Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В структуру технического творчества Ф.Дессауэр включает три элемента: человеческое целеполагание, природный материал и внутренняя обработка в сознании. Человеческое целеполагание играет роль своеобразного пускового механизма процесса технического творчества, но который возможен «только в гармонии с законами природы», то есть при наличии природного материала. По своему существу техника, подобно природе, является развертыванием божественной мудрости, единого плана «Божьего творения». Благодаря «внутренней обработке в сознании» осуществляется контакт с «четвертым царством», то есть с той трансцендентной сферой, в которой находятся, согласно Ф.Дессауэру, —«предданные решения технических проблем». Следовательно, ответственность за установление контакта между феноменальным миром и миром ноуменальным несет не все изобретение в целом, а лишь такой его важнейший компонент, как «внутренняя обработка в сознании».
Так Ф.Дессауэр в своей «критике» («четвертой») приходит к необходимости простого постулирования некоего «четвертого царства», существование неких верховных, предусмотренных технических идей не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области «возможного бытия». «Первоначальным бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие.
Признавая обусловленность техники природными предпосылками, Ф.Дессауэр отвергал существование исторических, общественных факторов в оценке «развертывания» техники. Она рассматривалась им как самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Говорить о прогрессе техники, по его мнению, можно только относительно единичных объектов техники. Он не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса, а полагал, что она планомерно развивается как результат действия вечных законов самой техники. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий человеческого бытия – она есть «участие в творении. Техника создается людьми, однако ее могущество превышает все их ожидания.
Техническое решение как нечто предустановленное и предзаданное должно предшествовать всякому изобретению и задача изобретателя как раз и заключается в том, чтобы найти его. То есть изобретение оказывается приближением изобретателя к той «идеальной форме решения», которая в готовом виде пребывает в «четвертом царстве».
Таким образом, Ф.Дессауэр, интересовавшийся проблемой происхождения техники и ее сущности, трактует изобретения как «продолжение первоначального Божьего творения», а технику – как «встречу с Богом», как становление высших возможностей бытия посредством людей.6
-
Взгляды П. К. Энгельмейера на развитие философии техники в России
На рубеже XIX-XX вв. в качестве незаурядного философа техники проявил себя Петр Клементьевич Энгельмейер (1855- 1943). Будучи обрусевшим немцем, он тем не менее сохранял тесную связь с немецкой и австрийской культурой. Он и его жена (оперная певица) не один год провели за рубежом. В философском отношении Энгельмейеру в наибольшей степени импонировали взгляды Эрнста Маха, основателя так называемого второго позитивизма, отличавшегося своей эмпирической направленностью. Мах и Энгельмейер находились в длительной переписке, демонстрируя порой полное единодушие. В частности, Мах написал предисловие к одной из лучших работ Энгельмейера - "Тройной акт как учение о технике и открытии". Он полагал, что Энгельмейер применяет его учение к сфере технико-изобретательской деятельности.
Однако при всей схожести позиций Маха и Энгельмейера между ними существовали значительные различия. Новаторство Маха относилось в основном к философии науки. В отличие от него Энгельмейер был энтузиастом философии техники, а технику он отличал от науки. Поэтому его философия техники, подытоженная в четырех книгах, не является частным случаем философии науки. Еще одно существенное различие между позициями двух авторов состояло в том, что Энгельмейера в отличие от Маха в основном интересовали не семантические, а прагматические новации. Его внимание было направлено не на то, что есть, а на то, что должно быть. Таким образом, Энгельмейер решительнее Маха отходил от основных доктрин позитивизма, сторонящегося прагматики.
Главным в концепции Энгельмейера является учение о трехактности процесса творчества
, который он осмысливал в эвриологии. Последняя, как он полагал, выступает ключом ко всем тайнам философии техники, поэтому именно эвриология должна быть рассмотрена в первую очередь. Трехакт творчества реализуется в качестве перехода:
Все начинается с акта воли (ее представляет переменная V), которая инициирует истину и ложь (т), красоту и безобразное (я), добро и зло (р), пользу и вред ((]). Но в таком случае формула
представляет в количественном отношении последовательность
Если три из четырех переменных - т, п, р, q приравнять к нулю, то получаем в чистом виде либо науку, либо эстетику, либо этику, либо технику. Однако самое интересное состоит в том, что венчает проявления воли не что-нибудь иное, а именно техника, ибо только она реализует фактичность жизни.
П. К. Энгельмейер в одном из писем к Э. Маху подводит итог своим воззрениям: "Конечной целью научного и художественного знания является техника, под которой понимается собственно техника, творчество, искусство эксперимента, жизненная практика и этика. Поэтому я называю свою систему техницизмом".
Техника призвана обеспечить достижение действительной пользы, ибо в этом состоит ее существо. Подлинная техника не обрывает прогрессивный ряд человеческой деятельности, а придает ему законченность. Техника, которая уродует жизнь и приносит зло, не подлинна. Но неподлинны и наука, и эстетика, и этика, когда они отчуждены от техники. Если эту точку зрения провести отчетливо, то придется признать духовной вершиной человечества не что иное, как философию техники.
Позиции знатоков философии техники Энгельмейера существенно отличаются друг от друга. В. Г. Горохов критически оценивает технический оптимизм Энгельмейера. Карл Митчем, отдавая должное Энгельмейеру, характеризует его в качестве технократа. Немало и таких авторов, которые с восторгом принимают теорию эвриологии, полагая излишним формулировать какие-либо критические суждения на сей счет.
С философской точки зрения при оценке философии техники Энгельмейера центральное место должно быть уделено не концептам технического оптимизма и технократизма, а теории эвриологии, которая представляет собой откровенно метафизическое мероприятие. Творчество Энгельмейера, несомненно, явилось значительной вехой в развитии в философии техники. Он привлек к ней внимание ученых, инженеров и педагогов, разрабатывал различные ее аспекты, наконец, демонстрировал свое геройство и мужество, порой рискуя жизнью, особенно в связи со своим махистским прошлым. Словом, речь идет об исключительно многогранной и талантливой личности. Между тем с сожалением приходится констатировать, что философия техники Энгельмейера отстоит от метанаучной философии техникологии на почтительное расстояние. Отсутствие в его творчестве продуктивного проблемного анализа относительно содержания техникологических наук поставило заслон на пути к философии техникологии. Общая эвриология не существует точно так же, как не существуют общие законы функционирования и развития технических систем..
Выводы
1. П. К. Энгельмейер реализовал эвриологическое понимание техники.
2. Следовало же обратиться к анализу непосредственно самих технических теорий.7
Заключение
Не подлежит сомнению тот факт, что техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, превратила всю планету в единую фабрику, функционирующую как некий технический механизм. Но, наверное, еще важнее то, что техника - уже не только внешнее бытие, но и возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни.
Эрнст Капп своими теориями и философскими взглядами фактически положил начало философии техники как науки, благодаря чему другие ученные философы продолжали развивать эту тему. По мнению Ф.Дессауэра, в современной технике заключена идея новой человеческой среды и развитие техники логически завершится каким-то неизвестным пока материальным базисом человеческого существования. Известный русский мыслитель П. К. Энгельмейер, например, является учение о трехактности процесса творчества, который он осмысливал в эвриологии. Трехакт творчества реализуется в качестве перехода. П. К. Энгельмейер в одном из писем к Э. Маху подводит итог своим воззрениям: "Конечной целью научного и художественного знания является техника, под которой понимается собственно техника, творчество, искусство эксперимента, жизненная практика и этика. Поэтому я называю свою систему техницизмом".
В данной работе были рассмотрены вопросы что такое техника и какова ее природа, развития инженерной философии техники, процесс формирования основных идей и концепций. На протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Пока философы различным образом объясняли мир инженеры и техника изменили его и продолжают изменять. К чему это приведет в конечном итоге не знает никто.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня инженерная философия техники должна решать, прежде всего, вопросы этики, связанные с техникой и техническим прогрессом. Они являются едва ли не самыми острыми. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, опасность необратимой победы материального над духовным
; наконец, очевидная и катастрофическая опасность возможной гибели природы. Справится ли с этим человек, общество - покажет будущее.
Глоссарий
-
Техника — обобщающее наименование устройств, механизмов, машин, систем (включая «средства труда»). Также термин может употребляться для обозначения методов, процессов и технологий упорядоченной искусной деятельности, например, для создания, изготовления, обеспечения, использования чего-либо, включая методологически упорядоченные процессы творчества. -
Технологический процесс (сокращенно ТП) — это система взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения нужного результата. -
Технологическая среда (от английского technological environment) — это факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства. Такие факторы способствуют разработке новых технологий, то есть дают возможность совершенствования действующего производства, выпуска новых товаров и, соответственно, применения новых маркетинговых возможностей. -
Органопроекция – это проекция человеческих органов и их функционирования на технику. Техника может выступить либо как продолжение человеческого тела, либо компенсирует человеческую недостаточность. -
Эврилогия — это наука о путях создания нового, обладающего социальной значимостью: новой идеи, теории, искусственного материального объекта и т.д. В качестве синонима эврилогии употребляют словосочетание «теория творчества». -
Метанаука — универсальная наука; наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе особого, общего для них метаязыка. -
Технократия — это общественный строй, во главе которого стоят технические специалисты и эксперты. При такой форме правления верхушка власти принимает решение, основываясь на техническом императиве. -
Техноло́гия — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.
Список литературы
-
Розин В. М. Философия техники. Учебное пособие для вузов / В. М. Розин. – Москва: NOTA BENE, 2001. – С. 232-248. -
Канке В. А. История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров / В. А. Канке. – Москва: Издательство Юрайт, 2013. – 128-187. -
А.Н.Павленко. Возможность техники. Часть III. Технический проект Фридриха Дессауэра // Историко-философский ежегодник, 2007, М.ИФ РАН, С. 325-351. -
Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.