Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт Истории и Политики
Исторический факультет
Кафедра риторики и культуры речи
Реферат
на тему:
«Добрые духи и герои»
Выполнил:
Студент
106 группы
очного
отделения
Алиев Г. Д.
Проверила:
к. п. н., доц.
Савова М. Р.
Москва
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………2
Глава I. Добрые духи и герои…………………………………………………......3
Заключение…………………………………………………………..….…………8
Список использованной литературы………...…………………………………...9
Введение
Шумерская мифология является древнейшим фольклором, давшим начало развитию культуры сначала всей Месопотамии, а потом и всего мира.
Актуальность монографии. Она заключается в том, что она изучает нравственно-ценностные ориентиры этой культуры, которые определили дальнейшее развитие мировой культуры на несколько тысячи лет вперед.
Актуальность главы. В главе изучаются древнейшие архетипы героев народных сказаний, которые стали примерами для подражания для культур многих позже существующих народов и цивилизаций.
Сведения об авторе. Ю. В. Чмеленко – ассириолог, историк искусства, арт-консультант, Автор работ о мифах и медицине в древней Месопотамии. Член Международной Ассоциации Ассириологов (The IAA), Член Британской Ассоциации антикваров и арт-дилеров (BADA), Член Всероссийской Ассоциации Искусствоведов (AIS), Член Восточного Института Чикаго, США (Member of the Oriental Institute Museum of the University of Chicago). Структура монографии. Монография автора посвящена мифам древнего Шумера. Особое внимание уделено их влиянию на последующую культуру востока и запада. В работе Ю. В. Чмеленко анализируются письменные и вещественные памятники Двуречья, в которых отражены важнейшие сюжеты шумерских мифов: сотворение мира богом Энки, всемирный потоп и спасение Зиусудры, подвиги царя Гильгамеша, история судьбоносной птицы Анзуд, что позволяет сделать выводы о влиянии этой древнейшей культуры на процесс формирования более поздних культур Месопотамии и Европы.
Цель монографии. Рассказать о мифологии шумерской культуры, максимально восстановить систему космогонических представлений шумеров по более поздним вавилонским и ассирийским текстам и немногим, сохранившимся шумерским и аккадским источникам.
Цель реферата. Отразить содержание и структуры главы монографии Ю.В. Чмеленко «добрые духи и герои».
Структура реферата. Включает в себя введение, главу «добрые духи и герои», заключение и список использованной литературы.
Глава I. Добрые духи и герои
Первым человеком-героем в шумерской мифологии, конечно, по праву можно считать Адапу. Адапа – полубог-получеловек, смертный сын бога мудрости Эа. Он входил в общество Апкаллу (шум.) – первые семь человек-мудрецов, созданные Эа, чтобы научить людей вести цивилизованную жизнь: выращивать, жать и готовить хлеб, молоть зерна в жерновах, ловить рыбу, заниматься ремеслами, строить каналы, добывать огонь, строить города и государство. Адапа среди других прочих 6 человек Апкаллу был любимым и единственным сыном Эа. В древности Адапа считался также помощником в заклинаниях против насылающей болезни демонов. Мудрость Адапы долго почиталась в Месопотамии. Так ассирийский царь Синаххериб, чтобы подчеркнуть приверженность древним традициям, именовался «внуком премудрого — Адапой». Некоторые современные историки предполагают, что Адапа мог быть реальным обожествленным правителем-жрецом Эриду.
Однажды, когда Адапа ловил рыбу в море, случилось несчастье – его лодку перевернул Южный ветер, и разъярённый Адапа сломал ему крылья. Это было страшное преступление, ведь Южный ветер был порождением старшего бога неба Ану. Адапа был смертен, и должен был предстать перед судом за свои действия. Но не без содействия своего отца и его наставлений, он сумел избежать гнева верховного бога на встрече с богом Ану, на которую тот был вызван. Ану решил сыграть в игру и предложил Адапе божественных угощений и чистых, белоснежных одежд. Адапа помнил наставления отца, и знал, что это ловушка: сначала он отказался от угощений, однако потом не сдержался и одел белоснежные одежды и умастил себя божественным маслом. Проверку на вшивость смертный Адапа не прошел: он отказался от еды, но не устоял перед божественными одеждами и маслом, и Ану, разочаровавшись в Адапу, отправил его обратно на землю. Так кончилась его история. Смертному Адапе не удалось достичь бессмертия. Однако позже другому смертному человеку удалось обрести бессмертие.
Речь об одном из древнейших героев в шумерской мифологии, допотопного царя города Шуруппака – Зиусудре (шум.), он же Утнапишти (акад.), он же и Атрахасис (вавил.). История этого героя такова: Зиусудра царствовал в городе Шуруппаке, был набожен, благороден и благочестив, и тем отличался от простого люда, который своим недостойным поведением и бестактностью к священным ритуалам разгневал богов. Далее, по разным легендам, либо по этой причине, либо по простой прихоти, бог ветра Энлиль решает устроить великий потоп, и об этом замысле Зиусудра узнает от бога Эа – брата Энлиля, который решил рассказать царю все по секрету. В этой истории сразу прослеживается знакомый сюжет, который не раз повторялся в разные более поздние времена истории. Этот герой присутствует во мифологии многих других стран, в том числе Аккада и Вавилона, а также является прототипом библейского Ноя, который также построил ковчег по наставлению бога и спасся от всемирного потопа.
Важнейшим шумерским городом в период после Потопа стал Киш, лежавший на Евфрате примерно в 200 км выше Ура. Несмотря на свою древность, до Потопа Киш не выделялся среди прочих поселений. В эту эпоху самыми известными героями этого города становятся два царя одной династии, правивших в разные периоды Кишем: Этана и Агга. О каждом сюжете расскажем поподробнее.
Сюжет, посвященный царю Этане таков: царь I династии Киша, правивший 635 лет, не имел потомства. Это была большая проблема для него, и поэтому он обратился к богу солнца-Шамашу с просьбой помочь ему разрешить эту проблему. Шамаш рассказал царю, что на самом высоком покрове неба (в шумерской мифологии этих небес было целых семь) растет божественная трава, исцеляющая от всех болезней. Также он рассказал ему о божественном орле, который мог бы доставить царя на небеса на своей спине. Однако путешествие орла и Этаны закончилось трагично: у орла кончились силы и тот полетел камнем вниз, разбившись вместе с несчастным царем.
Таблички со следующим мифом были найдены экспедицией Пенсильванского университета в Ниппуре и датируются началом II тыс. до н. э., являясь, возможно, копиями более ранних шумерских текстов. Эта часть поэмы интересна тем, что в ней отсутствует упоминание о каких бы то ни было богах. По-видимому, это сказание можно рассматривать как историографический текст. История царя Агги и его войны с Гильгамешем такова: Агга был последним правителем I династии Киша, доминировавшей в Шумере после потопа. Видя конкуренцию Урука, где правил царь Гильгамеш, Агга отправил туда послов с требованием прислать жителей Урука на работы по рытью каналов в Киш. Гильгамеш обратился к совету старейшин своего города и те рекомендовали подчиниться. Тогда разочарованный Гильгамеш идет на собрание “мужей города” и те поддерживают его стремление освободиться от гегемонии Киша. Правитель Урука отказал послам. Агга осаждает Урук. Несмотря на зажигательные речи царя, в сердцах жителей Урука поселяется страх. Тогда Гильгамеш, обращаясь к героям города просит их выйти за укрепления и сразиться с царем Киша. На его призыв откликается главный советник Бирхуртурре, но как только он выходит за ворота, его хватают, истязают и приводят к Агге. Правитель Киша заводит с ним разговор. Тут другой герой Забардибунуга поднимается на стену. Увидев его, Агга спрашивает Бирхуртурре, не Гильгамеш ли это. Тот дает отрицательный ответ и люди Киша продолжают пытать Бирхуртурре.
Теперь на стену поднимается сам Гильгамеш и весь Урук замирает от ужаса. Узнав от Бирхуртурре, что это правитель Урука. До Агги доходят сведения, что боги признали Гильгамеша верховным правителем Шумера, и что Агге надо подчиниться ему. Агга сдерживает войска, готовые бросится в бой, и преклоняет перед ним колено. Гильгамеш выражает Агге благодарность и поэма заканчивается восхвалением спасителя Урука, правителя Гильгамеша.
В период приблизительно XVII века до н.э. начинается славная история города Урука, которым правил молодой царь Гильгамеш. Завоевал он царство в упорной борьбе, поскольку обладал неукротимым нравом и огромной нечеловеческой силой. Мог одной рукой укротить льва. Власть богов Гильгамеш не признавал, никого не слушал и принимал решения единолично, устрашая и терроризируя населения: брал всех женщин, которых хотел, а их мужей делал рабами на строительных работах. Правя городом, приказал однажды Гильгамеш возвести вокруг границ города оборонительную стену из камня. Строительством царь руководил безжалостно, чем довел жителей до полного изнеможения и вызвал их крайнее недовольство.
Не выдержав правления тирана, жители царства обратились к богам за помощью. Боги услышали жалобы людей и решили создать равного по силе человека, способного противостоять Гильгамешу. Так в окрестностях царства появился получеловек-полубык, божественное существо Энкиду, обладающий чудовищной силой могучий первобытный человек, который был сильнее Гильгамеша.
Энкиду выступил перед грозным царем, преграждая ему «путь к брачному ложе», и они схватились в жестоком поединке, громя и уничтожая все вокруг. Энкиду одолел неугомонного царя. Они восхитились друг другом, и с этого дня началась их крепкая дружба, а мать Гильгамеша приняла Энкиду как сына. Царь же, обретя нового друга, очень изменился, характер смягчился, свирепый гнев исчез, но жажда славы и подвигов не оставила его.
Энкиду, живя спокойно и счастливо в царстве под покровительством правителя и не нуждаясь ни в чем, стал постепенно угасать, его мышцы потеряли былую крепость, боевой задор исчез. Гильгамеш понял, что нужно спасать друга и необходимо событие, связанное с испытаниями и трудностями. Решил царь тогда совершить военный поход против страшного чудовища Хумбабы, жившего в кедровом лесу и охранявшего священные деревья. Отправились друзья в тяжелое странствие, сопряженное с нечеловеческими лишениями. В сражении с Хумбабой друзьям удалось одержать победу, чудище было уничтожено, кедры вырублены и выкорчеваны.
Гильгамеш, вернувшись со своим другом, победой и кедрами, неожиданно получил предложение от богини царства Урук - Иштар стать ее мужем и получить за это огромные богатства. Но царь ответил на предложение отказом. Тогда разгневанная богиня с помощью своего небесного отца послала на землю священного быка с целью погубить Гильгамеша. Царь и его верный друг вместе легко одолели животное, доказав свое могущество и показав великой богине свое превосходство. Однако их подвиги разгневали богов и по велению бога справедливости Энкиду смертельно заболел и через двенадцать дней скончался. До этого момента Гильгамеш жил, спокойно принимая смерть как неизбежность, как обычный случай в жизни людей. Погибнуть от меча противника и быть в памяти человечества героем считалась достойным для шумерского мужа, что сулило хорошим вердиктом на суде богов, и лучшей загробной жизнью. Он часто представлял себе будущее, когда его сын сидит на коленях Энкиду, а друг с гордостью рассказывает ему о ратных и славных подвигах отца. А сейчас, потеряв любимого друга, царь стал безутешен и отказывался осознавать факт смерти друга. Страх смерти стал преследовать его и во сне, и наяву, не давая ни минуты покоя. Вдруг он вспомнил, что в Шураппаке живет-царь Утнапишти, единственный смертный, удостоенный жить среди богов, и которому удалось обрести бессмертие. Гильгамеш принял решение отправиться к нему, чтобы выведать рецепт вечной жизни. Путь его был нелегким, но благодаря своему упрямому характеру, Гильгамеш, наконец, достиг цели похода. Но была другая проблема – царь ужасно устал во время похода, и на середине истории царя Утнапишти о том, как он обрел вечную жизнь, Гильгамеш потерял сознание. Заговоры и ритуалы жены Утнапишти помогли разбудить Гильгамеша через 10 дней. Чтобы тот смог спокойно вернуться домой, Утнапишти смилостивился и все же рассказал молодому человеку рецепт бессмертия. Он поведал ему о прекрасном цветке, который растет в пресной воде глубоко под землей и обладает силой возвращать молодость. Воодушевленный царь бросился на дно земли и добыл волшебное растение. Счастливый и окрыленный надеждами победить смерть, вернулся Гильгамеш на берег.
Пока Гильгамеш отдыхал от приключений, запах чудодейственного растения привлек змея. Змей выполз из норы и с жадностью проглотил сказочный цветок, а вернувшись в свое логово сбросил старую чешую и преобразился в молодую змею.