Файл: Учебнометодический комплекс для студентов психологопедагогического факультета специальности 101 02 01 Начальное образование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 50 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»
(05.01.1998 г.);
– Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»
(20.10.1994 г., в редакции Закона от 23.05.2000 г.);
– Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»
(18.06.1993 г., в редакции Закона от 14.07.2000 г.);
– Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» (12.11.2001 г.).
– Закон Республики Беларусь «О растительном мире» (14.06.2003 г.);
– Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности»
(09.01.2006 г.);
– Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности»
(09.01.2006 г.);
– Закон Республики Беларусь «О животном мире» (10.07.2007 г.);
– Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (20.07.2007 г.);
– Закон Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельно- сти» (14.07.2008 г.);
– Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (16.12.2008 г.).
Нарушение природоохранного законодательства в Республике Беларусь влечет за собой:
– дисциплинарную ответственность (понижение в должности, выводы, лишение премии);
– материальную ответственность (возмещение нанесенного ущерба);
– административную ответственность (штрафы, предупреждения, запреты, на- пример, закрытие предприятий);
– уголовную ответственность, предусматривающую обязательное возмещение ущерба, нанесенного природной среде.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 51 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Вопросы для самоконтроля:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Что такое международное экологической право? Его основной принцип и важ- нейшие источники?
2. В чем сущность природоохранного надзора? Для чего проводится экологиче- ская экспертиза и сертификация?
3. Кто осуществляет надзор за соблюдением природоохранного законодательства и контроль в области охраны окружающей среды?
4. На чем основывается законодательство Республики Беларусь об охране окру- жающей среды и рациональном использовании природных ресурсов?
5. Какая ответственность предусмотрена в Республике Беларусь за нарушение природоохранного законодательства?
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 52 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Тема 4. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
План
1.
Основные направления государственной политики в области охраны окружа- ющей среды и природопользования в Республике Беларусь.
2.
Планирование и прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси.
1. Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования в Республи- ке Беларусь
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь является рацио- нальное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. В «Национальной стратегии устойчивого социально-экономиче- ского развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» написано: «Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресур- сов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом национальной стратегии устойчивого развития». Его реализа- ция осуществляется путем разработки и проведения активной государственной эко- логической политики, основанной на интеграции, экологического, экономического и социального аспектов развития.
Главной целью государственной экологической политики Республики Беларусь является создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Для ее достижения предусматривается снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, повышение эффективности использования природ-
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 53 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть ных ресурсов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья со снижением негативного воздействия объектов размещения от- ходов на окружающую среду.
В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия плани- руется восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных.
В области землепользования главный акцент будет сделан на реализацию Нацио- нального плана действий по предотвращению деградации земель на 2016-2020 годы.
Направлениями рационального использования и охраны водных ресурсов ста- нут сокращение поступления загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также совершенство- вание механизма возмещения вреда, причиненного водным объектам.
Направлениями повышения эффективности использования минеральных ресур- сов станут внедрение современных технологий проведения геологоразведочных ра- бот, добычи и переработки полезных ископаемых, привлечение инвестиций в геолого- разведку и горнодобывающую отрасль, воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В целях максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот в ка- честве вторичных материальных ресурсов получит дальнейшее развитие система раздельного сбора и сортировки твердых коммунальных отходов. Предусматривает- ся поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку,
механическую и химическую обработку.
Внедрение современных технологий и технических средств в области гидроме- теорологии и мониторинга окружающей среды позволит обеспечить потреб- ности населения и государственных органов в качественных прогнозах и защитить общество и государство от опасных природных явлений.
Основные направления и принципы экологической политики определены Кон- ституцией Республики Беларусь и соответствующими законодательными актами в этой области. Создана определенная система органов государственного управления
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 54 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть природопользованием и охраной окружающей среды. В стране сложилась система планирования и реализации мероприятий по охране окружающей среды, совершен- ствуются нормативная и правовая база, а также экономический механизм природо- пользования.
Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотрудниче- ство по вопросам окружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, соглашениям, протоколам.
Проводимые в Беларуси меры по сохранению и улучшению окружающей среды создают предпосылки для реализации прав нынешних и будущих поколений на бла- гоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.
Стратегическими целями экологической политики Республики Бела- русь являются:
– создание благоприятной окружающей среды;
– улучшение условий проживания и здоровья населения;
– обеспечение экологической безопасности.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
– обеспечивать проведение эффективного природопользования, восстановление нарушенных природных экосистем;
– преодолеть негативные воздействие хозяйственной деятельности на экосистемы;
– проводить экологическую ориентацию общества, основанную на взаимосвязи экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого разви- тия государства;
– осуществлять внедрение стратегической экологической оценки прогнозов и программ, нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую среду проектных решений;
– обеспечивать равный доступа к природным ресурсам для физических и юри- дических лиц;
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 55 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– выполнять обязательства по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Решение указанных задач базируется на следующих основных принципах:
– соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
– ответственность за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов, нарушение законодательства Республики
Беларусь об охране окружающей среды;
– платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результа- те вредного воздействия на окружающую среду;
– единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, об- щества и государства;
– открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
Гармонизация отношений общества и природы благодаря развитию хозяйствен- ной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды важная составляющая эколого-экономического развития любого государства. Эко- номическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды долж- но быть направлено на интеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов – поощрение за снижение вредного воздействия на окру- жающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных с эко- логической точки зрения видов деятельности.
2. Планирование и прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси
Важное значение в системе государственного природопользования принадлежит планированию и прогнозированию природоохранной деятельности, и рациональному использованию природных ресурсов. Огромное значение приобретают заблаговре-
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 56 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть менное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окру- жающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых опреде- ляется экологическая стратегия развития государства. Такой прогноз предполагает определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной дея- тельности человека на окружающую среду, рассматриваемой как важнейшее усло- вие жизни людей и устойчивого экономического роста. Предприятие, физическое или юридическое лицо обязательно возмещают ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, несут материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.
Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды закреплен в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992, статья 15).
Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (про- гнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах,
разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом «О государственном про- гнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бе- ларусь» (05.05.1998 г.). Согласно этого Закона, ответственность за достоверность информации и своевременность ее представления в соответствии с законодатель- ством Республики Беларусь несут Республиканские органы государственного управ- ления, местные исполнительные и распорядительные органы, представляющие ин- формацию для государственного прогнозирования социально-экономического раз- вития Республики Беларусь (ст. 7).
В Республике Беларусь разработана Государственная научно-техническая про- грамма «Природопользование и охрана окружающей среды» (ГНТП «Природополь- зование»). Главной целью этой программы является обоснование научных и техни- ческих решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны соб- ственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосбере- гающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экосистемы.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 57 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
В Республике Беларусь спецификой эколого-экономического планирования яв- ляется поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В целях минимизации послед- ствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий,
загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на по- страдавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельскохозяйственных уго- дий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важ- ное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспе- чению радиационной безопасности загрязненных территорий.
Объектами природоохранного планирования и прогнозирования являются от- дельные природные комплексы и экосистемы. Составлена «Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья» (1995), утверждены «Схема рацио- нального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Бела- русь» (13.03.1995) и «Схема национальной экологической сети» (13.03.2018). Их ос- новная цель – сохранение природных комплексов и биоразнообразия Беларуси.
Природоохранное планирование и прогнозирование осуществляется на террито- риальном и отраслевом уровнях.
Территориальное планирование и прогнозирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производи- тельных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы и прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими террито- риальными исполнительными органами управления с участием общественных эко- логических организаций. Составлены областные, районные, городские программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Нацио- нальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промыш-
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 58 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть ленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природо- охранных мероприятий.
Отраслевое природоохранное планирование и прогнозирование проводится министер- ствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основ- ными показателями территориального планирования и связано, главным образом, с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.
Созданная в Республике Беларусь система планирования и прогнозирования при- родоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов способствует разработке мероприятий по охране окружающей среды, их сбаланси- рованности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь.
2. Что является стратегическими целями экологической политики Республики
Беларусь? Какие задачи необходимо решить для достижения этих целей?
3. В чем состоит роль планирования и прогнозирования природоохранной дея- тельности и рационального использования природных ресурсов в Беларуси?