Файл: Академия социального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждения

высшего профессионального образования

Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра развития образования
Итоговый практико-значимый проект

ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.
Тема проекта: Процесс самоорганизации в воспитательном пространстве школы


Выполнил: заместитель директора по ВР

МОУ СОШ №6 г.о.Орехово-Зуево

Денисова Анастасия Анатольевна

Научный руководитель: старший преподаватель

кафедры развития образования

Ножичкина Л.В.
Москва 2013

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,

они заботятся сами о себе.

Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,

они сами ведут себя правильно.

Если я удерживаюсь от проповедования людям,

они сами улучшают себя.

Если я ничего не навязываю людям,

они становятся собой.

Лао Цзы

1.ВВЕДЕНИЕ

Однажды я задумалась о том, что наше взрослое общение с ребятами – это дорога с односторонним движением. Мы оставляем за ними право интересоваться нашим мнением, а их мнение нами уже подразумевается. Мы решили, что мы им безумно интересны. А они нам? Им есть, о чём нас спросить, а нам, конечно, есть, что им ответить! А нам у них? А ведь это они, а не мы кровь от крови и плоть от плоти сегодняшнего дня. Это они, а не мы могут стать нашими проводниками. И если мы рядом, то сегодня они чуть впереди. Но как нам суметь увидеть и услышать то, что нам хочет и может сказать наша молодёжь?

В одном из интервью певец В.Сюткин сказал: «Музыка – это пароль поколения». Мысль зацепилась. А почему только музыка? Какие события в окружающем мире делают каждое поколение иным, не похожим на другое? Может быть, эти события и формируют образ поколения, столь не похожий на другие? Может быть, эти события формируют определённый код поколения? Код, который задаёт ключ к пониманию менталитета поколения?


В результате проведения игры «Код поколения» с учащимися и педагогами школы мы пришли к выводу, что коды представителей разных поколений значительно различаются. Так, для тех, кто старше 40 (а это большинство педагогов), полёт в космос – знаковое техническое событие, определившее мировоззрение поколения. А для нынешних ребят космос – фон жизни, условие развития средств массовой коммуникации. А события – это интернет, мобильная связь. Победа в Вов определяет в той или иной мере становление каждого поколения. Но у молодых есть ещё война в Афганистане, Чечня.

Поэтому возникает следующая проблема - необходимость поиска форм и мотивов для взаимодействия в формате сегодняшних поколенческих кодов. Иначе наши послания, закодированные в нашей системе координат, останутся непонятыми нынешними поколениями. Результат этих поисков - предмет и содержание исследования.

Тема практико-значимого проекта – «Процесс самоорганизации в воспитательном пространстве школы». Она была выбрана неслучайно. Дело в том, что на протяжении нескольких лет я занимаюсь исследованием процесса самоорганизации в школе, решая проблему, обозначенную выше. Поступив в аспирантуру Федерального Государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования (специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»), я продолжила работать над этим вопросом и сейчас пишу кандидатскую диссертацию по этой теме на основе той работы, которая проводится по данному направлению в нашей школе.

Цель - запуск и функционирование механизма самоорганизации в условиях школы, в процессе планирования и проведения воспитательных мероприятий, функционирования школьного самоуправления, организации досуга детей, то есть в педагогически целесообразно организованной среде, в сети взаимосвязанных педагогических событий, организующих воспитательное пространство школы.

Предполагаем, что в ходе реализации проекта, будут достигнуты следующие результаты:

  • повышение эффективности и результативности воспитательной работы в школе и как результат — формирование эффективной личности 21 века;

  • готовность ребёнка, подростка, молодого человека самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, организовывать свою жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации;

  • готовность педагога адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в подростковой среде в различных социальных институтах – в семье, в школе, в подростковой группе, в системе дополнительного образования, во дворе, в лагере;

  • создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактора-импульса, и обеспечение взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности.



2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Базовое противоречие, лежащее в основе проблемы взаимоотношений «отцов и детей», состоит в том, что взрослые, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодёжь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво». То есть взрослые проецируют своё прошлое в будущее молодых людей. Между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». В этих целевых ориентирах заложено основное противоречие современных педагогических коммуникаций. Противоречие в том, что воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества сориентированы на самосохранение взрослых, а не на развитие молодого человека. Развитие (по Л.С.Выготскому) - есть процесс формирования человека, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Взрослые в изменившихся 20 лет назад условиях вынуждены также активно развиваться, но скорость их развития, отягощённая сформированными традициями и жизненными практиками, более медленная, чем скорость развития детей. Поэтому сегодня традиционная для советской педагогики позиция взрослого «рядом и чуть впереди», неактуальна. Скорее, дети чуть впереди. Они плоть от плоти сегодняшнего времени.

Разные ценности (коды) поколений, условия развития и формирования личности, мировоззренческие позиции и взгляды являются причиной формирования абсолютно отличных систем организации взаимодействия в коллективе или сообществе. Так, для нас, людей старшего и среднего возраста, характерно общение в системе вертикали: «начальник, руководитель — подчинённый, исполнитель». По этому принципу мы строим отношения как на работе, так и в общении с семьёй, детьми. (Приложение 1) Для современной молодёжи характерен «сетевой стиль» стиль общения, когда все участники сообщества находятся в равных условиях в выборе темы, партнёров, стиля общения. (Приложение 2) Отсюда следует, что мы, взрослые, пытаемся выстроить общение с молодым поколением, опираясь на свой, привычный для нас, стиль организации взаимоотношений в сообществе, навязывая его подросткам, хотя для них он является абсолютно чужеродным
, поэтому непонятным и малоэффективным. Поэтому в нашей педагогической деятельности возникает необходимость поиска новой формы взаимодействия с молодым поколением.

Для начала несколько иллюстраций:

1. Зимним утром во дворе выпало много снега. Дети вышли гулять. Можно предположить, что они будут делать дальше? Конечно, будут играть в снежки, строить крепость, лепить снеговиков. Кто ими руководит? Руководителя, как такового, нет. Кто-то подал идею, кто-то катает снег, кто-то подвозит комки на санках и т.д. То есть каждый делает то, что ему больше нравится, что у него лучше получается, что его попросят товарищи. В результате общая цель достигается в процессе самоорганизации, при отсутствии внешнего руководителя.

2.Кто организует общение людей в социальных сетях? Каждый добровольно регистрируется там, создаёт свой круг общения, участвует или нет в играх, становится или нет членом групп, выставляет фотографии, комментирует снимки своих друзей. Это самоорганизация людей в виртуальном пространстве. Но возможен переход виртуальных сообществ в реальное пространство, когда задуманные в социальных сетях флеш-мобы, акции реализуются на улицах города. Как и предыдущем примере отсутствует конкретный организатор, но цель достигается благодаря всем участникам в равной степени.

3.В сетевых играх одновременно огромное количество случайных игроков распределяет роли и, следуя правилам игры и выбранным позициям, достигает игровой цели.

Анализируя эти ситуации, мы приходим к выводу, что ни в одной из них нет взрослого организатора детской деятельности. А есть ли первоисточник активности детей? Если мы понаблюдаем, то поймём, что есть. И всегда разный – предмет (игровая фишка, гаджет, лего, мяч), информация («наших бьют»), событие (чистка двора от снега), реакция на отношение (выгнали футболистов с улицы)… Всегда имеет место фактор, «запускающий» процесс самоорганизации. Мы назвали его «фактор-импульс».

Фактор-импульс – идея, предмет, явление, событие, породившие в человеке или группе людей интерес и «запустившие» процесс самоорганизации.

Таким образом, самоорганизация детей и молодёжи – несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью – эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактора-импульса; а основой существования – социальные взаимодействия или межличностная коммуникация.


В теоретической части проекта предлагаем рассмотреть 2 основополагающих понятия: механизм самоорганизации и воспитательное пространство школы, которые проиллюстрируем примерами процессов, протекающих в рамках воспитательной работы в школе.

Механизм самоорганизации. В своём развитии процесс самоорганизации проходит по определённой модели (Приложение 3).

Воспитательное пространство школы может быть рассмотрено с разных ракурсов, с разных точек зрения:

1.С точки зрения возраста участников процесса. Традиционно в школе деление проводится так: начальная школа, среднее звено, старшие классы. Процесс самоорганизации возможен как с соблюдением возрастных границ (например, мероприятие, проводимое в рамках одного класса), так и в смешанных группах (при проведении общешкольных дел, например, «Электронное планирование», о котором речь пойдёт немного позже).

2.Традиционный подход. Составляющими воспитательного пространства являются традиционные направления воспитательной деятельности: художественно-творческое, патриотическое, профориентационное, правовое и т.д. Процессы самоорганизации и её элементы прослеживаются по всем направлениям, примеры этому вы сможете увидеть на мероприятиях, которые будут предложены вашему вниманию немного позже.

3. Воспитательное пространство составляют урочная и внеурочная деятельность. Это «формальная» точка зрения – с точки зрения формы организации деятельности. Самоорганизация возможна как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Именно внеклассной деятельности посвящён сегодняшний семинар.

4. Субъектная точка зрения – в зависимости от того, кто является действующим субъектом, создающим воспитательное пространство и действующим в нём: учитель, ученик, родитель. Процесс самоорганизации можно наблюдать как внутри каждой группы, так и во взаимодействии между группами.

Примером самоорганизации в коллективе родителей является традиционная акция в помощь Дому малютки «Но разве в мире есть чужие дети?!», идею которой 2 года назад предложила председатель родительского комитета школы, а подготовительная работа по сбору подарков, изготовлению реквизита, постановке спектакля проводится родителями и детьми совместно. В этом году акция прошла 3 раз, и в ней приняли добровольное участие все желающие.