Файл: Академия социального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в качестве примера самоорганизации в ученическом коллективе можно привести работу школьного правительства. Школьная демократическая республика существует в школе уже более 15 лет. Источником, давшим начало развитию самоорганизации в школе, стало реально функционирующее в ней самоуправление. Опыт работы показывает, что часто к работе в органах ученического самоуправления привлекаются, иногда и в приказном порядке, самые исполнительные и безотказные ученики класса. Они вынуждены посещать заседания, выполнять задания, которые не вызывают у них интереса. Почему же они всё-таки продолжают заниматься этим? Ответ один: «так надо» - родителям, классному руководителю, завучу… На этом примере явно видно, как действует «взрослая» модель построения взаимоотношений в обществе – вспомните «вертикаль». Что сделать, чтобы ребятам стало интересно, чтобы они оказались в своей стихии? Ответ очевиден: «сетевая модель» организации взаимодействия. А чтобы стало возможным её возникновение и эффективное функционирование, необходим «фактор-импульс» (те самые «куча снега», «мячик» и т.д.). В нашем случае таким фактором-импульсом стал для ребят интерес: «А что они там все делают?», так как было создано открытое пространство: никого не приглашали и не заставляли ходить на наши собрания, не ругали за отсутствие на них, не было строгого лимита по количеству и времени, любой желающий мог запросто прийти и уйти с них. Важно и то, что мой кабинет был постоянно открыт, а для присутствующих в нём предоставлялась определённая свобода действий и самовыражения. Выслушивалось каждое мнение, учитывались реплики и пожелания каждого. А главное, им самим было интересно слушать друг друга, спорить, что-то предлагать. А если это интересно им, то должно быть интересно и остальным ученикам школы. Поэтому было сообща решено провести опрос среди учеников школы о том, в каких мероприятиях им бы хотелось принять участие, а по его результатам создать «Карту желаний». Так появилось наш первый план работы, который состоял из дел и мероприятий, предложенных самими учениками. Каждое из них обсуждалось и планировалось в деталях самими ребятами, подготовка и организация также лежали на их плечах. Но это не было обязанностью, всё делалось абсолютно добровольно, а главное – с удовольствием, так как от начала (идеи) и до конца (реализации) это было ИХ ДЕЛОМ.

Так впервые был организован и проведён День самоуправления. «Новогодний марафон», «Путешествие по страницам истории», «Весна - 2012», «Супер-учитель - 2012», флэш-моб на
День учителя - это далеко не все мероприятия, в основе которых лежит процесс самоорганизации. Но самоорганизация совершенно не отрицает наличия традиционного школьного самоуправления. Самоорганизация и самоуправление переплелись и слились воедино. Ежегодно мы избираем Президента Школьной Демократической Республики, в подчинении которого находятся 4 министерства: образования, культуры и спорта, информации, безопасности. Ребята, входящие в эти министерства, координируют работу, запланированную в «Карте желаний», по своему направлению.

Об искреннем интересе к происходящему говорит и тот факт, что в апреле прошлого года старшеклассники, входящие в состав правительства, решили провести его реформу и реорганизацию, объяснив своё решение тем, что действующая структура малоэффективна. Состоялось собрание, на котором сначала выслушали предложения о создании нейтрального комитета, прикреплении к каждому министерству определённых классов, новом внутреннем распорядке, выведении из состава министерства информации школьного ТВ и тд. Обсуждение было горячим: спорили, критиковали, даже ругались и кричали. Мнения разделились, поэтому были приняты только отдельные пункты предложенной реформы. Так, отныне независимо от школьного правительства работает так называемый «Нейтральный комитет», который имеет право решающего голоса в любых спорных вопросах. Результатом работы в данном случае можно считать тот факт, что в 2010-11 уч.г. кандидатами в Президенты было 3 ученика, в 2011-12 уч.г.- 5 учеников, в этом году – 7 человек.

Ещё одним этапом развития самоорганизации в ученическом коллективе стало создание в 2011 – 2012 учебном году Ученического совета. Причём идея принадлежит членам Школьного Правительства, а фактором-импульсом – желание присоединиться к старшеклассникам и интерес учеников 5 – 7 классов, которые по конституции ШДР не имеют права входить в её состав. Поэтому инициаторы создания УС (члены правительства) пригласили всех желающих из 5-7 классов на первое собрание, на котором провели интерактивную игру, а по её результатам сделали выводы о способностях и интересах каждого. Ученический совет продолжил работать и в этом году.

В этом учебном году мы наблюдаем развитие процесса самоорганизации: по инициативе учеников 11 класса для учеников школы создана театральная студия, занятия в которой проводят 11-классники. Подготовительный этап (поиск и оборудование помещения, «рекламная акция» - реклама на школьном ТВ, объявление по классам), разработка материалов для занятий, их проведение - всё от начала до конца было делом 11-классников. А показателем того, что ребятам действительно интересно, является тот факт, что дважды в неделю после уроков на полуторачасовые занятия остаётся всё больше желающих.



Продолжая рассказ о достижениях текущего учебного года остановиться хотелось бы на создании качественно нового планирования работы на год. Всё начиналось с опроса и создания «Карты желаний». Но формат современной молодёжи – это компьютерные технологии, интернет. Поэтому совершенно объяснимым стало возникновение идеи создать электронный опрос, и по результатам полученного рейтинга продумывать содержание работы. Ребята, владеющие этими технологиями, взялись за разработку сайта, другие провели акцию по информированию учащихся школы: сделали рекламу на школьном ТВ, создали и раздали рекламные листовки, прошли по классам с рассказом о сайте, написали красочное объявление. А в течение одного дня было объявлено открытое голосование, когда все желающие могли поучаствовать в опросе на школьном компьютере и сразу же увидеть результат на мониторе школьного телевизора. Таким образом было проведено планирование в этом году.

На данный момент наш сайт находится в работе, так как было много предложений по его наполнению, дизайну, что привело к тому, что из сайта планирования он постепенно становится сайтом нашего школьного правительства.

И здесь важно отметить роль педагога в процессе самоорганизации: он помогает ребёнку в осознании этого процесса и пробах самоорганизации. При этом наиболее эффективным типом деятельности является педагогическое сопровождение.

Содержание педагогического сопровождения самоорганизации состоит в формировании готовности ребёнка, подростка, молодого человека самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, организовывать свою жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в готовности педагога адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в подростковой среде в различных социальных институтах – в семье, в школе, в подростковой группе, в системе дополнительного образования, во дворе, в лагере. Суть деятельности педагога – создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактора-импульса, и обеспечение взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создание новых факторов-импульсов для развития самоорганизационного процесса.

В деятельности учителя, использующего в своей педагогической работе с классом принципы самоорганизации, встречается немало трудностей и «подводных течений». Например, постоянное желание вмешаться в процесс, происходящий внутри детского коллектива, группы, поруководить, организовать дело так, как нам, взрослым, это кажется более правильным и разумным, Поэтому постоянно приходится сдерживать себя, чтобы остаться наблюдателем со стороны и предложить помощь только в том случае, когда она действительно необходима, или когда самоорганизационный процесс зашёл в тупик и требуется новый фактор-импульс. Не всегда понятно и то, каким образом оказать помощь. Так, в процессе проведения электронного опроса, выяснилось, что, несмотря на проведённую работу по информированию, школьники не проявляли особой активности, посещали сайт всего 4-5 человек в день. Тогда во время совместного мозгового штурма было решено провести «Единый день голосования» в режиме он-лайн, после чего у учеников школы и возник искренний интерес к происходящему. Трудности возникают и на самом первоначальном этапе, при «запуске» системы самоорганизации, поэтому не всегда вся педагогическая деятельность строится на этих принципах, а присутствуют отдельные её элементы.


МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В ноябре 2012 года исполнился год со дня начала работы нашего школьного телевидения. За это время произошло многое: мы прошли путь от самого первого выпуска в формате POWER POINT до качественных, профессионально оформленных новостных программ с использованием разных форматов, жанров, стилей. Необходимо отметить то, какова была моя роль в происходящем: единственное, что делаю я – это просматриваю выпуск непосредственно перед его выходом на экран. Всё остальное – результат инициативы, идей, работы и творчества старшеклассников.

На примере работы школьного ТВ рассмотрим поэтапно процесс самоорганизации: возникновение (фактор-импульс), развитие, механизм действия, возникающие проблемы и предварительные результаты.

1.Идею создания Школьного телевидения предложила ребятам я. Одной из причин этого стали неоднократные предложения учеников включить телевизор на первом этаже школы и показать «хоть что-нибудь». Кто-то из ребят сказал: «А было бы интересно поснимать, что происходит в школе, а потом показать всем». Фактором-импульсом стала идея и редко работающий телевизор. Идея всем понравилась, стало интересно: а как это сделать, что снимать, в каком формате, кто будет ведущим?

2.Решили, что это будут еженедельные выпуски новостей. Вот только кто будет снимать, где, а, главное, чем? Как писать сценарий, а затем монтировать? Первый выпуск-презентация стал рекламным объявлением о создании ТВ, в нём приглашали всех желающих принять участие в его работе.

3.Следующий этап – моделирование системы взаимодействий. Вокруг идеи объединились люди, которым это было действительно интересно, причём сообщество осталось открытым и любой желающий может примкнуть к нему, равно как и перестать заниматься этим делом. Внутри сообщества стала формироваться система взаимодействий: каждый взял на себя выполнение определённых функций: ведущие, оператор, специальный корреспондент, сценарист, технический редактор, дизайнер. Причём, как и при постройке снежного городка во дворе дома, каждый делал то, что ему было действительно интересно, что у него получалось лучше всего.

4.В своём развитии Школьное телевидение проходило следующие этапы:

- опробовались разные жанры: интервью, репортаж; создали рубрики «Новости спорта», «Культура», «Образование», «Анекдоты»;


- решали проблему с техническим обеспечением – очень тихий звук телевизора. Старшеклассники решили эту проблему сами, подключив дополнительное звуковое устройство;

- посмотрев очередную новостную программу, где шёл видеоряд с фотографиями, я предложила наложить на него музыку. Технические редакторы освоили и успешно применяют эту функцию;

- ребята из команды подали идею создать логотип Школьного телевидения. Все вместе решили провести общешкольный конкурс эскизов логотипа. Все желающие с 1-го по 11 класс приняли участие в конкурсе, в результате которого был выбран тот, который используется и сейчас. Рисунок «оцифровали» и научились «прикреплять» к картинке;

- параллельно шла работа по созданию своей собственной авторской заставки (в первых выпусках её временно позаимствовали у новостей 1-го канала) и титров. И с этим команда справилась отлично;

- в начале этого учебного года у нас сломалась видеокамера. Тогда было принято решение обратиться с просьбой о спонсорской помощи ко всем учащимся школы. Ведущие новостей сказали об этом с экрана телевизора в новостях и прошли лично по классам и объяснили ситуацию. На данный момент эта проблема решена;

- на данном этапе возникла проблема подбора достойной смены, так как большинство создателей Школьных новостей – одиннадцатиклассники. Каждый из команды обучает желающих тому, что умеет сам, даёт возможность попробовать собственные силы;

- последняя идея, которая возникла у команды создателей новостей, - создание собственной студии, так как приходится постоянно менять место съёмки, чтобы был качественный звук, хорошее освещение, минимум помех. С этой идеей ребята обратились ко мне, и мы все вместе – к директору, который разрешил использовать для этих целей один из неотремонтированных кабинетов. В дни каникул ребята самостоятельно освободили класс от старой мебели, мусора, начали в нём ремонт.

5.Результат - существование школьного ТВ, еженедельных школьных новостей. Перспектива: либо реализация и постепенное затухание интереса, либо возникновение нового фактора-импульса и продолжение развития. И здесь многое зависит от педагогического сопровождения. (Приложение 4)

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На данный момент мы находимся в процессе исследования действия механизма самоорганизации в воспитательном пространстве школы. За обозначенный период работы нами были достигнуты следующие цели:

1.Запуск и функционирование процесса самоорганизации в ученическом коллективе