Файл: Математика в музыке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФИ, дата рождения аккорд по дате звучание аккорд по ФИО характер, увлечения ВАН 24.08.2001 + звучание: + спокойная, занимается в музыкальной школе, гуманитарий + БАИ 14.06.2002 - звучание: - увлекается спортом (футбол), импульсивный, нравится математика - ДЕМ 17.05.2002 - звучание: - увлекается компьютерными играми, нравится математика - КФТ 28.11.2001 - занимается боксом 11 ФИ, дата рождения аккорд по дате звучание аккорд по ФИО характер, увлечения - звучание: - ГВВ 10.11.2002 + звучание: + ничем не увлекается, нравится математика + ЕАИ 09.08.2002 + звучание: - ничем не увлекается, нравится делать поделки своими руками - КАЭ 28.06.2002 + звучание: - занимается футболом, импульсивный, вспыльчивый - МАА 27.04.2003 + звучание: + занимается в театральном кружке + ПАА 15.03.2002 + звучание: + увлекается футболом, спокойный + 12 ФИ, дата рождения аккорд по дате звучание аккорд по ФИО характер, увлечения ЦЕС 02.07.2002 + звучание: + занимается в музыкальной школе + ЦЮО 02.10.2002 + звучание: + занималась в танцевальном кружке, увлекается пением + ЧАС 26.02.2002 + звучание: + занимается в музыкальной школе на хоровом отделении + ССС 17.01.2002 + звучание: + нравится рисовать, петь, танцевать + ФСА 17.12.2002 - звучание: + занимается несколькими видами спорта, любит слушать музыку - СИН 04.08.2002 + ничем не увлекается 13 ФИ, дата рождения аккорд по дате звучание аккорд по ФИО характер, увлечения - звучание: - ЛЮЮ 04.04.2002 + звучание: - ничем не увлекается + КИС 12.09.2002 - звучание: + занимается дзюдо, увлекается музыкой - ПЕС 14.03.2002 - звучание: - увлекается компьютерными играми - По результатам исследования дат рождений и имён одноклассники разделились на три группы: первая группа – все аккорды звучат гармонично (консонанс), вторая группа – все аккорды звучат негармонично (диссонанс), третья группа – аккорды звучат поразному. В первой группе семь участников исследования, пятеро из них увлекаются разными видами искусства – рисуют, поют, занимаются в театральных кружках или в музыкальной школе. Но в данную группу попало два человека, у одного из них звучание аккордов не совпадает с его увлечением (футбол), у другого пока нет никаких увлечений. Во второй группе, с негармонично звучащими аккордами, находятся 4 одноклассника, которые занимаются в спортивных секциях, увлекаются компьютерными играми и математикой. У семи одноклассников аккорды звучат по-разному, часть – гармонично, часть – негармонично. Это объясняется тем, что либо ребята еще не определились, что им 14 интересно, либо их интересы лежат в разных областях – танцы и спорт, спорт и музыка и т.п. Таким образом, мы видим, что переложив числовой ряд на музыку, получившиеся аккорды отражают особенности личности каждого исследуемог


Практическая часть

Меня заинтересовала такой вопрос: если математика и музыка теоретически связаны, то как это доказать на практическом примере? В этот момент к нам в голову пришла идея: а что, если попробовать выявить творческие способности человека с помощью нотной грамоты и даты рождения? Суть моего исследования заключалась в следующем:

  • У конкретного человека бралась полная дата рождения. ( к примеру, 24.02.2001)

  • Потом нумеровались ноты на нотном стане: до-0; ре-1; ми-2; фа-3; соль-4; ля-5;

си-6; до-7.

  • Дата человека переводилась на нотный стан. Таким образом, "музыка" нашего человека будет: ми; соль; до; ми; ми; до; до; ре.

  • Нажимаем на клавишах пианино все эти ноты сразу.

  • Делаем вывод: если получившийся аккорд звучит приятно и благозвучно, значит человек творческий; если же аккорд не благозвучен, то человек точен.

Я решила протестировать несколько человек

Как известно, дата – набор цифр. Мы переложим даты на ноты:

«до» – 0, «ре» – 1, «ми» – 2, «фа» – 3, «соль» – 4, «ля» – 5, «си» – 6, «до» – 7, «ре» – 8, «ми» – 9. У каждого человека получилось по одному аккорду:

Настя Б.

17.11.2005

ре-до-ре-ре-ми-до-до-ля

Настя В.

04.02.2005

до-ми-до-соль-ми-до-до-ля

Саша Г.

18.08.2005

ре-ре-до-ре- ми-до-до-ля

Кристина К.

05.05.2005

до-ля-до-ля- ми-до-до-ля

Соня К.

13.05.2005

ре-фа-до-ля- ми-до-до-ля

Даня О.

05.08.2005

до-ля-до-ре- ми-до-до-ля

Лиза П.

19.02.2005

ре-ми-до-ми- ми-до-до-ля

Лиза С.

20.07.2005

ми-до-до-до- ми-до-до-ля

Миша Р.

26.06.2005

ми-си-до-си- ми-до-до-ля

Кристина Е.

26.06.2005

ми-си-до-си- ми-до-до-ля

Полина Б.

17.04.2005

ре-до-до-соль- ми-до-до-ля

Лёша Б.

22.02.2004

ми-ми-до-ми- ми-до-до-соль

Оля М.

29.08.2005

ми-ми-до-ре- ми-до-до-ля


Были аккорды звучавшие гармонично и вовсе безобразное, резкое (в музыке гармоничное звучание тонов называют консонансом, а резкое звучание называется диссонансом).

В таблице, стоит знак « – », аккорд звучал негармонично, а значит, диссонанс. А если мелодично, то знак « + » – это консонанс. После того, как мы переложили даты рождения на аккорды, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека.

Методом опроса я выяснила, чем каждый ученик увлекается. Результаты отображены в таблице.

Благозвучные аккорды

Настя Б.

+

Нет увлечений

Настя В.

+

Нет увлечений, увлекается краеведением

Саша Г.

+

Занимается карате

Кристина К.

+

Танцует

Соня К.

+

Творческая личность, отличница

Даня О.

+

Рисует, успех в математике

Лиза П.

+

Танцует, рисует, успех в математике

Лиза С.

+

Нет увлечений

Лёша Б.

+

Играет в хоккей

Оля М.

+

Танцует, успех в учебе



Аккорды не звучат

Кристина Е.

-

Гимнастика, успех в математике

Миша Р.

-

Музыка, успех в математике

Полина Б.

-

Танцы, успех в учебе

Музыкальные задачи

1) Сколько четвертых в одном такте? (счет такта )

2) Чайковский был выдающийся композитором. Он родился в 1840 году. А умер в 1893 году. Сколько лет он жил? Прожил ли он больше пол века?

3) Найдите среднее арифметическое музыкальных инструментов. Если пианино весит 22 кг, а гитара 2 кг.

4) У трех друзей по 3 гитары из трех видов дерева: дуб , сосна и осина. Известно, что у первого друга 2 гитары из дуба, у другого 3 гитары из осины. Сколько гитар из сосны? Из какого материала гитар больше всего?


5) Какая нота стоит между до и ля?

6) Сколько разных способов существует, чтобы расставить 3 человека в трио?

7) Счет такта 2/4. Одна нота составляет 1/8, другая-1/4.Чему равна третья нота?

ОТВЕТ: 1) 1/4 + 1/8=3/8 2) 2/4 - 3/8 = 1/8.

9) Счет такта C (что в переводе на язык музыкантов- 4/4). В него входят две восьмые и четверть. Какова длительность оставшиеся ноты? ОТВЕТ:1/8 + 1/8 + 1/4= 2/4 - 1/2= 1/2, т.е половина.

13) Масса одной гитары - 11,2 кг. Это 1/100 от массы фортепьяно. Чему равна его масса? Найдите и округлите до десятков. ОТВЕТ: 11,2 : 1/100=1120(кг) 112(кг)

14) "ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ"

а) Возьмите ноту си. Прибавьте ноту. Вычтите две ноты.

Ответ: фа.

б) Была нота четверть. Поставили точку. Какая теперь нота получилась?

ОТВЕТ: половина.

с) Какие две ноты в фамилии Сидоров? ОТВЕТ: СИДОров. (си, до)

15) В такте две восьмые, одна четверть. Чему равен такт? Ответ:1/8+1/8+1/4=2/4

16) В музыке есть такие ноты, как шестнадцатые. Они равны половине восьмой.

Что такое две шестнадцатые? Ответ:1/16+1/16=2/16=1/8

Заключение

Изучив большое количество литературных и интернет-источников , я окунулась в мир информации и узнала о множестве фактов в области использования математических понятий в музыкальном мире. Интересна история вопроса. Оказывается, многие ученые прошлого делали попытку представить музыку как математическую модель. Одним из первых выразил красоту музыки с помощью чисел, а именно отношений, древнегреческий ученый Пифагор.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: для определения частоты нот используют обыкновенные дроби и действия над ними. Дробные числа также используются для обозначения тактов. Для обозначения нотных символов широко используются графики и системы координат (чисто математические понятия). Тона и полутона симметричны. Также симметрично расположение клавиш на клавиатуре.

Главный вывод, который я сделала: связь музыки с математикой - одна из древнейших. В самом широком смысле можно сказать, что весь мир - это музыка, потому что музыка - это математика. На подчиненность музыкальных структур математическим законам люди обратили внимание не одно тысячелетие назад. Их исследования показали, что многие вопросы, связанные с природой музыки и ее воздействием на человека могут быть описаны языком математики. В своей творческой работе мы выдвинули гипотезу о том, что любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности.


По изложенному в работе способу перевода из нот в числовой ряд следует, что наша первая часть гипотезы верна. Мы можем перевести любоемузыкальное произведение в числовой ряд. Способов перевода может быть несколько. В работе рассмотрены два: сложение устойчивых ступеней, произведение устойчивых ступеней. Однако, в ходе выполнения исследований музыкальных произведений выше перечисленными способами нами выявлено, что не каждый числовой ряд имеет какую либо математическую закономерность. Яркий пример тому произведение «Жігер», «Күй бұлбұл» кюйши Д.Нурпеисовой

Ч то касается обратной гипотезы: что числовой ряд можно переложить на музыку.

Предложенный нами способ также позволяет любой числовой ряд переложить на музыку. В своей работе мы провели исследование дат рождений одиннадцатиклассников и некоторых учителей. То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в наших исследованиях.

Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяет определенный тип способностей человека, необходимо большее количество исследуемых. Если в последующем при более глубоких и многочисленных исследованиях, наше предположение будет доказано, это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, где наиболее полно раскроется потенциал личности.

Закончу свое выступление словами известного философа, математика 19-20 вв. Бертрана Рассела «Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства». Рассмотрев математическую теорию музыки, мы глубже поняли и разобрались в том, что приятные для слуха различные музыкальные звуки подчиняются простым математическим законам, создавать музыку таким методом легко, владея математикой в рамках школьного курса и теорией музыки в объеме музыкальной школы. Но среди композиторов, применяющих математические концепции в музыке, преимущество всегда будет оставаться за теми, кто, помимо этих концепций, знает и другие методы композиции, а также в целом имеет большие способности и широкое музыкальное образование. Такое образование непременно включает в себя знания из разных областей математики, психологии и физики.