Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т. Ф. Горбачева»
_______________________________________________________________
Факультет фундаментальной подготовки
Кафедра истории, философии и социальных наук
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники»
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:
Инженерная философия техники
Выполнила
Магистрант
Журабайзода Журабеки Рухулло
гр. УКмоз-221
шифр зачетной книжки
2224333
Дата сдачи реферат:
____________ 2023 г.
Проверил
Баумгартэн Михаил Ицекович
Дата проверки реферата:
____________ 2023 г
Кемерово
2023 г.
Кузбасский государственный технический университет
Инженерная философия техники – это попытка техников и инженеров собственными усилиями выработать обобщенное знание об природе и сущности техники. Что универсального, внеисторического понимания техники просто не существует. Поскольку в сущностное определение техники входит ее понимание и замышление, а они менялись в разных культурах, можно предположить, что именно культурно-исторические рациональные реконструкции техники могут выступить тем основанием, которые позволят собрать и осмыслить соответствующие разные способы изучения техники. То есть техника – это не сама технико-использующая деятельность и не просто процессы природы, а создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность принципиально за счет сил и процессов природы. Основными представителями инженерной техники являются немецкий философ Эрнест Капп – создатель самого словосочетания «философия техники», русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, который ввел понятие философии техники в русскоязычный оборот, и немецкий философ Фридрих Дессауер.
Цель данной работы –объяснить в чем сущность и природа «техники». Данная работа, в сущности, результат совмещения многих источников
, результат поиска золотой середины в описании основных проблем философии науки.
Инженерная философия техники
Автор: Журабайзода Журабеки Рухулло
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Сущность и природа техники 4
1.1.Сущностные характеристики техники 4
1.2.Природа техники 9
2.Технико-производящая деятельность. 11
3.Философствующие инженеры и первые философы техники 16
3.1.Эрнст Капп и его взгляды на технику 16
3.2.Ф. Дессауэр и критика технической деятельности 18
3.3.Взгляды П. К. Энгельмейера на развитие философии техники в России 20
Заключение 23
Глоссарий 24
Список литературы 25
Введение
Техника (греч. «технэ» — искусство, мастерство, умение). Понятие «техника» встречается уже у Платона и Аристотеля. Техника понимается следующим образом:
— как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
— как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования.
Основными представителями инженерной техники являются немецкий философ Эрнест Капп – создатель самого словосочетания «философия техники», русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, который ввел понятие философии техники в русскоязычный оборот, и немецкий философ Фридрих Дессауер.
Э. Капп дал систематическую и детальную разработку в своей работе, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.
В конце ХIХ века Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определённую общую картину техники, в рамках которой мы анализируем
, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».
Цель данного реферата – осветить основные вопросы инженерной философии техники. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-
Раскрыть понятие «техника», его природу и сущность; -
Раскрыть понятие инженерной философии техники, опираясь в основном на работы Э. Каппа, Ф. Дессауэра и П. К. Энгельмейера.
- 1 2 3 4 5
Сущность и природа техники
-
Сущностные характеристики техники
Зафиксируем сначала, специально не обосновывая, характеристики техники, определяющие ее сущность. Эти характеристики достаточно очевидны, они были сформулированы, правда, по отдельности, в разных исследованиях. Главные из них следующие.
– Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития (от трудовых армий Фараона до современных промышленных производств). С точки зрения понимания техники как артефакта даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы и использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, – в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.
– Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), что очевидно, так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).
– Техника – это самостоятельный
мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени (формирование представлений об инженерии), но основной этап падает на конец ХIХ–начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.
– Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы" (о чем писал Ф.Бекон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных "фюсис" (природ). Все, что можно было – уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность.
Безусловно, данная характеристика техники, так же как и следующая, связана с современным ее пониманием, но мы подчеркнули, что универсального, внеисторического понимания техники просто не существует.