Файл: Инженерная философия техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философствующие инженеры и первые философы техники

  1. Эрнст Капп и его взгляды на технику


Первым философом техники часто называют Эрнста Каппа (1808-1896), автора книги "Основы философии техники"1, которая имеет подзаголовок "К вопросу о происхождении культуры, исходя из новых точек зрения". До него не было автора, который посвятил бы философии техники целую книгу. Свои философские пристрастия Капп делил между гегельянством и романтизмом. В качестве правоверного сторонника философии Г. Гегеля ему надлежало показать, как мировая идея, первоначально присутствуя в природе, после многократных метаморфоз затем достигает своего осознания в культуре, науке и философии. В качестве романтика, следуя философии К. Г. Каруса, Каппу предстояло выявить символическое содержание мира.4

Основаниями его философии техники являются «антропологический критерий» и «принцип органопроекции».

        Формулируя свой антропологический критерий, Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное, как возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора – «Человек есть мера всех вещей» – был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности. Именно благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне ее, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями.

        Осмысливая понятие внешнего мира человека, Капп замечает, что для него недостаточно слова «природа» в обычном понимании. К внешнему миру, окружающему человека, принадлежит также множество вещей, которые являются его созданием. Будучи искусственными произведениями, в отличие от естественных продуктов природы (природа доставляет для них материал), они образуют содержание мира культуры. Капп проводит четкое разграничение «естественного» и «искусственного»: то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека.


        Исходящий от человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным продолжением его организма, перенесением вовне, воплощением в материи, объективированием своих представлений, т.е. части самого себя, нечто от своего собственного «Я». Это – отображение вовне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но созданный человеком искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения отображения из внешнего мира во внутренний. В том числе и таким способом человек познает процессы и законы своей бессознательной жизни.

        То есть, «механизм», бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания «организма». В этом и состоит суть принципа органической проекции Эрнста Каппа.

        Капп вкладывает в слова «механизм» и «организм» более общий смысл, чем это делается в прикладной механике и биологии. Он употребляет их скорее как синонимы «искусственного» и «естественного». Еще более общий смысл Капп вкладывает в понятие «орудие», различая в нем внешнюю цель его создания, то есть форму или даже оформление употребляемого для этой цели материала.

        Концепция органопроекции – первая попытка философского осмысления генезиса техники и ее «антропных» (т.е. «человекосоразмерных») начал.

        Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Однако принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. При его применении к сложным орудиям и машинам возникают проблемы.

        В качестве примера возьмем, вслед за Каппом, паровую машину. Форма ее как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекция живого и действующего как организм существа.



        Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем могучим культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой. Здесь, по мнению Каппа, органопроекция празднует свой триумф: сначала бессознательно совершающееся по органическому образцу построение, затем взаимное узнавание оригинала и отражения (по закону аналогии) и, наконец, подобно искре вспыхивающее сознание совпадения между органом и орудием вплоть до тождества.

        Косвенным подтверждением принципа органопроекции может быть развитие современной микроэлектроники, которая, перепробовав (бессознательно) всевозможные материалы, выбрала для интегральных схем в качестве наиболее оптимального материала кремний. Именно его еще раньше эволюция "выбрала" исходным материалом органических тел.

        Послойный синтез твердотельных интегральных структур, развитый в современной технологии производства микроэлектронных схем, также наиболее распространен в живой и неживой природе (например, рост кристаллов, годичный рост деревьев, образование кожи). Здесь "органопроекция" имеет тенденцию к отображению по крайней мере нижних уровней структуры биосинтеза. Причем технологические приемы послойного синтеза эффективно (и бессознательно) применялись в первобытных технологиях, начиная с неолита, например, при производстве украшений, в полиграфии, при изготовлении корабельной брони.Вывод

        Эрнст Капп своими теориями и философскими взглядами фактически положил начало философии техники как науки. До сих пор не существует единого мнения относительно философских учений Эрнста Каппа. Многие из его идей развиты и продолжены такими известными естествоведами, как Р. Бойль, И. Ньютон, Э. Юр, или опровергнуты, например П.К.Энгельмайером. Но в любом случае нельзя отрицать тот огромный вклад, который внес Эрнст Капп в развитие и науки, и техники. Его идеи стали передовыми и новаторскими для его времени, заставили философов и ученых по новому взглянуть на мир и природу человека. Поэтому его имя всегда будет ассоциироваться с возникновением философии техники.
5

    1. 1   2   3   4   5

Ф. Дессауэр и критика технической деятельности


Наиболее выдающейся фигурой в дискуссиях по проблемам философии техники как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее был Фридрих Дессауэр (1881-1963). В своем лице он объединил и католического теолога и философа, и ученого и изобретателя, и политического и государственного деятеля.

 В первой половине XX века был опубликован ряд работ Ф.Дессауэра: «Техническая культура» (1908), «Философия техники. Проблема реализации» (1927), «Душа в сфере техники» (1945). В 1956 г. была издана его книга «Споры вокруг техники». В своих работах он трактует технику как «способ бытия человека» в этом посюстороннем мире.

          В своей технофилософской концепции Ф.Дессауэр исходит из кантианских общефилософских установок. Он полагает, что три «Критики» И.Канта (1704-1824) необходимо пополнить четвертой – «Критикой технической деятельности». В «Критике чистого разума» И.Кант доказывает, что научное знание с необходимостью ограничено миром явлений (феноменами). Оно никогда не может вступить в непосредственную связь с «вещами самими по себе» (ноуменами). Однако критическая метафизика (философия) способна предложить некие априорные формы феноменов и тем самым постулировать за явлениями существование «вещей самих по себе». В книге «Критика практического разума», посвященной моральным поступкам, и в «Критике способности суждения», где рассматривается эстетическое чувство, Кант обосновывает тезис о необходимом существовании некой «трансцендентальной» реальности за явлениями как условие осуществления моральной добродетели и реализации смысла красоты. И все же практический (нравственный) и эстетический опыт не способен установить позитивный контакт с трансцендентальной реальностью.

          Ф.Дессауэр наоборот утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с «вещами самими по себе». Сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве (которое лишь в массовом порядке производит результаты открытий), ни в самих продуктах техники (которые только используются потребителями), а в самом акте технического творчества. Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полной гармонии с естественными законами и человеческими целями, но они, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения.