Файл: Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Восприятие произведений литературы, которые экранизируются нуждается в тонком педагогическом руководстве.

Младшие школьники с удовольствием выбирают студии, кружки под руководством педагога. Они пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном и в другом творчестве.

Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся.

Образовательное учреждение не ставит перед собой цели подготовить артиста или музыканта, но через школьную самодеятельность учащиеся приобщаются к активной общественной деятельности.

Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.

    1. Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников.

Эстетическое воспитание осуществляется не только в общеобразовательном учреждении, но и в семье.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагога и родителей. Это позволяет приумножить усилия двух сторон для создания условий, которые способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.

И всё же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников играет семья. Именно под влиянием родителей формируется эстетические вкусы, развивается интерес к разным видам искусства. Успех будет зависеть от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей.

Эстетическое воспитание осуществляется по таким направлениям:

  • Развитие наблюдательности;

  • Привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства;

  • Формирование культуры проведения свободного времени;

  • Совместное творчество.

И используют те же методы и средства, что и учителя. Родители создают благоприятные условия для эстетического развития. К ним относятся:

  • Художественная обстановка в доме и вокруг него;

  • Подобранные со вкусом предметы искусства (библиотека, телевизор, проигрыватель или другой музыкальный инструмент).


Но важным и главным условием остается отношения в семье, которые должны отвечать требованиям эстетики и морали. Данные условия успешно формируют эстетическую культуру младших школьников.

Все эти условия благоприятно воздействуют на учащихся, но более эффективные воздействия – это совместный с детьми труд и досуг. Это может быть и совместная уборка квартиры, посадка цветов возле дома и многое другое. Любой совместный труд радует и восхищает детей своим результатом.

Наиболее эффективное эстетически – воспитательное значение имеют общие и семейные праздники. В памяти детей на долго сохраняются семейные праздники, песни, музыка, стихи и другое.

К сожалению, с приходом телевидения и интернета на задний план уходит семейное чтение художественной литературы. Педагоги утверждают, что чтение ничем нельзя заменить. Именно в произведениях можно обратить внимание детей на красоту художественного образа и слова. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободное время.

Телевизор и интернет так же являются средством эстетического воспитания, но здесь важно правильное, разумное использование их. Необходимо избирательно подходить к просмотру передач, организовать совместный просмотр. Продуманное использование интернет ресурсов, а именно использовать для просмотра произведений искусств, анализа художественных произведений, познания искусств других стран и т. д.

Музыка так же способна формировать эстетический вкус. Музыка является обычным делом, но чаще всего она звучит в записи и используется музыка «низкого» качества. Родители должны всеми силами приобщать детей к музыке. При этом необходимо учитывать такие моменты, как:

  • Помощь ребенку в отборе музыке;

  • Регулирование частоты слушания.

Во многих семьях имеется хорошая традиция проводить выходные и праздники на природе, у реки. При этом опытные родители учат детей бережному обращению с природой. И при это конечно случайно подчеркивают красоту природы.

Многие семьи проводят свой досуг – посещая художественные и краеведческие музеи и выставки, кинотеатры. Такие посещения имеют большое эстетически-воспитательное значение.

Приведенные нами формы эстетического воспитания обладают большой возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных ситуациях. Необходимо обращать внимание детей на положительное в людях, так как недостатки виднее достоинств.



Именно в семье ребенок способен увидеть и научиться эстетике внешнего вида. Для достижения наилучшего результата в воспитании вкуса необходимо не навязывать своего мнения, а помогать видеть детям в какое место и время лучше одеть ту или иную одежду.

Важным условием успеха семьи в эстетическом воспитании детей является постоянная связь с образовательным учреждением, с учителем.

При правильно организованной работе по эстетическому воспитанию у школьников пробуждается самовоспитание. Оно призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. По степени развития самовоспитания можно судить об эффективности и качестве воспитательного процесса.

К сожалению, немногие из родителей проводят свободное время с детьми, не устраивают семейных праздников, не приобщат детей к искусству. Всё это может говорить о низком уровне эстетического воспитания семьи.

Таким образом, говоря о проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать вывод, что решить данную проблему можно только при совместном усилии семьи и педагога. Для этого необходимо использовать известные методы и находить новые, которые будут эффективно осуществлять эстетическое воспитание младших школьников.

    1. Рекомендации для родителей по эффективному развитию эстетического воспитания младших школьников.

В процессе формирования эстетического воспитания важную роль играет непосредственно семья. В процессе семейного воспитания ребенок приобщается к общественным и эстетическим ценностям. Младшие школьники очень ценят внимание родителей к своим интересам, увлечениям, делятся с ними своими заботами, успехами и неудачами. Велико должно быть внимание родителей к жизни ребенка. Родители сильно ошибаются, когда думают, что настоящее эстетическое воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этом ничего не может сделать.

К сожалению, мы иногда видим такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играми и они уверены, что ребенок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.

На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности.


Эстетическое воспитание в семье – это очень нетрудно, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.

В семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в кинотеатре, не интересуются музеями, конечно, очень трудно эстетически воспитывать детей. И совершенно другое мы увидим в семье, где родители с детьми живут активной культурной жизнью, где книга и газета являются неотъемлемой частью жизни, где происходит обсуждение просмотренных фильмов, в такой семье эстетическое воспитание будет находиться на важном месте.

Эстетическое воспитание не может идти на самотек. Самотек может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: «Откуда это взялось?»

Мы предлагаем средства эстетического воспитания и правильное применение этих средств.

При формировании эстетического воспитания у младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств:

  • Природа.

  • Труд.

  • Общение.

  • Искусство (литература, живопись, музыка).

  • Игра

Большое значение при эстетическом воспитании играет природа. Мир природы богат, разнообразен. Красоту природы ребенок начинает замечать только при непосредственном общении его внимания на красоту. Общению природы с ребенком отводится важное место.

Важным условием эстетического воспитания является наблюдательность и фантазия, которая способна проявляться при соприкосновении с природой. Трудно пройти мимо осенний красок, невозможно промолчать при увиденном. Дети по-своему выражают эти чувства. Сначала выражение этих чувств будет довольно простым, но важно, что ребенок смог увидеть эту красоту. Мы видим, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

В процессе формирования эстетического воспитания учащихся важна роль принадлежит труду. Труд – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде.

Для того чтобы труд не превратился в тягость для ребенка, он должен иметь высокую общественно значимую цель, отмечен красотой, увлеченностью.

Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Благодаря искусству в младшем школьнике пробуждается эстетическое наслаждение. Оно возникает как результат сопричастности творчеству художников.


Искусство отражает мир с разных сторон. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Поэты и писатели в своих произведениях показывают глубокие чувства, которые побуждают к благородным поступкам. Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда. Оно сосредотачивает его внимание на новых впечатлениях, пробуждает эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих деятельность в новое русло.

Одним из видов искусства является литература. Она включает в себя искусство художественного слова, историю литературы. Именно литература учит воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, подмечает свойства и характеристики главных героев. Благодаря литературе ребенок начинает задумываться над тем, чему его учит книга, видеть те средства, при помощи которых писателю удалось вызвать глубокие чувства.

Музыка обеспечивает восприятие и изучение музыкальных произведений, совместное переживание чувств, развивает музыкальный слух, художественный вкус, осуществляет воздействие на нравственную, умственную сферу личности.

Живопись приобщает учащихся к художественной культуре, знакомит с художественными произведениями, элементами искусствознания, которые способствуют формированию практических навыков изображения. Необходимо знакомить детей с различными репродукциями картин, изучать художественные источники, связанные с местом и временем написания их, создавать собственные иллюстрации, декорации для семейных кукольных спектаклей.

Нельзя не оценить роль игры в эстетическом воспитании в младшем школьном возрасте. Именно игра формирует художественный вкус, развивает творческие способности. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором младший школьник стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игровая деятельность пробуждает у детей творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте окружающего мира.

Игра показывает широкие дидактические возможности в формировании эстетического воспитания младших школьников. Игры способствуют развитию