Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, вы- полняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Материальный поток – это грузы, детали, товарно-материальные ценно- сти, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логисти- ческой системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая ре- шение тех или иных функциональных задач.
Ярмарка/выставка – это кратковременное мероприятие, проводимое пе- риодически и в одном и том же месте, в рамках которого значительное количе- ство предприятий с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения материалов/услуг одной или нескольких отраслей и стремятся информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продук- ции с конечной целью содействия продажам.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие материалы, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Склады – это сооружения и разнообразные устройства для приемки, раз- мещения и хранения поступивших на них материалов, подготовки их к потреб- лению и отпуску потребителю.
Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружа- ют, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Характеристики грузовой единицы: размер и способность сохранять целостность.
Базовый модуль (600
400) – некоторая условная единица площади, на основании которой разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары.
Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой еди- ницы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. На практике применяются: обандероливание стальными и полиэтиленовыми лентами, ве- ревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Правило «Парето» – лишь пятая часть (20%) от всего количества объек- тов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80 % результата этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего ре- зультата.
Метод АВС – это способ нормирования и контроля за состоянием запа- сов, заключающийся в разбиении номенклатуры N реализуемых товарно-
16 материальных ценностей на три неравномерные подмножества А,В, и С на ос- нове вклада материала в общий результат на основании некоторого формально- го алгоритма.
Метод XYZ – это способ нормирования и контроля за состоянием запа- сов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно- материальных ценностей на три неравномерные подмножества X, Y и Z на ос- новании некоторого формального алгоритма на базе вариации спроса на мате- риал.
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в про- цессе обеспечения предприятия материальными ресурсами с максимально воз- можной экономической эффективностью.
Производственная гибкость – это запас производственной мощности, возникающий при наличии качественной и количественной гибкости производ- ственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия уни- версального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количествен- ная гибкость может обеспечиваться через резерв рабочей силы или резерв обо- рудования.
Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различ- ными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи материалов.
Потребление производственное – это текущее использование обществен- ного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предме- тов труда.
Потребление непроизводственное – это текущее использование обще- ственного продукта на личное потребление и потребление населения в учре- ждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Логистический канал – это частично упорядоченное множество различ- ных посредников, осуществляющих доведение материального потока от кон- кретного производителя до его потребителей.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по дове- дению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по прибли- жению материала и права собственности на него к конечному потребителю.
Примерные тестовые материалы по теме
1. Дополните предложение. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в
____________________________
17 2. Какая из перечисленных единиц измерения может служить для измере- ния материального потока?
руб.;
т/год;
м3;
т/м2;
3. Дополните предложение. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе ______________________________
4. Дополните предложение. Грузовая единица –это _________________
5. Дополните предложение. Анализ полной стоимости заключается
___________________________________________________________________
6. Перечислите основных участников логистических систем: поставщики материалов;
________________________________________________________
________________________________________________________
7. Какой из факторов оказывает наиболее сильное влияние на развитие логистики?
компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;
совершенствование производства отдельных видов материалов;
совершенствование налоговой системы;
все факторы примерно в равной мере.
Контрольные вопросы
1. Какие задачи решает логистика как наука?
2. Чем отличаются макрологистика и микрологистика?
3. Перечислите виды логистики в зависимости от выполняемых логисти- ческих операций?
4. Что понимается под материальным потоком?
5. Как изменился подход к логистике в связи со сменой рынка «постав- щика» на рынок «потребителя»?
18
2. ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ
Материальные запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, опреде- ляющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
На пути превращения сырья в конечное изделий создаются два вида за- пасов (по исполняемой функции): производственные и товарные. Каждый из которых делиться на три вида: текущие (обеспечивают непрерывность произ- водственного процесса между очередными поставками), страховые (на случай различных непредвиденных ситуаций), и сезонные (образуются при сезонном характере производства или при производстве только одной партии).
По месту нахождения запасы делятся на:
переходящие (остатки ресурсов материальных средств на конец отчетно- го периода)
подготовительные (требуют дополнительной подготовки перед исполь- зованием их в производственном процессе)
неликвидные (длительно неиспользуемые запасы)
запасы в пути (находятся в момент учета в процессе транспортировки);
сырьевые материалы;
товары находящиеся на стадии изготовления;
готовая продукция.
Выделяют так же следующие виды материальных запасов:
максимальный желательный запас (экономически целесообразный в си- стеме управления),
пороговый уровень запаса (определяет момент времени выдачи очеред- ного заказа),
гарантийный запас (предназначен для непрерывного снабжения потреби- теля в случае непредвиденных обстоятельств).
2.1. Системы контроля за состоянием запасов
Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запа- сов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
На практике применяются различные методы контроля которые можно классифицировать по следующим признакам:
порядок проверки: периодический и непрерываный;
пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
19
Моделирование управления системой пополнения запасов возможна раз- личными способами. Рассмотрим более подробно.
Система оперативного управления.
Система оперативного управления является самой точной системой кон- троля, так как постоянно требует управленческих решений. В системе через определенные промежутки времени принимается оперативное решение «зака- зывать или не заказывать».
Система оперативного управления подходит для материалов второго пла- на, дефицит которых не составит особых неприятностей в производственном процессе (рис. 4).
T-constant, P- отдельные заказы
Рис. 4. Система оперативного управления
Система равномерной поставки.
Система равномерной поставки не требует ни каких дополнительных ре- гулирующих воздействий . В системе через определенные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара. Система подходит к мате- риалом имеющим высокие показатели производственного потребления (рис. 5).
T-constant, P- constant
Рис. 5. Система равномерной поставки
Система пополнения запаса до максимального уровня.
Применение системы пополнения запасов до макимального уровня при- меняется в условиях ограничения складских условий, когда предприятие стара- ется максимально использовать помещения и ставит этот вопрос в число перво- очередных. В системе через определенные промежутки времени заказываются
20 партии, объем которой равен разности максимально установленного уровня за- пасов и фактического уровня запасов (рис. 6).
T-constant, P- отдельные заказы
Рис. 6. Система пополнения запаса до максимального уровня
Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке
фактического уровня запасов.
Система с фиксированным уровнем запаса позволяет перекладывать ре- шение вопросов о закупке материалов на менеджмент нижнего звена, в обязан- ности которого входить постоянных контроль за состоянием запасов на складе.
При этом закупка производиться партией оптимального размера, позволяющей выбрать самый дешевый вариант закупки (рис. 7).
T-constant, P- constant
Рис. 7. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запасов
Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке
фактического уровня запасов.
Применение системы с непрерывной проверкой достигается в современ- ной практике за счет автоматизации прозодства и оперативном сборе данных о состоянии запасов. В момент достижения порогового уровня заказывается пар- тия постоянного объема (рис. 8).
21
P- constant, T-случайные периоды времени
Рис. 8. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной про- верке фактического уровня запасов
Системы с двумя уровнями
Системы с двумя уровнями подразделяются на системы с периодической проверке фактического уровня запасов и системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов (рис. 9).
T-constant, P- отдельные заказы
T- случайные периоды времени, P- отдельные заказы
Рис. 9. Системы с двумя уровнями
Системы с двумя уровнями проверки учитывают ограничения и по мак- симальному размеру запаса и работают с минимальным пороговым уровнем, являющимися по сути страховым запасом. Страховой запас необходим на груп- пы материалов, основных для производственной деятельности предприятия.
22
2.2. Определение размера заказов
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии. Оптимальный раз- мер партии поставляемых товаров и соответственно, оптимальная частота заво- за зависят от следующих факторов: объем спроса (оборота), транспортно- заготовительных расходов, расходов по хранению запаса.
Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следую- щие виды затрат:
затраты, связанные с оформлением договора (командировки, представи- тельские расходы, расходы на контроль поставок)
затраты на охрану груза в процессе доставки
затраты на строахование
затраты на транспортирование
прочие расходы, связанные с размешением и исполнением заказа.
Стоимость запаса включает в себя
проценты за кредит,
заработная плата персонала
амортизация зданий и оборудования
административные расходы и коммунальные услуги
охрана, потери и прочие текущие расходы связанные с содержанием за- пасов.
Методика проектирования логистической системы управления запасами предполагает последовательное решение следующих задач:
подготовка исходных данных для проектирования логистической систе- мы управления запасами;
расчет оптимального размера заказа для всех комплектующих;
сопоставление по всем комплектующим оптимального размера заказа с принятой и желательной партиями поставки;
моделирование поведения системы управления заказами;
разработка логистической цепи управления запасами;
разработка инструкции по контролю за состоянием системы.
Для количественного определения величины заказываемой партии необ- ходимо проанализировать затраты при некоторых вариантах управления запа- сами и выбрать минимально достижимые показатели. Суммарные затраты на управления запасами называются логистическими.
Оптимальный размер партии поставляемых материалов и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объема спроса
(оборота), транспортно-заготовительных расходов, расходов по хранению запа- са (рис. 10).
23
Рис. 10. График определения величины оптимальной партии
Задача оптимального размера наряду с графическим методом может быть решена и аналитически. Для этого необходимо минимизировать функцию ло- гистических затрат. Минимум затрат находится в точке, в которой ее первая производная равна нулю. Из этого условия находится оптимальный размер за- паса
,
С
QC
2
S
хр тр
(1) где S – размер партии; Стр – транспортно-заготовительные расходы на едини- цу материала; Q – величина оборота за определенный период времени; Схр – тариф на хранение единицы материала.
В теории управления запасами данная формула известна как формула
Уильсона.
Транспортно-заготовительные расходы в расчете на один заказ опреде- ляются делением расходов прошлого периода на число размещенных за этот период заказов. Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат: затраты, связанные с оформлением договора (коман- дировки, представительские расходы, расходы на контроль поставок); затраты на охрану груза в процессе доставки; затраты на страхование; затраты на транспортирование; прочие расходы, связанные с размещением и исполнением заказа.
Расчет доли издержек по хранению за период Т в стоимости среднего за- паса за тот же период включает в себя: проценты за кредит, которые рассчиты- ваются на основе процентной ставки банковского кредита; заработную плату персонала; амортизацию зданий и оборудования; административные расходы и коммунальные услуги; расходы на охрану, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов.
24
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12