Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их. Задания для самостоятельной работы Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 2.6

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об инновационных технологиях изучения естествознания в начальной школе, формирование умения применять их.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Составьте план осуществления проектной деятельности по естествознанКраеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества, имеет большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Оно включает в себя обширный материал по географии, истории. Основной задачей курса является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края.

Одним из методов обучения учащихся краеведению может быть метод проектов. Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В обучении географии краеведения метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.


Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников ипромежуточный контроль над работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Формирование умения обобщать и систематизировать информацию, полученную в процессе проектной деятельности на примере проекта “Прошлое и настоящее гербов города Екатеринбурга”

Цели и задачи:

  • дать общее представление о геральдике и гербах;

  • продолжить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;

  • содействовать формирования понятия “Малая Родина” на местном материале (знакомство с гербами города Екатеринбурга);

  • использовать умения и навыки учащихся, полученные на уроках информатики.

Познавательная деятельность

Умение создавать краеведческие проекты

Информационная деятельность

  1. Работа с учебными, научно-популярными текстами

  2. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

Организационная деятельность

  1. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

  2. Определение способов контроля и оценки деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Начало проекта.

Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и при необходимости получение дополнительной информации.

2. Планирование работы.

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.

3. Сбор информации.

Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта



4. Структурирование информации.

Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.

5. Расширение информации.

Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом,

6. Оформление результатов работы.

Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.

7. Презентация проекта.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Задание 2. Перечислите алгоритм действий при подготовке проекта урока.

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА УРОКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Формируемая профессиональная компетенция:

• способность проектирования и реализации урока «Окружающего мира». В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • • алгоритм действий по подготовке проекта урока;

  • • как оценивать проект урока и его реализацию; уметь

  • • проектировать и проводить урок «Окружающего мира» в соответствии с требованиями Стандарта;

  • • оценивать качество проекта урока «Окружающего мира» и его реализацию; владеть

  • • алгоритмом проектирования урока;

  • • приемами проведения урока (групповая работа, использование материальных средств и др.);

  • • технологией оценки качества урока.

Алгоритм действий по подготовке проекта урока

При составлении проекта урока возможны следующие варианты действий[1].

Вариант первый — за основу берется готовая разработка урока (в методических пособиях, «поурочниках»), на ее основе составляется собственный конспект без каких-либо существенных изменений по содержанию урока. Но и в этом случае возможна коррекция целей и задач урока, если они не соответствуют требованиям Стандарта. Вариант определения цели, задач (планируемых достижений) рассмотрен выше. Назовем этот уровень 
репродуктивным.

Вариант второй — за основу берется готовая разработка урока (в методических пособиях, «поурочниках»), на ее основе составляется собственный конспект с изменениями. Эти изменения могут быть связаны опять же с вопросом определения цели и планируемых достижений и коррекцией в связи с этим содержания урока. Но не только. Составитель конспекта может ввести в содержание урока элементы краеведения, усилить экологическую, здоровьесберегающую составляющую, ввести не означенный в разработке проблемный вопрос и т. п. Назовем этот уровень частично-поисковым.

Вариант третий — студент, учитель конструирует «собственный» проект урока. При этом могут быть использованы элементы различных авторских методик (опыты, практические задания, тексты), материалы детских энциклопедий, фрагменты компьютерных презентаций и т. п. Назовем этот уровень поисковым.

Непосредственную подготовку студента к уроку «Окружающего мира», составление проекта урока можно представить в форме последовательного выполнения следующих заданий.

1. Выберете авторскую программу, по которой будете разрабатывать проект урока, и ознакомьтесь с ее особенностями.

Как правило, урок разрабатывается и проводится на базе того или иного учебно-методического комплекта (УМК). Каждый УМК имеет свою специфику. Существующие технологии различны по степени трудности. Есть технологии, которые официально относятся к развивающим. Это технологии образовательных систем Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Эти системы относятся к элитарным и наиболее трудным в освоении. К началу изучения настоящего курса в полной мере освоить хотя бы некоторые авторские программы вряд ли возможно. Тем не менее, вникать в технологические особенности хотя бы двух-трех систем необходимо уже с самого начала. И предпочтение при этом следует отдавать именно развивающим технологиям, поскольку они изначально в большей степени приближены к современному образовательному стандарту.

Поэтому уже в период подготовки к первому уроку студенту предстоит решить принципиальный вопрос — по какой системе он будет составлять план-конспект урока и в последствии его реализовывать в рамках деловой игры или непосредственно в школе. Технологические особенности некоторых авторских курсов «Окружающего мира» в самом общем виде приводятся в приложении. Развернутая же характеристика с теоретическими основаниями, содержанием, преобладающими методами, со структурой урока и т. п. дается в объяснительных записках к программам, в соответствующих методических пособиях для учителей.


2. Выберите тему урока в школьном учебнике или в тематическом планировании, ознакомьтесь с его содержанием по учебнику, если посчитаете нужным, скорректируйте формулировку темы.

Например, вместо повествовательного варианта названия темы урока «Смена дня и ночи» возможен вариант в форме проблемного вопроса — «Отчего происходит смена дня и ночи?». Тема обобщающего урока «Вода в природе» начинает нести причинно-следственную и определенную эмоциональную нагрузку в формулировке «Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря!» и т. п.

Этот этап не имеет принципиальных различий для каждого варианта действий студента по составлению проекта урока.

3. Определите место рассматриваемой темы в общей структуре курса, выясните, какой материал, связанной с этой темой, изучался до и будет изучаться после.

Это необходимо для обеспечения преемственности рассматриваемых вопросов. Полученная информация может быть учтена при определении задач урока, содержании вопросов на этапе актуализации знаний. Это поможет четче представить, на каком уровне формируются знания — на уровне представлений, на уровне понятий или на уровне закономерностей. Формальным признаком здесь может быть следующий. Если в содержание урока тот или иной термин вводится впервые, то, как правило, это будет представление. Например, если на экскурсии дети впервые увидели почвенный разрез и узнали, что видимый верхний горизонт земли называется почвой, то здесь работа пока идет на уровне представления. В задачах (планируемых достижениях) этой экскурсии так и следует указать: «представление о почве района экскурсии» или «первичное представление о почве». В разработках занятий последующих уроков, где рассматривается почва, становится возможным использование термина «понятие».

Этот этап урока также не имеет принципиальных различий для каждого варианта действий студента по составлению проекта урока.

4. Определите цель и планируемые достижения.

В первом и втором вариантах, когда за основу берется авторская разработка урока, за основу и могут быть приняты цели и задачи урока в авторском варианте. Что касается «поурочников», обыкновенно составляемых