Файл: Учебнометодический комплекс для студентов психологопедагогического факультета специальности 101 02 01 Начальное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 59 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1, 2. Охрана и рациональное использование атмосферного воздуха
Цель: систематизировать и расширить знания студентов об охране и рациональ- ном использовании атмосферного воздуха, правовых аспектах охраны и рациональ- ного использования атмосферного воздуха.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение воздуха в природе и жизни человека.
Практическая работа «Определение концентрации углекислого газа в аудитории».
Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий.
Ход работы:
1) Определите объем аудитории. Например, длина аудитории – 10 м, шири- на – 5 м, высота – 3,5 м, объем – 10 м × 5 м × 3,5 м = 175 м
3 2) Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л углекислого га- за в час, а при активной деятельности – 40 л в час. Возьмите среднее значение – 30 л в час.
3) В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определите объем воздуха,
который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час × 1,5 час ×
25 чел = 1125 л.
4) Пересчитайте объем образовавшегося углекислого газа из литров в м
3
Известно, что 1 л составляет 0,001 м
3
. 1125 л × 0,001 м
3
= 1,125 м
3

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 60 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
5) Концентрацию углекислого газа рассчитайте так: объем образовавшегося углекислого газа поделить на объем аудитории и результат умножить на
100 % – 1,125 м
3
: 175 м
3
× 100 % = 0,64 %.
6) Предельно допустимая концентрация для углекислого газа составля- ет 1 %, но уже 0,1 % при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
7) Сделайте вывод о санитарно-гигиенических нормах предельно-допустимой концентрации (ПДК) углекислого газа в аудиториях во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
2. Рациональное использование атмосферного воздуха.
3. Презентация и обсуждение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов природоохранной тематики, разработанных студентами (список при- мерных тем приведен в приложении А
).
4. Законодательство Республики Беларусь о сохранении и рациональном исполь- зовании атмосферного воздуха, и ответственность за правонарушения в этой области (см.
приложение Б
).
Литература к занятию
1. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М. : ООО «Изд-во Оникс», 2007. –
С. 22–34.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Глава 10.
Административные правонарушения против собственности (
приложение Б
).
3. Константинов, В. М. Охрана природы: Учеб. пособие / В. М. Константинов. –
М. : Издат. центр «Академия», 2000. – С. 49–72.


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 61 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
4. Конституция Республики Беларусь (с измен. и дополнениями от 24 ноября
1996 г.). – Минск : Беларусь, 1997. – 94 с.
5. Родькин, О. И. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / О. И. Родькин,
В. Н. Копиця. – Минск : Беларусь, 2010. – С. 68–83.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Раздел IX. Преступления против эко- логической безопасности и природной среды (
приложение Б
).
7. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / А. А. Челноков,
Л. Ф. Ющенко. – Минск : Выш. школа, 2006. – С. 55–59.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

JJ
II
Страница 62 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Практическое занятие № 3. Охрана и рациональное использование вод
Цель: систематизировать и расширить знания студентов об охране и рациональ- ном использовании воды, правовых аспектах охраны и рационального использова- ния воды.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение воды в природе и жизни человека.
Практическая работа «Определение кислотности выпавших осадков».
Цель: научиться определять кислотность осадков.
Ход работы:
1) Соберите в стеклянные флаконы пробы выпавших осадков.
2) Запишите дату выпадения осадков, место взятия пробы и направление ветра во время выпадения осадков.
3) С помощью универсальной индикаторной бумаги установите показатель кислотности (рН). Полоску индикаторной бумаги опускают в пробу и сравнивают окраску намоченного участка со шкалой, которая прилагает- ся к набору полосок. На шкале обозначены значения рН растворов, соот- ветствующих возникшей окраске. Серовато-зеленая окраска (рН = 7,0) –
нейтральная среда, потемнение полоски – щелочная среда, покраснение –
кислая.
4) Сделайте соответствующий вывод.
2. Рациональное использование воды.
3. Презентация и обсуждение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов природоохранной тематики, разработанных студентами.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 63 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
4. Законодательство Республики Беларусь о сохранении и рациональном исполь- зовании воды, и ответственность за правонарушения в этой области (см.
при- ложение Б
).
Литература к занятию
1. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М. : ООО «Изд-во Оникс», 2007. –
С. 34–43, 163–169.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Глава 10.
Административные правонарушения против собственности (
приложение Б
).
3. Константинов, В. М. Охрана природы: Учеб. пособие / В. М. Константинов. –
М. : Издат. центр «Академия», 2000. – С. 75–97.
4. Конституция Республики Беларусь (с измен. и дополнениями от 24 ноября
1996 г.). – Минск : Беларусь, 1997. – 94 с.
5. Родькин, О. И. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / О. И. Родькин,
В. Н. Копиця. – Минск : Беларусь, 2010. – С. 54–66.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Раздел IX. Преступления против эко- логической безопасности и природной среды (
приложение Б
).
7. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / А. А. Челноков,
Л. Ф. Ющенко. – Минск : Выш. школа, 2006. – С. 72–78.


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 64 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Практическое занятие № 4. Охрана и рациональное использование почв, недр и ландшафтов
Цель: систематизировать и расширить знания студентов об охране и рациональ- ном использовании почв, недр и ландшафтов, правовых аспектах охраны и рацио- нального использования почв, недр и ландшафтов.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль почвы, природных ландшафтов, полезных ископаемых и минералов в жизни человека.
2. Рациональное использование почв, недр и ландшафтов.
3. Презентация и обсуждение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов природоохранной тематики, разработанных студентами.
4. Законодательство Республики Беларусь о сохранении и рациональном исполь- зовании почв, недр и ландшафтов, и ответственность за правонарушения в этой области (см.
приложение Б
).
Литература к занятию
1. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М. : ООО «Изд-во Оникс», 2007. –
С. 43–48.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Глава 10.
Административные правонарушения против собственности (
приложение Б
).
3. Константинов, В. М. Охрана природы: Учеб. пособие / В. М. Константинов. –
М. : Издат. центр «Академия», 2000. – С. 100–134, 185–194.
4. Конституция Республики Беларусь (с измен. и дополнениями от 24 ноября
1996 г.). – Минск : Беларусь, 1997. – 94 с.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 65 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Раздел IX. Преступления против эко- логической безопасности и природной среды (
приложение Б
).
6. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / А. А. Челноков,
Л. Ф. Ющенко. – Минск : Выш. школа, 2006. – С. 62–72, 83–86.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 66 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Практическое занятие № 5, 6. Охрана и рациональное использование растительного и животного мира
Цель: систематизировать и расширить знания студентов об охране и рациональ- ном использовании растительного и животного мира, правилах природоохранного поведения, правовых аспектах охраны и рационального использования раститель- ного и животного мира.
Вопросы для обсуждения:
1. Красная книга и особо охраняемые природные территории в сохранении рас- тительного и животного мира.
2. Законодательство Республики Беларусь о сохранении и рациональном исполь- зовании растительного и животного мира, и ответственность за правонаруше- ния в этой области (см.
приложение Б
).
3. Правила природоохранного поведения:
– не повреждайте ветки и кору деревьев и кустарников;
– не повреждайте ягодные кустарники и не срывайте их с корнем;
– не рвите цветы;
– не сбивайте ногами несъедобные грибы;
– берите с собой на группу хотя бы один большой плотный пластиковый мешок;
– не разоряйте муравейники;
– не ловите насекомых и других животных, не уносите их домой;
– не рвите паутину и не уничтожайте пауков;
– не трогайте птичьи гнезда, не подходите к ним близко;
– не трогайте птенцов ни в гнезде, ни на земле;
– не убивайте лягушек, жаб, змей, птиц и других животных;


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 67 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– старайтесь ходить по тропинкам тихо и осторожно;
– не жгите костры и не оставляйте мусор;
– не оставляйте надписи на природных объектах.
Предложите свои (дополните вышеизложенные) правила природоохранного поведения.
4. Презентация и обсуждение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов природоохранной тематики, разработанных студентами.
Литература к занятию
1. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М. : ООО «Изд-во Оникс», 2007. –
С. 148–162, 169–175.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Глава 10.
Административные правонарушения против собственности (
приложение Б
).
3. Константинов, В. М. Охрана природы: Учеб. пособие / В. М. Константинов. –
М. : Издат. центр «Академия», 2000. – С. 136–183.
4. Конституция Республики Беларусь (с измен. и дополнениями от 24 ноября
1996 г.). – Минск : Беларусь, 1997. – 94 с.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Раздел IX. Преступления против эко- логической безопасности и природной среды (
приложение Б
).
6. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / А. А. Челноков,
Л. Ф. Ющенко. – Минск : Выш. школа, 2006. – С. 78–83.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 68 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Практическое занятие № 7, 8. Экологический мониторинг.
Биоиндикаторы
Цель: систематизировать и расширить знания студентов об экологическом мони- торинге и биоиндикаторах.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие экологического мониторинга.
2. Биоиндикаторы. Мониторинг с помощью биоиндикаторов (информация о био- индикаторах представлена в приложении В
).
3. Национальная система мониторинга окружающей среды.
4. Презентация и обсуждение внеклассных мероприятий и исследовательских проектов природоохранной тематики, разработанных студентами.
Литература к занятию
1. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М. : ООО «Изд-во Оникс», 2007. –
С. 175–188.
2. Константинов, В. М. Охрана природы: Учеб. пособие / В. М. Константинов. –
М. : Издат. центр «Академия», 2000. – С. 72–73, 98–99.
3. Родькин, О. И. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / О. И. Родькин,
В. Н. Копиця. – Минск : Беларусь, 2010. – С. 84–99.
4. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / А. А. Челноков,
Л. Ф. Ющенко. – Минск : Выш. школа, 2006. – С. 123–127.