Файл: Развитие революционной ситуации в России (февральиюнь 1917 г.). Двоевластие (февраль июнь 1917 г.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

63. Социально-экономическое развитие СССР (1965-1985 гг.).

В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система «планирования и эконом стимулирования». С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С др. стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их эконом самостоятельность. Резко снижалось число плановых показателей, спускаемых предприятию сверху. Основным плановым показателем становилось не количество произведенной продукции, а объем произведенной продукции в денежном выражении.

В марте 1965 года было объявлено о реформе в с\х. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план гос. закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие с\х. Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы. Возрожденные министерства вновь стали регламентировать всю деятельность предприятий. Обычным делом стала корректировка годовых планов и плановых заданий. Число министерств постоянно росло. В отсутствие конкуренции производителей предприятия, в погоне за прибылью, увеличивали цены на произведенную продукцию за счет использования более дорогих видов сырья и материалов. С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрированные хозяйства агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50%. Индустриальное развитие 70-х начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. С одной стороны эконом развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Зап Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было. Наблюдалось падение темпов эконом развития. Советская
эконом стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения. Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных результатов труда работающих.

В 70-х — нач. 80-х годов резко сократились капиталовложения в соц. сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. В соц. сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового соц. слоя в обществе так называемой "номенклатуры". Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого полит курса.
64. Общественно-политическая жизнь СССР (1965-1985 гг.).
С отставкой Хрущева завершился процесс либерализации общ-полити жизни. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генсек) стал Брежнев. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен Косыгин. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Андропов и преемник последнего Черненко.

В к. 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хоз. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хоз. В печати прекратились критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура.



В нач. 70-х г Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню эконом и культ и что нац. вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности советского народа.

В развитии общ-полит жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и гос. делами. В 70-х нач. 80-х годов интенсивно росла численность общ. объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и тех. творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общ. производством широких масс населения.

Общ объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур гос. власти в центре и на местах.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Главным принципом гос. власти провозглашалось полновластие народа.

Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и др. советы составляли единую систему органов гос. власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы гос. управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель Солженицын, физик Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-гос. руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат").


65. Противоречия духовной жизни СССР (1965 – 1985 гг.).

Социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: «ножницы» между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость мелких хищений, коррупции.

Для духовной и общественной жизни страны в 70-х - начале 80х г.г. было характерно: Свертывание либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизация науки и культуры.

Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом, жесткая официальная линия.

Бюрократизация духовной жизни страны (создание всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющий контроль, усиление цензуры).

Усиление идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контроль за «умами людей».

Ограничение на знакомство с западной культурой. Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих, диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция). Диссиденты - это лица, не согласные с режимом и открыто выступающие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа самоценности человеческой личности. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу разрушения СССР). Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс-конференции, кружки и группы; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц; издательская деятельность («самиздат» и «тамиздат») и т.д. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинских соглашений. Классификация движения: либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский, Сахаров и др.); патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын; религиозная оппозиция; националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье); молодежная оппозиция. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.), психбольницы (Шемякин), высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды. Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в расшатывании режима, в пробуждении сознания народа. Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».


66. Международное положение и внешняя политика СССР (1965-1985 гг.).  

Капиталисти­ческие страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимо­отношений с СССР. США глубоко увязли во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь пе­ред лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Зап.

В 70-е годы был подписан ряд соглашений, пони­зивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.– Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.– Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.– договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее не­которые, наиболее опасные направления. В 1970 г. были подписа­ны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.– четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Зап Берлину. Кульминацией разрядки явилось проведение в авгу­сте 1975 г. Совещания глав правительств 33-х европей­ских гос, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между гос. (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех гос, незыблемость существующих границ, не­прикосновенность личности). В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострилась до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе. В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной эконом пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки «социалистического пути развития». Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора. С середины 60-х гг. эконом сотрудничество социалистических стран значительно укрепилось. Выросло число стран-членов СЭВ (присоединились ГДР, Монголия, Югославия, Куба, Вьетнам). Начали развиваться такие направления сотрудничества, как специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции и кооперация в рамкам СЭВ. Осуществлялось совместное строительство крупнейших объектов – был построен самый мощных в мире нефтепровод «Дружба», по которому