Файл: Доклад Методы и формы самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях по производственному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад:

«Методы и формы самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях по производственному обучению»


Выполнил мастер ПО: Бытикова Ж. Т.

Оскемен/ Усть-Каменогорск, 2023

Главное место в системе формирования квалифицированного специалиста в учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения студентов являются:

  • Формирование умений применять в работе современную технику и технологию;

  • Разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

  • Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;

  • Развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;

  • Выработка умений применять знания в условиях производства;

  • Формирование навыков самоконтроля;

  • Комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.

Особенности производственного обучения:

  1. Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности студентов на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес к специальным предметам и производственному обучению;

  2. Существует тесная связь обучения с производительным трудом; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение студентами умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития и целей формирования их технического мышления;

  3. Особую роль в колледже играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в колледже и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию студентов;

  4. Студенты в колледже одновременно получают общеобразовательную и профессионально – техническую подготовку, что обуславливают необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;

  5. Режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.


Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно – воспитательного процесса, определяющие характер учебно – производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий.

Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно – производственной деятельности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских является урок.

Различают следующие формы организации учебной работы с обучающимися:

1.Фронтально – групповая.

Особенности: все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для всей группы. Экономит время и усилия мастера. Не способствует индивидуализации процесса обучения. Студенты должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.

2.Индивидуальная.

Особенности: все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Мастер работает со студентами по очереди, проводит индивидуальный инструктаж.

И только когда у них одинаковые (типичные) ошибки, останавливают работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

3.Парная (ведущий – ведомый); Ролевая (мастер-учащийся).

Особенности: когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по специальности.

Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер – ученик), организует взаимоконтроль.

4.Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах).

Особенности: цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, так же возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

Методы производственного обучения – это способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера производственного обучения и обучающегося

, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Методы производственного обучения можно классифицировать следующим образом:

1.Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой).

2.Наглядно – демонстрационные – демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций.

3.Метод упражнения – многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Содержание упражнений имеет две стороны: производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

4.Методы развития самостоятельности и активности учащихся – самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий.

5.Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).