

экономию  средств  и  времени.  Например,  можно  коллективно 
использовать  один  лазерный  принтер  вместо,  покупки  принтера 
каждому  сотруднику  или  беготни  с  дискетами  к  единственному 
принтеру при отсутствии сети. 

Организация электронной почты. Можно использовать ЛВС

 

как 

почтовую  службу  и  рассылать  служебные  записки,  доклады  и 
сообщения другим пользователям. 

 2.3 Архитектура сетей

 

Архитектура 

сети 

определяет 

основные 

элементы 

сети, 

характеризует  ее  общую  логическую  организацию,  техническое 
обеспечение,  программное  обеспечение,  описывает  методы 
кодирования. 

Архитектура 

также 

определяет 

принципы 

функционирования и интерфейс пользователя. 
В данном курсе будет рассмотрено три вида архитектур: 

 

архитектура терминал - главный компьютер; 

 

одноранговая архитектура; 

 

архитектура клиент – сервер;  

        

2.3.1 Архитектура терминал – главный сервер 

  Архитектура  терминал-  -главный  компьютер  (

terminal  –  host 

computer  architecture)  -     

это концепция информационной сети,  в 

которой  вся  обработка  данных  осуществляется  одним  или  группой 
главных компьютеров.

 

Рассматриваемая архитектура предполагает два типа оборудования: 

 

главный  компьютер,  где  осуществляется  управление  сетью, 
хранение и обработка данных;  

 

терминалы,  предназначенные  для  передачи  главному 
компьютеру  команд  на  организацию  сеансов  и  выполнение 


background image

                                                                          

24

заданий,  ввода  данных  для  выполнения  заданий  и  получения 
результатов. 

Главный компьютер 

через мультиплексоры передачи данных (МПД) 

взаимодействует с терминалами, как представлено на рис. 2.3. 
Классический пример  архитектуры  сети  с  главными  компьютерами 
–  системная  сетевая  архитектура  (System  Network  Architecture  – 
SNA). 
 

 

 

Рис.2.3 Архитектура терминал 

 главный компьютер 

 
 
 

2.3.2 Одноранговая архитектура

 

Одноранговая  архитектура  (peer-to-peer  architecture)  –    это 

концепция  информационной  сети,  в  которой  ее  ресурсы 
рассредоточены 

по 

всем 

системам. 

Данная 

архитектура 

характеризуется тем, что в ней все системы равноправны  (рис2.4).     

К 

одноранговым 

сетям относятся малые сети, где любая рабочая 

станция  может  выполнять  одновременно  функции  файлового 
сервера  и  рабочей  станции.  В  одноранговых  сетях  дисковое 
пространство и файлы на любом компьютере 

 

могут быть общими. 

Чтобы  ресурс  стал  общим,  его  необходимо  отдать  в  общее 
пользование,  используя  службы  удаленного  доступа  сетевых 
одноранговых  операционных  систем.  В  зависимости  от  того,  как 
будет  установлена  защита  данных,  другие  пользователи  смогут 
пользоваться  файлами  сразу  же  после  их  создания. 

Одноранговые 

сети достаточно хороши только для небольших рабочих групп. 


background image

                                                                          

25

 

 

Рис. 2.4 Одноранговая архитектура

 

 

Одноранговые 

сети  являются  наиболее  легким  и  дешевым  типом 

сетей  для  установки.  Они  на  компьютере  требуют,  кроме  сетевой 
карты  и  сетевого носителя,  только  операционной  системы 

Windows 

2000/02 или 

Windows for Workgroups. 

При соединении компьютеров, 

пользователи  могут  предоставлять  ресурсы  и  информацию  в 
совместное пользование. 
Одноранговые сети имеют следующие преимущества: 

 

они легки в установке и настройке; 

 

отдельные ПК не зависят от выделенного сервера; 

 

пользователи в состоянии контролировать свои ресурсы; 

 

малая стоимость и легкая эксплуатация; 

 

минимум оборудования и программного обеспечения; 

 

нет необходимости в администраторе; 

 

хорошо  подходят  для  сетей  с  количеством  пользователей,  не 
превышающим десяти. 

Проблемой  одноранговой  архитектуры  является  ситуация, 

когда  компьютеры  отключаются  от  сети.  В  этих  случаях  из  сети 
исчезают  виды 

сервиса, 

которые  они  предоставляли.  Сетевую 

безопасность  одновременно  можно  применить  только  к  одному 
ресурсу,  и  пользователь  должен  помнить  столько  паролей,  сколько 
сетевых  ресурсов.  При  получении  доступа  к  разделяемому  ресурсу 
ощущается 

падение 

производительности 

компьютера. 

Существенным 

недостатком 

одноранговых 

сетей 

является 

отсутствие централизованного администрирования. 

Использование  одноранговой  архитектуры  не  исключает 

применения в той же сети также архитектуры «терминал - главный 
компьютер» или архитектуры «клиент- сервер». 

 


background image

                                                                          

26

2.3.3 Архитектура клиент – сервер 

Архитектура клиент – сервер 

(client-server architecture) –  это  

Рис.2.5 Архитектура клиент – сервер 

 
концепция  информационной  сети,  в  которой  основная  часть  ее 
ресурсов сосредоточена в серверах, обслуживающих своих клиентов 
(рис.2.5.).  Рассматриваемая  архитектура  определяет  два  типа 
компонентов: 

серверы и клиенты

.  

Сервер  –  это  объект,  представляющий 

сервис

  –  другим 

объектам  сети по их запросам. 

Сервис 

– это процесс обслуживания 

клиентов. 
Сервер работает по заданиям клиентов и управляет выполнением их 
заданий.  После  выполнения  каждого  задания  сервер  посылает 
полученные результаты клиенту, пославшему это задание. 

Сервисная функция в архитектуре клиент - сервер описывается 

комплексом  прикладных  программ,  в  соответствии  с  которым 
выполняются разнообразные прикладные процессы. 
Процесс,  который  вызывает  сервисную  функцию  с  помощью 
определенных  операций,  называется 

клиентом. 

Им  может  быть 

программа  или  пользователь.  На  рис.  2.6  приведен  перечень 
сервисов в архитектуре клиент- сервер. 

Клиенты 

-  это  рабочие  станции,  которые  используют  ресурсы 

сервера  и  предоставляют  удобные 

интерфейсы  пользователя. 

Интерфейсы  пользователя

  -  это  процедуры  взаимодействия 

пользователя с системой или сетью. Клиент является инициатором и 

использует электронную почту или другие сервисы сервера. В этом 
процессе  клиент  запрашивает  вид  обслуживания,  устанавливает 

сеанс,  получает  нужные  ему  результаты  и  сообщает  об  окончании 
работы. 


background image

                                                                          

27

 
 
 
 
                                  
 
 
 
 
 

 

 

Рис. 2.6 Модель клиент – сервер 

В 

сетях  с  выделенным  файловым  сервером 

на  выделенном 

автономном  ПК

 

устанавливается  серверная  сетевая  операционная 

система.  Этот  ПК

 

становится 

сервером. 

Программное  обеспечение 

(ПО), 

установленное на рабочей станции, позволяет ей обмениваться 

данными  с  сервером.  Наиболее  распространенные  сетевые 
операционная системы: 

 

NetWare фирмы Novel; 

 

Windows NT фирмы Microsoft; 

 

UNIX фирмы АT &Т; 

 

Linux. 

Помимо  сетевой  операционной  системы  необходимы  сетевые 
прикладные 

программы, 

реализующие 

преимущества, 

предоставляемые сетью. 
Сети на базе серверов имеют лучшие характеристики и повышенную 
надежность.  Сервер  владеет  главными  ресурсами  сети,  к  которым 
обращаются остальные рабочие станции.

 

В  современной  клиент  -  серверной  архитектуре  выделяется  четыре 
группы  объектов:  клиенты,  серверы,  данные  и  сетевые  службы. 
Клиенты  располагаются  в  системах  на  рабочих  местах 
пользователей.  Данные  в  основном  хранятся  в  серверах.  Сетевые 
службы являются совместно используемыми серверами и данными. 
Кроме того службы управляют процедурами обработки данных. 

Сети  клиент  -    серверной  архитектуры  имеют  следующие 

преимущества: