Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
378.147.88(05)
Ш622
ЛОГИСТИКА
учебное пособие для бакалавров
Рекомендовано учебно-методическим советом
Южно-Уральского государственного университета для бакалавров,
обучающихся по направлениям 08 группы специальностей
«Экономика и управление»
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2013
2
УДК 378.147.88(075)
Ш622
Рецензенты: И.Д. Колмакова, К.В. Бардин
Шиндина, Т.А.
Ш62 2
Современные технологии логистики производства. Учебное пособие для бакалавров / составитель Т.А. Шиндина, пер на англ.
О.А. Николаевской – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. – 50 с.
Логистика вошла в теорию и практику современных социально- экономических систем стремительно и сегодня занимает ведущую роль на ров- не с экономикой предприятии и менеджмента. Логистика, как наука о матери- альных потоках, неразрывно связанна с производством и является ключевым аспектом управленческих технологий для современных предприятий
В учебном пособии раскрываются основные особенности логистики в разрезе по видам и логистическим операциям. Рассматриваются основные по- нятия и концепции логистики, приводится решение базовых логистических за- дач.
Учебное пособие будет полезно бакалаврам изучающим дисциплину «Ло- гистика». Пособие может быть настольным справочником практикам-логистам.
Ил. 28., табл. 22.
УДК 378.147.88(075)
© Шиндина Т.А., 2013
© Издательство ЮУрГУ, 2013
3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 5
1. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ ......................................................................................... 6
1.1. Особенности развития логистики: исторический аспект .................................................... 7 1.2. Эволюция логистики, как науки ........................................................................................... 9 1.3. Виды логистики ..................................................................................................................... 13 1.4. Основные термины и определения в логистике................................................................. 14
Примерные тестовые материалы по теме ................................................................................. 16
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 17
2. ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ .................................................................................... 18
2.1. Системы контроля за состоянием запасов .......................................................................... 18 2.2. Определение размера заказов .............................................................................................. 22 2.3. Практикум по материальным запасам ................................................................................ 24
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 28
3. СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА ................................................................................ 29
3.1. Проектирование складской системы ................................................................................... 30 3.2. Практикум по проектированию складской системы ......................................................... 32 3.3. Основы эффективного управления материалами на складе ............................................. 36 3.4. Практикум по нормированию материалов на складе ........................................................ 38
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 41
4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ............................................................................. 42
4.1. Задачи и методы снабжения ................................................................................................. 42 4.2. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике ..................................................... 43 4.3. Задача выбора поставщика ................................................................................................... 45 4.4. Анализ обеспеченности производственной программы материальными ресурсами ... 46 4.5. Практикум по снабжению .................................................................................................... 49
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 53
5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА ............................................................ 54
5.1. Толкающие системы производственной логистики .......................................................... 55 5.2. Тянущие системы производственной логистики ............................................................... 57
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 60
6. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА .......................................................... 61
6.1. Основы распределения: организация процесса и его участники .................................... 61 6.2. Сервисное обслуживание в логистике ................................................................................ 63
Примерные тестовые материалы по теме ................................................................................. 65
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 66
7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА .............................................................. 67
7.1 Информационные системы в логистике .............................................................................. 67 7.2. Информационные система сбора и обработки информации ............................................ 68 7.3. Информационные технологии на основе штриховых кодов ............................................ 70 7.4. Понятие и значение ярмарок/выставок ............................................................................... 72
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 73
4
8. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА ....................................................................... 74
8.1. Выбор вида транспортного средства................................................................................... 74 8.2. Транспортные задачи в логистике ....................................................................................... 76 8.3. Практику по транспортной задаче (о назначениях) .......................................................... 77 8.4. Составление кольцевых маршрутов движения транспорта .............................................. 80
Примерные тестовые материалы по теме ................................................................................. 81
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 82
9. ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА ............................................................................ 83
9.1. Оценка эффективности использования материальных ресурсов предприятия ............. 84 9.2. Оценка логистической деятельности предприятия ........................................................... 86
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................... 94
5
ВВЕДЕНИЕ
Каждый современны предприниматель сегодня интересуется логистикой и ставит эту науку в число самых необходимых для управления знаний и ком- петенций. Однако совсем не давно организации спокойно справлялись без ло- гистики. Что же явилось причиной такой резкой смены приоритета.
Есть две основные причины. Первая связанна с изменением рыночной ситуации. Российские компании в конце 20 века стремительно перешли с
«Рынка продавца» на «рынок покупателя», дефицит материалов прекратился и теперь основная задача найти покупателя. Вторая причина связанна с бурным развитие информационных систем, внедрением повсеместной компьютериза- ции, позволяющей многократно ускорить обработку информации и оптимизи- ровать данные.
И в результате логистика вышла на ведущие позиции. Сегодня логистика
– это экономическая технология, без которой не мыслимо ведение хозяйствен- ной деятельности. Логистика многомерна, комплекс задач относящихся к логи- стике составляет 63 % от всех актуальных задач в бизнесе (рис. 1). налогообложение
12%
ценовая по городу
12%
ценовая по России
8%
поставки для государственных нужд, гранты
14%
нормативно-правовая
15%
коньюктура рынка
15%
аренда помещений
3%
технологическая
7%
коммерческие предложения
14%
Рис. 1. Актуальные задачи деятельности на предприятиях
Несмотря на активное появление логистики за территорией России, наиболее оптимальные способы решения логистических задач разработаны и внедрены именно в нашей стране. Школа материального снабжения, школа планового ведения хозяйства по-прежнему применяются во всем мире и зако- нодателями мод в этих сферах являются Российские предприятия.
6
1. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Логистика как направление экономической мысли является молодой наукой, которая находится в состоянии развития, что выражается в наличии процесса становления, уточнения и дополнения ряда ее положений, терминов и концепций. Сегодня сложно отличить и разграничить теоретические положения таких дисциплин, как производственный менеджмент, организация производ- ства и производственной логистики. Это является результатом параллельного существования традиционного и логистического подходов к управлению мате- риальными потоками. Так, на практике зачастую каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на собствен- ные цели и критерии эффективности, и лишь в редких случаях управляющее воздействие прилагается со стороны единой логистической системы управле- ния. В сложившейся ситуации есть и положительные моменты, которые связа- ны с возможностью применения традиционных, широко известных методов ис- следования потоковых процессов, но с другой стороны, теоретические основы исследования логистических систем более емки и направлены на совершен- ствование процессов управления в целом.
Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке.
Объектом изучения в логистике является материальный поток. Матери- альным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических опе- раций и отнесенные к временному интервалу.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным призна- кам:
по отношению к логистической системе (внешний, внутренний, вход- ной, выходной);
по натурально-вещественному составу потока (одноассортиментные , многоассортиментные );
по количественному признаку (массовые, крупные, мелкие, средние);
по удельному весу (тяжеловесные (более 1т), легковесные);
по степени совместимости (совместимые и несовместимые);
по консистенции грузов (насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные)
Размерность материального потока представляет собой дробь в числителе которой указывается единица измерения груза (туки, тонны) а в знаменатели – единица измерения времени (сутки, месяц, год).
Логистика как наука и инструмент бизнеса в гражданской области начала формироваться в начале 1950-х гг. в США и лишь в конце 1970-х годов термин
«логистика» укрепился и был признан во всем мире.
7
1.1. Особенности развития логистики: исторический аспект
В развитии логистики можно выделить несколько исторических этапов.
Период фрагментации с 1920-х до начала 1950-х годов, когда суть логи- стики как объединенного инструмента уменьшения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была нужна, хотя некоторые логистиче- ские функции были важны для снижения составляющих затрат (в производстве, транспортировке, складировании).
Период становления логистики с середины 1950-х – 1970-е годы, он ха- рактеризуется быстротой развития теории и практики логистики. В этот период логистика существовала как образ мышления, так как в практике происходило лишь частичное улучшение распределения продукции. Фирмы в острой конку- рентной борьбе уже исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества по- ставок продукции, т. е. на улучшении работы в сфере распределения. В это время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возмож- ностями улучшения дистрибуции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат. В этот же период научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения некоторых задач (выбор вида транспорта, оптимизация размещения производ- ства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортимент- ными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресур- сах). Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютер- ных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес.
К середине 1960-х годов наметился заметный спад производства и сокра- щение прибыли производителей. Это заставило искать новые пути повышения производительности труда и снижения затрат в производстве и сбыта. К началу
1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес- логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Для этого этапа развития логистики стала характерной оптимизация в сфере обращения.
С 1980-х до середины 1990-х годов происходило стремительное развитие маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных стра- нах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики шагну- ли далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие де- сятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была макси- мальное объединение логистических функций фирмы и ее логистических парт- неров в так называемой полной логистической цепи: «закупки – производство – дистрибуция – продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минималь- ными затратами.
Эволюция логистики за рубежом доказывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих
8 организаций бизнеса, а те фирмы, которые использовали концепции интегриро- ванной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер и прости- рается от момента возникновения потребности в продукции до момента удо- влетворения данной потребности. Такие тенденции применения логистической концепции наметились в последние годы в российских компаниях в области стратегического и оперативного управлении.
Выделим особенности развития логистики и логистической системы в
России. К ним относятся:
– колоссальные темпы внедрения логистических принципов в управление предприятием;
– развитие логистического понятийного аппарата;
– недостаточность методов оценки деятельности логистической системы и анализ ее эффективности;
– недостаточное количество теоретических основ диагностики логистиче- ской системы и ориентация на предприятия торговли и транспортные компа- нии;
– резкий разрыв между теорией и практикой деятельности логистической системы в России, заключается в отсутствии применения методов, которые удовлетворяли бы практике хозяйствования.
Перспективы развития логистики связаны с переходом предприятий на процессное управление и развитием российских логистических цепей и кана- лов, которые оказывают влияние на возможность совершенствования логисти- ческих производственных систем, а также развитием международных связей и государственной поддержки логистических процессов в России.
Выделяются три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период
неологистики.
В дологистический период (до 1950-х годов) управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально- техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности.
Отличительная черта периода классической логистики, начавшегося в начале 1960-х годов, состоит в том, что вместо организации оптимальных пере- возок на фирмах стали создаваться логистические системы. В результате наме- тился переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистических операций, который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос.
Началом 1980-х годов можно датировать новый период в развитии логи- стики — период неологистики, или логистики второго поколения. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала макси- мальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.