Файл: Средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по изо по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1142
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.
Основной задачей уроков и внеурочной деятельности изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.
Развитие творческих способностей в школе осуществляется на уроках и внеурочной деятельности ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на урокахи внеурочной деятельности ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей.
Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.
Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней.
В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени,
гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие,
оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
1.2. Характеристика основных средств художественно-творческого младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Развитие творческих способностей младших школьников осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования .1
По мнению Д.В. Григорьева, внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, познавательной активности, формирования универсальных учебных действий. 2
Рассмотрим виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в начальной школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.3
В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще интеллектуальное, социальное, общекультурное.4 Изобразительное искусство имеет отношение к последнему.
Внеурочная деятельность младших школьников по предмету «Изобразительное искусство» является продолжением художественного образования в рамках образовательного учреждения и средством всестороннего развития обучающихся начальной школы.
Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении полученных на уроках знаний по основам изобразительной грамоты, формировании практических художественных умений и навыков, воспитании эстетической отзывчивости и художественного вкуса, творческих способностей школьников.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. И,что особенно важно, творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты.
Основными видами художественно-творческой деятельности школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству являются: восприятие произведений искусства и явлений (предметов) действительности; изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура); декоративная деятельность (народное и декоративно-прикладное искусство); конструктивная деятельность (архитектура, дизайн). К особенностям организации внеурочной деятельности по предмету «изобразительное искусство», по мнению О.Н. Чернилевской, можно отнести следующие:
–неформальная обстановка, особая эмоционально-эстетическая среда (применение музыки, литературы);
–атмосфера открытости, сотворчества и равенства между учителем и учениками (парты расставляются с учетом удобства в общении и творчестве);
–опора на полученные на уроках знания, умения, навыки;
–чередование индивидуальных и коллективных форм художественно-творческой деятельности;
–чередование различных видов творческой деятельности;
–поддержка учителем творческой инициативы учащихся;
–уважение учителем права ученика на ошибку;
–отсутствие официальных оценок; использование словесных оценок в виде похвалы, анализ выполненных работ в ходе коллективных обсуждений;
–организация выставок и конкурсов, поощрение авторов лучших работ.5
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет выделить основные формы внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство». К ним относятся: выставки (тематические, персональные, творческие отчеты, конкурсные), конкурсы творческих работ учащихся, фестивали искусств, олимпиады, викторины, КВН, недели изобразительного искусства («Неделя живописи», «Неделя рисунка», «Неделя народных умельцев» и др.), исследовательские и творческие проекты (как персональные, так и коллективные), творческие мастерские, мастер-классы, которые проводят приглашенные специалисты, творческие встречи с художниками, народными мастерами, организация музейной комнаты по изобразительному искусству, оформление интерьеров к праздникам, оформление стендов, экскурсии в картинные галерей, музеи, выставочные залы, пленэр, изостудия, кружок.
Каждая перечисленная форма работы может существовать самостоятельно, также сочетаться с другими. Например, конкурс-выставка и творческая встреча с художником, который проведет мастер-класс, или праздничное мероприятие – это и выставка работ и викторины, творческие мастерские, экскурсия и т.д.
Методика творческой мастерской позволяет создать на занятиях изобразительного искусства атмосферу творческого поиска, доверия, сотрудничества, проявления индивидуальности, личного опыта учащихся на основе связи с другими дисциплинами, видам и жанрами изобразительного искусства. Творческая мастерская для учащихся – это неограниченные возможности для развития креативного творческого мышления, художественного воспитания и образования. Каждый ученик в творческой мастерской – это художник, самостоятельно создающий творческую композицию. Каждая работа, выполняемая по методу творческой мастерской, это–проект, законченное произведение, которое учащиеся представляют на просмотры, выставки, конкурсы или олимпиады.6
Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей – кружок. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта. Кружковая деятельность является мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, как средство выявления и развития их творческих способностей.
Для развития творческих способностей учащихся эффективно используются экскурсии в художественные и краеведческие музеи.
Кроме того, можно использовать дополнительно видеоматериалы или видео уроки о художественных музеях и картинных галереях. В исследованиях методистов, педагогов-практиков выделены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству. По мнению Н.М. Сокольниковой, необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся является введение в структуру уроков изобразительного искусства и внеурочных занятий отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр. 7
Значение этого условия предопределяется, прежде всего, самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. В организации содержательного досуга младших школьников во внеурочное время, по мнению И.Ю. Кравцовой, особое внимание должно отводиться игровой деятельности. В начальной школе учащиеся принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительной и продуктивной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности. В связи с этим, одним из направлений работы учителя с младшими школьниками во внеурочной деятельности является развитие творческих способностей младших школьников на основе игровой мотивации.