Файл: Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подведём итоги первой главы. Мы охарактеризовали теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. Искусство является основным средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на развитие. Мы рассмотрели высказывания великих педагогов, таких как, И. Киященко, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, и другие, а так же их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.

Кроме того, мы рассмотрели особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие эстетических качеств личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет важную роль в жизни ребёнка.

Говоря о средствах эстетического воспитания можно говорить, что эстетически воспитывает всё, всё окружающее. К важному источнику приобретения эстетического опыта детей относится и искусство как выражение эстетического отношения человека к действительности.


Глава 2 Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников.

2.1 Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников.

Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям:

  • Учебная эстетическая деятельность;

  • Внеучебная:

- Внутришкольная

- Внешкольная

  • Сотрудничество с родителями.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Основными методами эстетического воспитания являются:

  • Разъяснение;

  • Анализ произведений искусства;

  • Решение эстетических задач;

  • Упражнение в искусстве;

  • Положительный пример.

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;

  • Вечера поэзии;

  • Встречи за круглым столом и другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств. Основными из них являются:

  • Познание;

  • Труд;

  • Игра;

  • Общение;

  • Природа;

  • Искусство;

  • Литература;

  • Бытовая обстановка.

Эти средства входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития младших школьников.

Познавательный процесс является важным для формирования эстетического воспитания младших школьников. Школьник проникая в сущность предметов, процессов он воспринимает те эстетические свойства, которые присущи им. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» (15,99).

Размышление углубляет эстетические переживания. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знаний.

Мы убедились в том, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Педагоги утверждают, что труд тоже влияет на эстетическое воспитание. Рассмотрим каким образом труд влияет на эстетическое воспитание.



Труд, какой бы он не был, умственный или физический так же как и познавательный процесс активно влияет на эстетическое воспитание учащихся. Основными путями влияния являются:

  • Сам процесс труда.

  • Содержание работы

  • Результат труда.

  • Отношение в труде.

Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Антон Семенович Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения.

Эстетическое воспитание проявляется и в играх. В играх проявляется гармония движений, обстановка, ритуалы допускают привлечение средств искусства.

Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Основным средством общения является речь учащихся. Главные условия красоты речи – это содержательность и чистота. Необходимо, чтобы речь была образная, лаконичная, четко продуманная. Украшает речь образность. Оживляет речь и применение поговорок, пословиц, но при этом необходимо, чтобы все это применялось уместно.

Правильное использование мимики, жестов, позы – все это показывает эстетическую воспитанность.

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.

Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

Искусство является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников. Владимир Ильич Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. При этом мы не говорим о профессии художника, а о том чувстве, которое развивается при соприкосновении с искусством.


Каждый вид искусства по своему влияет на развитие эстетических качеств. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус учащиеся отражают в своих поделках.

Каждый учебный предмет в образовательном учреждении имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся.

На уроках музыке стоит задача объединить в сознании учащихся три вида искусства: музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание приходит в результате вдумчивого слушания.

Главной идеей изобразительного искусства является связь искусства с жизнью. Связь искусства с жизнью осуществляется посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Большое влияние на эстетическое воспитание оказывает литература. Именно литература занимает ведущее положение в системе искусств. Слово как средство творчества способно и создавать образы, и анализировать явления жизни. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. И третья стадия – обдумывание прочитанного.

Не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическое воспитание, но и совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников.

Важное значение при формировании эстетического воспитания имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие.

Подведение итогов труда сопровождается выпуском стенгазеты, оформление выставки, проведением вечера. Художественные средства связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.


Важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. Учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошего настроения.

Эстетическое воспитание в труде – это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.

Но не только учебные предметы способны эстетически воспитывать, но и школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота дорожек и зеленый газон, цветы в клумбах – всё это вместе создает у школьников ощущение гармонии, причастности к красоте окружающего мира.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Большой вклад в разработку содержания эстетического воспитания во внеклассной работе внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Станислав Теофилович Шацкий и Василий Александрович Сухомлинский показали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое воспитание с художественным творчеством учащихся. При этом школьники проявляют свою индивидуальность, утверждают себя в коллективе, обогащают свой жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа становится эффективной, если она вписывается в целостность учебно – воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания во внеурочной деятельности выделяют три взаимосвязанных звена:

  1. Эстетическое просвещение;

  2. Развитие эстетических чувств;

  3. Обогащение опыта художественной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждое звено.

Эстетическое просвещение младших школьников во внеурочной деятельности – это беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей и т.д.

Ценной формой познания учащимися основ эстетики является чтение книг по искусству.

Важную искусствоведческую информацию школьники получают на кружках.

Особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Это и просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки и художественное чтение, посещение выставок и музеев. Основное значение состоит в обогащении чувственно-эстетического опыта школьников. Главное это позаботиться о правильной идейной направленности данных видов деятельности.

Большую роль в формировании культуры эстетических чувств играют кино- и телефильмы. Воздействие начинается с раннего детства и не прекращается всю жизнь.