Файл: Развитие революционной ситуации в России (февральиюнь 1917 г.). Двоевластие (февраль июнь 1917 г.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные совнархозы и отраслевые хоз. тресты.

В финансовой сфере, кроме единого Гос банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались гос. займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промыш. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить нац. валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате нэп в 1926 г. по основным видам промыш продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промыш развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа преодоление разрухи была решена.

Нэп вызвал некоторые изменения в соц. политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Прекратились трудовые мобилизации. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Однако соц. полит имела ярко выраженную классовую направленность. При выборах депутатов в органы власти преимущество по-прежнему имели рабочие. Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав ("лишенцы"). В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки платили половину.
Кризис НЭПа.

Промышленное производство к середине 20-х гг. далеко еще отставало от довоенного уровня, замедленные темпы его развития вызывали огромную безработицу, ко­торая в 1923—1924 гг. превысила 1 млн. человек.


Новая эконом полит про­шла через серию острейших эконо­м кризисов. В 1923 г. диспропорция между наращивающим темпы развития с\х и практически остановившейся промыш вызвала «кризис цен», или «ножницы цен». В результате цены на с\х ­продукты резко снизились, а цены на промтовары продол­жали оставаться высокими. На этих «ножницах» деревня теряла половину своего платежеспособ­ного спроса. Обсуждение «кризиса цен» вылилось в партийную от­крытую дискуссию, и выход был найден в при­менения эконом методов. Цены на промтовары были снижены, а хороший урожай в с\х позволил промышленности обрести широкий и емкий рынок для сбыта своих товаров.

В 1925 г. новый кризис, спровоцированный частными торговцами с\х продуктов. Спекуляция ими привела к тому, что цены на с\х продукты резко повыси­лись и основная прибыль пошла в руки наиболее зажиточ­ных крестьян. Среди большевиков вновь вспыхнула дискуссия о «кризисе цен». Вновь по­бедили сторонники продолжения поощрения развития аграр­ного сектора и дальнейших уступок крестьянству. Однако были приняты поспеш­ные меры по ограничению частника на рынке, что приве­ло к его дезорганизации.

Новый кризис эконом полит был связан с хле­бозаго­то­вительными трудностями зимы 1927/28 г.- «хлебная стачка». Крестьяне решили не сдавать хлеб гос., решив придержать его до весны, когда цены на него поднимутся. В результате в крупных городах страны возникли сбои в снабжении населения продуктами питания и правительство вынуждено было пойти на введение карточной системы распределения продуктов. В ходе поездки в Сибирь в январе 1928 г. Сталин предложил применить чрезвычайные меры давления на крестьян при проведении хлебозаготовок, в том числе использование уголовного кодекса для укрывателей зерна, насильственное изъ­ятие зерна у крестьян, использование заградительных отрядов и т.п. Как только хлебозаготовительные трудности вновь повтори­лись зимой 1928/29 г. сторонники применения хоз. методов разре­шения кризиса хлебозаготовок были сняты с постов, а новая эконом полит была отброшена.
21. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

К нач. 20-х годов на территории бывшей Росс империи существовало несколько независимых гос. образований. Это созданные на основе нац-территор признака РСФСР, Укр, Бел, Азерб, Армян и Грузин совет социалист респуб, также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Дальневосточная республика. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации.



С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хоз и диплом союзе. Азерб, Армен и Груз в 1922 г. образовали ЗСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Укр, Бел и Закавказ федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме гос. объединения. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам нац. РСФСР, разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Укр, Бел и Закавказ республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме гос объединения была принята идея Ленина об образовании союзного гос. как федерации равноправных республик.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании СССР. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. П съездом Советов СССР. Формой гос. устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней полит, юстиции, образования, здравоохранения и соц. обеспечения.

Сношения с иностранными гос, осуществление внешней торг, руководство транспортом и почтовотелеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами двухпалатный ЦИК: Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы. Госбанк, Госплан.


Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохоз планов, утверждение гос. бюджета, установление единой денежной системы.

Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное гос. полит управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюц, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик.

В республиканский аппарат управления вовлекались нац. кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924-1925 гг. было проведено нац-гос. размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витеб, Гомел и Смолен областей РСФСР, заселенных преимущественно бел. В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались нац. области, округа и районы.

22. Усиление внутрипартийной борьбы 1924 – 1926 гг После смерти Ленина (январь 1924 г.) раскололся интегрирующий разные точки зрения партийный центр — Политбюро, и борьба за личное лидерство, начавшаяся в большевистской верхушке еще с осени 1923 г., разгорелась в полную силу. Первая стадия битвы за власть над партией и страной приходится на 1923—1924 гг., когда против руководящей группы ЦК (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин) выступили вместе со своими единомышленниками Л. Д. Троцкий и лидер «демократического централизма» Т. В. Сапронов. Вторая стадия вылилась в дискуссию 1925 г. с «новой оппозицией», возглавляемой уже Зиновьевым и Каменевым. Третья — с «объединенной оппозицией», собравшей в 1926—1927 гг. в своих рядах Троцкого, Зиновьева, Каменева, Сапронова, Шляпникова и других противников сталинской «генеральной линии». За внутрипартийными схватками тех лет стояли не только амбиции претендентов на ленинское наследие, но и разное видение ими теории и практики строительства социализма. Впрочем, этой как бы лицевой стороне дискуссий никто из их главных участников не придавал самодовлеющего значения. В спорах по принципиальным вопросам каждый из них старался скорее не прояснить их и найти точки соприкосновения с позицией оппонентов, а, прибегая к социально-политической демагогии и выдернутым из текста ленинских книг цитатам, обосновать собственные политические претензии, создать в партии образ единственно верного продолжателя дела Ленина. Это обстоятельство не следует упускать из виду, знакомясь с основными направлениями, по которым оппозиция вела наступление — в надежде перехватить политическую инициативу в партийной верхушке — на И. В. Сталина и его менявшуюся по ходу борьбы команду соратников (к 1928 г. она состояла из Н. И. Бухарина, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, В. М. Молотова и др.). Все без исключения оппозиционеры горячо выступали против выдвинутого И. В. Сталиным в середине 20-х гг. тезиса о «возможности построения социализма в одной стране» (этот тезис имел своим истоком вскользь брошенное В. И. Лениным в 1915 г. замечание, что в принципе «возможна победа социализма
первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»). Оппоненты генсека, отстаивая традиционные для большевизма воззрения на сей счет, продолжали утверждать: социалистический строй в отсталой крестьянской России может утвердиться лишь после победы пролетарской революции на индустриальном Западе. В одном ключе, хотя и под разными углами зрения, оппозиционные силы критиковали экономическую политику ЦК. Л. Д. Троцкий требовал ужесточить «диктатуру промышленности» над сельским хозяйством, перейдя к широкомасштабной перекачке средств из деревни в индустриальные отрасли. По его мнению, только «форсированная индустриализация» и укрепление на ее базе обороноспособности государства, оказавшегося в «тисках капиталистического окружения», могли помочь ему продержаться до мировой революции. Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев резко осуждали решение ЦК снять недовольство крестьян путем углубления в 1924—1925 гг. рыночных начал в аграрном секторе экономики (снижение промышленных цен и земельного налога, льготы на аренду земли и наем рабочей силы и др.). Подобные меры однозначно квалифицировались как опасная уступка кулакам и нэпманам, подрыв устоев « диктатуры пролетариата «. Никаких разногласий не знали оппозиционеры в бескомпромиссной критике «зажима демократии», разделившего компартию, по их выражению, на «два этажа — верхний, где решают, и нижний, где узнают о решении». Оппоненты генсека призывали рядовых партийцев взять под действенный контроль вознесшийся на недосягаемую высоту партаппарат — вплоть до ЦК и Политбюро, требовали восстановить свободу фракций, отказаться от назначения партфункционеров в низовые организации сверху и т. п. Исход внутрипартийной драмы, разыгравшейся и на подмостках Кремлевского дворца, и в захолустных клубах, где собирались для обсуждения вопросов сельские коммунисты, в конечном счете зависел тогда от позиции наиболее влиятельной и авторитетной группы в партии — старой большевистской гвардии. Обосновавшись на «верхнем этаже» ВКП(б), большевистская гвардия вовсе не желала поступаться правами и льготами в пользу рядовых коммунистов. Поэтому она с явным неудовольствием взирала на оппозиционный лозунг широкой внутрипартийной демократии, способный поколебать устоявшееся распределение ролей (независимо от того, насколько искренни были здесь оппоненты И. В. Сталина). Не меньшую настороженность в среде старой гвардии вызывали левацкие наскоки оппозиционеров на нэп и требования «форсированной индустриализации» за счет фактического ограбления деревни. Такой крутой, по сути «военно-коммунистический», поворот в экономической политике не только таил опасность нового обострения отношений с крестьянством, но и вступал в противоречие с преобладавшей в те годы в большевистской верхушке уверенностью, что индустриализацию удастся провести без жестокого нажима на деревню. Предполагалось, что по мере развертывания индустриальных отраслей образуются накопления для покрытия огромных капитальных затрат — через рационализацию промышленного производства, снижение расходов сырья и энергии на единицу выпускаемой продукции, рост производительности труда и т. д. Именно такая концепция индустриализации нашла отражение в «Директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», принятых XV съездом ВКП(б) в декабре 1927 г. Правда, как мы увидим далее, большевиков постигло здесь разочарование. Наконец, намного более выигрышным, по сравнению с оппозиционным, выглядел сталинский тезис о «построении социализма в одной стране». Он, во-первых, учитывал психологию и верхов, и партийной массы, одинаково уставших пассивно дожидаться прихода мировой революции и исполненных азарта как можно скорее воплотить, на деле свою главную программную установку, во-вторых, был оптимально приспособлен к тому, чтобы сыграть