Файл: Развитие революционной ситуации в России (февральиюнь 1917 г.). Двоевластие (февраль июнь 1917 г.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28. Внешняя политика СССР в 1920-е г.
С целью признания капиталистическими гос. Советское правительство пыталось использовать межимпериалистические противоречия, которые обострились после первой мировой войны. Первым делом Советское правительство урегулировало отношения со своими ближайшими соседями, и уже в начале 20-х гг. были подписаны межгосударственные отношения с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией, Польшей, Ираном, Афганистаном, Монголией и Турцией. Заключая договоры с своими западными соседями, советская сторона часто делала большие территориальные уступки. Это объяснялось как желанием обезопасить себя от возможной агрессии извне, так и сохранявшимися надеждами на скорую мировую революц. С южными соседями Р. заключала более равноправные договора о дружбе и помощи.
Советское правительство было заинтересовано в установлении нормальных отношений с развитыми странами Запада как полит, так и эконом. В то же время, исходя из реальной ситуации, когда правительства Англии и Франции заняли непримиримую позицию в вопросе о возвращении долгов царского и Временного правительств и возмещении убытков иностранных компаний в результате национализации их собственности, советская сторона не могла рассчитывать на восстановление отношений Р. со странами Антанты в полном объеме.
Распад антисоветского блока заставил страны Антанты пересмотреть свое отношение к Советской власти. Уже в марте 1921 г. было заключено англо-советское торговое соглашение. О начале вхождения Р. в мировое сообщество свидетельствовало участие ее официальных представителей на Генуэзской (апрель-май 1922 г.) и Лозанской (ноябрь-декабрь 1922 г.) конференциях, обсуждавших важные международные вопросы. В ходе этих конференций стало ясно, что между западными странами нет единства в отношении Р. и советская дипломатия сумела сыграть на имеющихся противоречиях.
Результатом стало заключение ряда договоров между Советской Р. и Германией, платившей Антанте громадные контрибуции. В условиях мировой изоляции этих двух стран советско-германские отношения стали в 20-е гг. для них приоритетными. Эти отношения переросли чисто полит и эконом рамки и распространились и на военную область. Приход в 1924 г. в Англии и Франции к руководству левых сил привел к установлению дипломатических отношений с этими гос. После этого Советское правительство было признано большинством европейских гос, а также Китаем, Японией и др. Развитию международного сотрудничества с участием СССР мешало, то что большевики в 1920-е гг. не отказались от надежд на мировую революц и продолжали ее подталкивать по линии Коминтерна, которая была направлена на организацию коммунистических партий в различных гос. мира, ориентирование их на дестабилизацию обстановки в своих странах. Примерами такой политики стали события 1923 г. в Болгарии и Германии, которые обострили отношения между СССР с правительствами этих гос. В 1924 г. правые круги Великобритании использовали так называемое письмо Зиновьева, якобы направленное от имени Коминтерна в адрес английских коммунистов, для того, чтобы лишить лейбористскую партию власти и обострить советско-английские отношения. В 1926 г. СССР был обвинен в поддержке стачки английских горняков, что привело к новому обострению советско-английских отношений и даже к временному их разрыву в 1927 г.
В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров.
Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к разрыву советско-китайских отношений. Летом осенью 1929 г. в Сев Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши.
Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.
В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определивший основные направления внешней политики Советского правительства. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным полит противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Фактически они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.
29. Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е г.
На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошли изменения. Полностью сменилось руководство НКИД и Коминтерна. Перед новым наркомом Литвиновым была поставлена основная задача — обеспечить благоприятные внешние условия для построения социализма в СССР. Для этого нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в военные конфликты, а также наладить эконом сотрудничество с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД.
На первом этапе были урегулированы отношения с ближайшими соседями СССР. В 1929 г. в Москве был подписан протокол между СССР, Эстонией, Литвой, Польшей, Румынией, Турцией и Ираном, предусматривающий отказ от применения силы при рассмотрении территориальных претензий. В начале 30-х гг. СССР заключил пакты о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Афганистаном, а также конвенцию об определении агрессора с малыми гос. Европы.
В это же время развивались связи СССР и с крупными капиталистическими государствами мира. До начала 30-х гг. основным полит и эконом партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. В 1929 г. удалось восстановить нормальные отношения с Великобританией, а в 1932 г. было подписано советско-французское соглашение о ненападении. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США.
Резкий поворот в международных отношениях произошел после прихода Гитлера к руководству Германией. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-полит соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора.
СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии.
В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных гос, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими гос. этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто. На Дальнем Востоке положение пришлось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халхин-Гола. Поэтому СССР решил, во-первых, попытаться максимально отодвинуть сроки втягивания его в новую мировую войну, а, во-вторых, избежать войны на два фронта. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Сталин и Гитлер договорились о разделе сфер влияния в Восточной Европе. 1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. СССР стал ее непосредственным участником с самого начала и до июня 1941 г. расширил свои границы за счет таких государств как Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Румыния.
30. Культурная революция как составная часть строительства социализма в СССР и ее первые итоги (1917-1920 –е годы ).
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии. Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства. Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны. В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты. Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.
31. Советская культура в 1930-е годы.
В 30-е гг. в культурной жизни страны произошли серьезные изменения. В практику жизни стало входить так называемое спецеедство, которое приводило к тому, что каждый специалист особенно с дореволюц прошлым рассматривался как враг. Советское гос. поощряло борьбу внутри слоя интеллигенции, поддерживая молодые кадры, воспитанные уже в советское время.
Так оно взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей, противопоставляя их остальной массе писателей. Были распущены различные литературные объединения, свободно существовавшие в 20-е гг., и преследовались писатели, чьи произведения публиковались за границей. Деятели Ассоциации художников революц Р. вели критику творчества художников-авангардистов, которых лишили возможности свободно работать. На места, освобождаемые старыми специалистами в вузах и научных учреждениях, выдвигали молодых выпускников советских вузов и техников. В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки.
Творчество деятелей культуры и науки стало оцениваться с точки зрения принципов «социалистического реализма» и «партийности». Тех из них, чье творчество отвечало данным принципам, советское руководство объединяло в творческие союзы и общества, награждало орденами и медалями, Сталинскими премиями, пайками и высокими зарплатами. В августе 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. После него стали массовыми тиражами издаваться произведения Горького, Толстого, Островского, Корнейчука, Н.Ф. Погодина. На страницах официальной печати широко пропагандировались имена Лысенко, Мичурина, Циолковского, Александрова. Заслуги некоторых из них перед отечественной наукой и культурой несомненны, но некоторые из них, такие как Лысенко, являлись лжеучеными.
Деятели культуры и науки, чье творчество не соответствовало указанным принципам, были подвергнуты необоснованной критике и многие из них были репрессированы. Произведения Платонова, Булгакова, Ахматовой, Цветаевой на долгое время исчезли из поля зрения советских людей. Закрывались театры, научные учреждения, запрещались научные школы и направления. Вырабатывался советский стиль архитектуры. Под руководством Кагановича была проведена «реконструкция» Москвы. На месте старой купеческой Москвы выросли современные высотные здания, были возведены дворцы, построен метрополитен. Однако все это делалось за счет уничтожения пямятников старины. В