Файл: Тема Управление как особый вид деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Руководители низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример — мастер, заведующий отделом, зав.кафедрой.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению на две подгруппы, два подуровня — на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня — декан в вузе, директор филиала в фирме.

Руководители высшего звена — те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом.



Уровни управленческой деятельности

На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные социальные и психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание сохранения качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже — обобщающей ее характеристикой.

2.вопрос

Закономерности управления – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений в отношениях управления. Они отражают общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих управление. Это либо совокупное действие законов, либо доступный уровень понимания сущности явления, или и то и другое. Рассмотрим состав и содержание закономерностей управления.


1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности людей в процессах управления. Растущий объём управленческой деятельности требует её дифференциации, которая, в свою очередь, может быть реализована только при дальнейшей её интеграции. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья системы управления, которая отражает дифференциацию и одновременно интеграцию совместной управленческой деятельности персонала.

2. Диверсификация управления, отражающая совмещение разнообразных форм, подходов, целей, функций, объектов управления и пр. Необходимость диверсификации связана с необходимостью выбора того типа управления, который будет наиболее эффективным в конкретных условиях функционирования организации. Особенности типов управления проявляются в системе приоритетов, различиях организационных форм и механизмов управления.

3. Иерархичность строения системы управления, которая определяет возможность воздействия, объединённого общей целью и реализуемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но все отражают сущность управления. Вершиной иерархии может быть должность со всеми атрибутами её обязанностей и ответственности, лидерство, собрание акционеров, совет директоров. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий.

4. Делегирование полномочий, которые необходимы для принятия решений. Распределение полномочий в системе управления отражает одну из её важнейших характеристик – степень централизации. Существует объективная зависимость степени централизации управления от таких параметров организации, как масштаб и территориальная удалённость деятельности, трудоёмкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение (монополия на информацию или система её рационального распределения), потребности экономии времени, уровень развития организации, характеристики внешней среды.

5. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на знания, потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор в управлении. В современных организациях люди, их знания, творческий потенциал являются главным ресурсом повышения эффективности функционирования организации. В связи с этим, всё большее значение приобретают процессы управления знаниями

, творческим потенциалом и талантами, человеческим капиталом, что приводит к поиску новых форм организации, изменению коммуникаций и технологий управления.

6. Зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации. Функционирование и развитие организации взаимосвязаны. Функционирование предполагает поддержание стабильного режима деятельности, при этом не возникает нового качества. Если всё внимание сосредоточено на функционировании, возможны застойные явления и даже кризисы. Управление функционированием определяет основу для возможностей развития организации. С одной стороны функционирование выявляет проблемы в осуществлении организационных процессов, а с другой – создаёт возможность развития, обеспечивая получение прибыли, достаточной для совершенствования функционирования. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования. При этом и они становятся устойчивыми. Недопустимы «большие скачки», т.е. непомерное ускорение перемен, которые разрушают организацию и приводят к кризису функционирования.

7. Соотносительность субъекта и объекта управления. Объём деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования организации, особенностей поведения персонала, характеристик внешней среды. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на управление растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии управления, потребностями его технической вооружённости необходимостью профессионализации менеджмента и другими факторами.

8. Соответствие цели менеджмента целям организации. Общая цель менеджмента должна быть тождественна общей цели организации в целом. Целевые установки всех частей организации должны исходить из её общей цели и соответствовать ей.

9. Достаточность информации для построения коммуникаций менеджмента. Информация определяет возможности менеджмента в плане оценки ситуации и разработки управленческих решений. На основе информации строится коммуникационная среда менеджмента.

На основе объективных закономерностей формулируются принципы управления – основные правила, которые способствуют оценке ситуаций.

Основными принципами управления являются:

• организационное оформление функционального и полномочного разделения управленческой деятельности;


• сочетание формального и неформального управления;

• делегирование полномочий;

• интеграция процессов управления;

• мотивация деятельности;

• принцип развития как стремление к новому качеству;

• участие в управлении персонала организации;

• сочетание научности и искусства управления;

• принцип динамичности и адаптивности системы управления;

• экономия времени в процессах управления.

Процесс управления состоит из шести взаимосвязанных функций: анализ, целеполагание, планирования, организации, мотивации и контроля

Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития управления.

Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации интеллектуального, профессионального, творческого, информационного потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция — интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросскультурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления, проблема взаимосвязи эффективности управления и интеллекта руководителя, развития эмоционального интеллекта и возможности управления им.

Таким образом, знания теории управления и психологии управления необходимы менеджерам всех уровней управления для успешного решения следующих задач :

-Самопознание, самоанализ, и самооценка поведения и психологических свойств (рефлексивные задачи)

-Выявление и оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников в организации; общение и сотрудничество с работниками с учетом их психологических свойств


-совершенствование коммуникативных качеств

-мотивация деятельности сотрудников и самомотивация

-развитие личностных качеств

-выстраивание стратегии развития организации