Файл: Добрые духи и герои.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гильгамеш расплакался из-за такого лишения, тогда он и понял, что в этом сражении со смертью он потерпел окончательное поражение. Он вспоминает о том, о чем ему постоянно напоминал Утнапишти: умереть ему суждено рано или поздно несмотря на божеское нутро. Он возвращается домой и видит, что стены, которые он приказал построить, возведены. Он гордится своей великой постройкой, своим городом, и делает вывод, что человеческая жизнь не бесконечна, но память о людях переживает века и сохраняется в сознании близких вечно. Это и есть бессмертие.

Легенда о бесстрашном царе и его преданном друге несет глубокий философский смысл, заключающийся в понятии верной дружбы, сочувствии, смирении, которые позволяют человеку преодолевать жизненные лишения и познать благородство своей души.

Второстепенными персонажами мифов по типу вышеописанных являются духи и божественные создания. Шумеры верили, что вокруг каждого человека постоянного идет борьба добрых и злых сил за его душу. Одним из представителей добрых сил является один из самых узнаваемых символов древнего востока, который использовался повсеместно по всей Месопотамии – это дух Шеду (акад.), крылатый бык с человеческой головой, который всегда сопровождал человека везде: на улице города, ночью во время сна, ночью во время пересечения пустыни, где обитали злые духи и опасные дикие животные (ведь когда человек покидал город, он лишался и покровительства местного почитаемого божества). Его культ был особенно распространен во времена шумерского государства во главе с III династией города Ура, и особенно в новоассирийской эпохе, когда вход ни одного правительственного учреждения не обходился без наличия его статуи. Также добрым сакральным помощником человека являлась фигурка – Адорант, представляющее собой маленькое каменное изваяние в позе молящегося человека, которая предполагалось как фигурка, которая будет вечно молиться за человека, пока тот занимается своими мирскими делами.

Злыми же божественными созданиями, противостоящими добрым, считались духи лилу и лилит, по преданию эти духи – это души людей, умерших насильственной смертью или которые умерли раньше срока. Этим объясняется и их характерное поведение – стремление вступать в сексуальную связь со смертными. Считалось, что в таком случае у людей рождались колдуны, уроды или демоны (демоны могли вселяться в людей, оставшихся без божественного покровительства, и нести беды и несчастья). Самым страшным демоном считался Намтар – демон смерти, который приходил за душами умирающих людей, чтобы увести их в царство мертвых, бога подземного царства – Нергала.


Нейтральным божественным же созданием является птица Анзуд – львица с телом орла. Она является посредником между миром богов и миром смертных. Увидеть ее считалось плохим предвестником – бед и несчастий. Ведь именно по приказу Энлиля именно она разорвала своими когтями небо, из которого потом хлынули ливни и грозы, тем самым фактически начав вышеупомянутый всемирный потоп.
Заключение

Вывод по главе: в шумерской мифологии герои и духи являли собой не исключительно положительных персонажей, а могли и иметь отрицательные черты, свойственные обычному человеку: горячность – беспредел царя Гильгамеша в его городе, компульсивность – убийство Хумбабы и небесного быка Иштар, мстительность – Адапа переломал крылья южному ветру, перевернувшего его лодку, страх перед смертью – страх перед смертью полубога-Царя Гильгамеша.

Необычайная сила и ум и способности даровались этим героям от богов: руки Гильгамеша были исполнены «небесного металла» – так называлось железо, добываемое в то время исключительно из метеоритных камней, падающих на землю (эти падающие камни считались ниспосланием богов), покровителями Гильгамеша были боги солнца и луны – Уту-Шамаш и Сину соответственно, которые сопровождали его в походах против Хумбабы, охранника кедрового леса, и затяжном путешествии до Зиусудры, к которому Гильгамеш шел в ночь через пустыню, ведь подобные затяжные походы считались заведомым самоубийством без покровительства богов. Также слово богов считалось непререкаемым, и фактически все дарованные человеку таланты и данные находились на полной санкции богов – Гильгамеш был на 2/3 богом, на 1/3 человеком. Когда суд богов решил лишить жизни Энкиду за убийство Хумбабы – их охранника кедрового леса, Гильгамеш не смог обжаловать это решение даже через своего покровителя Шамаша, поскольку большинство богов приняло решение не в пользу Гильгамеша. В общем, в шумерской мифологии добрые духи и герои представляют собой защитников и покровителей обычных людей, либо же недальновидных персонажей, которые вразумляются посредством испытаний и наказаний, посланных им богами.

Автор хорошо справилась с поставленной задачей главы. Монография Ю. В. Чмеленко отличается научной новизной ввиду анализа большого количества источников, рассмотрения историографии как отечественной, так и зарубежной. Можно сказать, что на сегодняшний день – это один из самых больших и основательных обобщающих трудов по шумерской мифологии, в главе о героях и духах подробно на основании источников описывающий религиозные, космогонические и политические представления шумерского человека на основе народных сказаний.


Список использованной литературы

1. Чмеленко Ю. В. Добрые духи и герои // Шумерские мифы. От всемирного потопа и эпоса о Гильгамеше до бога Энки и птицы Анзуд. – М., Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 208 с.

URL: https://www.rulit.me/books/shumerskie-mify (Дата обращения 20.05.2023)