Файл: Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главным в эстетическом сознание – это эстетический идеал. Определим, что подразумевается под эстетическим идеалом. В кратком словаре по эстетике мы нашли такое определение «Эстетический идеал – исторически конкретное, чувственное понятие или представление о прекрасном в искусстве, в практике общественной жизни и деятельности людей» (9, 100) Это представление о совершенной красоте в окружающем мире, человеке, искусстве. Школьника, в младшем школьном возрасте, способны только отвечать на вопрос «Какое произведение искусства больше всего тебе понравилось?». Возможно, что причина в недостатке жизненного опыта, в узком кругозоре в области литературы, искусства. Все это ограничивает возможность развивать и формировать эстетический идеал.
Рассмотри еще одну категорию – эстетический вкус. Дадим определение эстетическому вкусу. В большой советской энциклопедии дано такое определение эстетическому вкусу «Эстетический вкус – это способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства». (9,768) Чувство прекрасного и понимание прекрасного формируется на протяжение всей жизни, но мы не можем сказать, что в младшем школьном возрасте не нужно воспитывать и формировать эстетические вкусы. Напротив, именно в младшем школьном возрасте необходимо формировать и развивать понимание и оценку прекрасного и безобразного, необходимо систематически акцентировать внимание на эстетических качествах. В младшем школьном возрасте развивается комплекс представлений, который характеризуется его предпочтениями и симпатиями.
Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие младших школьников. Данное развитие достигается при решении таких задач:
-
овладение учащимися знаниями эстетической культуры; -
развития эстетических психологических качеств школьника, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими категориями эстетического воспитания.
-
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
Рассмотрим возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при формировании эстетического воспитания.
Развитие эстетических качеств начинается в раннем детстве. Борис Тимофеевич Лихачев писал «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни» (8, 89). Для того, чтобы взрослые люди стали духовно богатыми, необходимо обратить внимание на эстетическое воспитание еще в детском возрасте. Именно в детстве осуществляется интенсивное формирование отношений к миру, которые превращаются в свойства личности. Те качества личности, которые закладывались в детстве, именно они и сохранятся в неизменном виде на протяжении всей жизни. На протяжении жизни что-то меняется, дополняется, но то, что было заложено в дошкольном и младшем школьном возрасте является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
В младшем школьном возрасте изменяется ведущий вид деятельности – учеба. Важным человеком в жизни ребенка становится учитель. Через него учащиеся познают окружающий мир, нормы поведения. Антон Семенович Макаренко в своей деятельности нам показывает, что при неумелой постановки общественно значимой цели, дети остаются равнодушными. А если показан яркий пример собственной работы, то дети легко поднимаются на дело.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Формирование эстетических идеалов у младших школьников сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные идеалы изменяются. Под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, идеалы могут претерпевать изменения. В своей работе Б. Т. Лихачев отмечает «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» (8, 196).
Для формирования эстетических идеалов у младших школьников используется детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Герои наделены человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, которые борются за добро и справедливость.
"Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (8, 86)
Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения учащегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. Б. Т. Лихачев в своей работе отмечает, что в младшем школьном возрасте прибавляется еще один мотив – это осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического
отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" (8, 96).
Чувство прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы. Специалист в области эстетике Киященко Николай Иванович отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действительности эстетического воспитания.
Младший школьный возраст – это особый возраст для формирования эстетического воспитания, где именно учитель будет играть главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности.
-
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников.
Эстетическое воспитание начинается с рождения. В окружающем мире все имеет воспитательное значение (от помещения в котором мы находимся до отношений и общения). Задача взрослых вовлечь детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.
При эстетическом воспитании необходимо сочетать всю совокупность разнообразных средств и форм, развивающих эстетическое отношение к окружающему миру. Учителям необходимо обращать внимание на средства действительности, на факторы, которые оказывают влияние на эстетическое развитие личности.
Рассмотрим факторы эстетического воспитания.
Педагоги выделяют такие факторы эстетического воспитания:
-
Эстетизация среды; -
Эстетизация быта; -
Эстетика поведения и внешнего облика; -
Эстетические отношения; -
Эстетический опыт.
Разберемся более подробно, что включает в себя каждый из факторов.
Педагог Галина Лабковская сводит задачу эсетизации среды обитания к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты – это главное, чему должна научить школа» (10,29).
Антон Семенович Макаренко и другие педагоги выделяли следующий фактор эстетического развития – эстетизация быта.
Антон Семенович в своей работе выделял этот фактор. Он говорил «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому, когда коллектив наш был беден, первым делом стоил оранжерею. И обязательно розы». (11, 218)
Галина Лабковская отмечает «С эстетической точки зрения быт является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создающих ее людей» (12, 31)
В работе «Нравственно – эстетическое воспитание школьников» Тутолмин Александр Викторович – педагог отмечает влияние школьного быта на учащихся «Эстетика школьного быта – это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т. д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов – все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом воспитании школьников, либо его враги» (12, 14).
Если за все время обучения учащихся окружают вещи, которые отличаются красотой, целесообразностью, простотой, то в жизнь школьника подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т. е. те критерии, которые определяют вкусы и потребности учащихся.
Если же в классе висит классный уголок, который был сделан в давние времена, который не несет в себе необходимой информации, если кабинет находится в ужасном состояние, то у учащихся складывается отношение небрежности ко всему.
Не менее значимый фактор эстетического воспитания – эстетика поведения и внешнего облика. Большое влияние на учащихся оказывает педагог. Дети видят в костюме, в прическе учителя проявления эстетического вкуса. Т. е. педагог выступает ориентиром на формирование правильных взглядов на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека.
Антон Семенович Макаренко в своей педагогической деятельности уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что ботинки должны быть всегда почищены, на костюме не должно быть никакой пыли. «Серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку – к учебнику, к ручке, к карандашу» (13, 219).
О культуре поведения говорил Василий Александрович Сухомлинский. Под культурой поведения он подразумевал и культуру общения между взрослыми и детьми, между детьми. «Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» (14, 11)
А. С. Макаренко называл эстетику поведения благополучное самочувствие, состояние защищенности. Именно оно наиболее полно стимулирует самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, показывает красоту чутких отношений друг к другу. Приведем примеры таких отношений: дружба, взаимопомощь, верность, добро, внимание. Отношения между взрослыми накладывают отпечаток на личность учащихся.
Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношений. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта. Учителю необходимо не только вести работу с такими учащимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся.
Именно образовательное учреждение осуществляет воздействие на целенаправленное эстетическое воспитание на ребенка. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что каждый предмет в школе может воспитывать. «В любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (15,65) Любой учебный предмет, проводимый в школе вызывает в учащемся определенные эмоции посредством своего материала. Учителю необходимо проявить творчество, чтобы предмет стал средством эстетического воспитания, и конечно, необходимо пробудить творческий интерес у учеников.
Кроме учебных предметов важным источником эстетического опыта являются разнообразные внеклассные и внешкольные занятия. В этой работе осуществляются потребности в общении, творческое развитие личности. Большой опыт в этой деятельности принадлежит Антону Семеновичу Макаренко и Станиславу Теофиловичу Шацкому. В организованных ими учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке и проведении самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники работали в кружках и студиях, проявляли себя в литературной деятельности. Все это служило стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Средства и формы эстетического воспитания разнообразны. Эстетически воспитывает всё, что нас окружает. К важным источникам эстетического опыта относится искусство, так как оно является выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.