Файл: Правила для родителей " Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен". М. Монтессори.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Вот некоторые из решений, которые принимают родители:

 

· Пытаются ввести строгую дисциплину примерно так:» За это ты будешь сидеть дома» или « Опять сделал это… За это я никогда тебе ничего ни куплю»

 

· Договариваются с ребенком о разного рода поощрениях ( «Я буду платить тебе по 5 руб. за каждую хорошую отметку» или « Я разрешу тебе в выходные сходить в кино, погулять…,если будешь слушаться »)

 

· Читают нравоучения: «Вырывать страницы дневника плохо, ты не должен этого делать» или «Не смей так разговаривать с бабушкой!»

 

· Начинают осуществлять строгий контроль: «Я буду провожать тебя до школы, если ты будешь опаздывать на уроки» или «Я буду каждую неделю ходить к классному руководителю и узнавать о твоих оценках» и т.п.

 

· Устраивают беседы «по душам»: «Почему ты это хочешь делать? Давай обсудим» или «За что ты обижаешь маму, объясни причины»

 

· Посещают психологическую консультацию с ребёнком

 

· Обращаются за помощью к учителю

 

· Ведут вместе с ребёнком дневник его успехов и неудач, поощряют успехи, анализируют неудачи

 

(Обмен мнениями.)

Если хоть одна из проблем была решена вами, то вы сегодня могли бы поделиться опытом с остальными родителями.

 

(Учитель организует обмен опытом, называет проблемы ещё раз, просит высказаться родителей.)

 

5. Продолжение беседы ( родители знакомятся с результами анкеты)

Анкета для учащихся « Самостоятельный ли я?»( проводится заранее на классном часу)

 

 1.Ты всегда делаешь, то что тебе велят родители?

 

Всегда делаю – 4; Нет, никогда не делаю – 0

Иногда не выполняю (если родители этого не замечают) – 4

Иногда заставляют кушать, а я не хочу;

Меня заставляют чистить зубы, а я не хочу.

2. Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен

сделать сам?

Нет, за меня родители не делают, я всё делаю сам – 4;иногда -3;

За меня делают родители – 2;

За меня выполняют домашнее задание 1;

За меня убирают игрушки;

За меня рисуют рисунки -1;

3. Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?

Гулять –6 ; Ходить в магазин – 3;

Ходить в школу – 7; Делать уборку –6 ;

Готовить – 2; Выполнять уроки –8 ;

Разрешают всё –1 ; Ничего не разрешают — 5

 

4. Что тебе хочется делать самостоятельно?

Играть в компьютер –8 ; Гулять без родителей – 7;

Ходить самостоятельно из школы и в школу – 7;

Делать домашнее задание – 3; Готовить еду -6 ;


Вырезать бумажки –7; Разрешают всё!!! – 0

5. Нравится ли тебе, когда родители советуют как тебе поступить

в той или иной ситуации?

Мне нравятся советы родителей –7 ;

Родители всегда дают хорошие советы – 7;

Родители всегда правы – 6;

Я не знаю как поступить в некоторых ситуациях, советы нужны –6 ;

Мне нужны советы, потому что я могу придумать такую глупость! –7

Нет , мне не нужны советы взрослых – 4;

6. Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют

какую-то работу?

Хочется – 4; родителям трудно –5;

Это же родители – 6; Я их люблю – 8;

Вместе сделать работу быстрее – 8;

7. Как выражается благодарность за твою

помощь?

Благодарят словами – 7;

Купили книжку, шоколад – 0;

Разрешают играть в компьютер, смотреть

телевизор – 3;

Дают деньги – 1

8. Ты самостоятельный человек?

Самостоятельный – 6; Не самостоятельный – 2;

Я не самостоятельный человек, я плохо читаю - 1;

Иногда самостоятельный, иногда нет, потому что я могу

приготовить бутерброды, посидеть с братом, и мне не

разрешают гулять одному 3 ;

Я хочу стать самостоятельным, потому что мне мама постоянно

говорит что я ничего не могу - 4;

Я не самостоятельная, потому что я маленькая -1;

По жизни я самостоятельная -3;

Я на половину самостоятельный человек; я жарю яичницу, хожу по

магазинам, а вот из школы и в школу мне одному ходить не разрешают-4.

Родители дают советы долго и нудно –2 ;

Я не люблю советы мне их нужно писать, и я их могу забыть –2 ;

Иногда нужны, иногда нет – 5

 

Классный руководитель. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т.д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.

Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».



Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему? » Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

Ты опять не прибрал(а) в своей комнате.

Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно.

Как ты посмел уйти в гости без моего согласия.

Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз не забудь посоветоваться со мной

 

6. Тренинг для родителей.

Классный руководитель. Предлагаем вам выполнить задание. Попробуйте построить «Я высказывания» сами и научиться применять их в общении с ребёнком

(Пишут на листах)

 Продолжите высказывания.

Я чувствую себя…

1.____________________________________________________________2.____________________________________________________________3.____________________________________________________________

 

Я хочу…

 

1.____________________________________________________________

 

2.____________________________________________________________

 

3.____________________________________________________________

 

Я собираюсь…

 

1.____________________________________________________________

 

2.____________________________________________________________

 

3.____________________________________________________________

 

Ниже запишите три примера ваших «Я-высказываний», с которыми вы могли бы уже сейчас обратится к вашему ребенку:

 

1.____________________________________________________________

 

2.____________________________________________________________

 

3.____________________________________________________________

 


7. Продолжение беседы.

Классный руководитель.

В своей жизни ваш ребёнок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть и которые могут удивлять вас: решения о том, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и пр. Научитесь видеть своего ребенка, постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей, избавляйтесь от привычки все вопросы решать за своих детей. Конечно, это покажется вам очень трудным и, возможно, вызовет протест. Когда отдано на воспитание ребенка столько сил, времени и средств, страшно потерять достигнутое в случае неудачи. Особое внимание нужно уделить тому, что ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки. Не научившись нести ответственность (а не наказание) за свои поступки, решения, ребенок не научится и самостоятельности.


Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все измениться за неделю или месяц. Надо набраться терпения. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной. С чего же начать процесс самостоятельности? Прочитайте текст памятки.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

(воспитание самостоятельности).

1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенна у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом- выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.

3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы, предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.


5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре- это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т.д.).

7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе- это унижение для него, и для вас.

10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.