Файл: Доклад Методы и формы самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях по производственному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад:
«Методы и формы самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях по производственному обучению»
Выполнил мастер ПО: Бытикова Ж. Т.
Оскемен/ Усть-Каменогорск, 2023
Главное место в системе формирования квалифицированного специалиста в учебном заведении занимает производственное обучение.
Основными направлениями совершенствования производственного обучения студентов являются:
-
Формирование умений применять в работе современную технику и технологию; -
Разнообразие организационных форм и методов производственного обучения; -
Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков; -
Развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления; -
Выработка умений применять знания в условиях производства; -
Формирование навыков самоконтроля; -
Комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.
Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.
Особенности производственного обучения:
-
Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности студентов на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес к специальным предметам и производственному обучению; -
Существует тесная связь обучения с производительным трудом; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение студентами умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития и целей формирования их технического мышления; -
Особую роль в колледже играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в колледже и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию студентов; -
Студенты в колледже одновременно получают общеобразовательную и профессионально – техническую подготовку, что обуславливают необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости; -
Режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.
Под формами обучения понимают способы построения учебно – воспитательного процесса, определяющие характер учебно – производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий.
Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно – производственной деятельности учащихся.
Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских является урок.
Различают следующие формы организации учебной работы с обучающимися:
1.Фронтально – групповая.
Особенности: все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для всей группы. Экономит время и усилия мастера. Не способствует индивидуализации процесса обучения. Студенты должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.
2.Индивидуальная.
Особенности: все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.
Мастер работает со студентами по очереди, проводит индивидуальный инструктаж.
И только когда у них одинаковые (типичные) ошибки, останавливают работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.
3.Парная (ведущий – ведомый); Ролевая (мастер-учащийся).
Особенности: когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по специальности.
Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер – ученик), организует взаимоконтроль.
4.Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах).
Особенности: цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, так же возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).
Методы производственного обучения – это способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера производственного обучения и обучающегося
, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.
Методы производственного обучения можно классифицировать следующим образом:
1.Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой).
2.Наглядно – демонстрационные – демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций.
3.Метод упражнения – многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования.
Содержание упражнений имеет две стороны: производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).
4.Методы развития самостоятельности и активности учащихся – самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий.
5.Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).