Файл: Анатомофизиологические особенности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В преддошкольном и дошкольном периодах мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.
Слух у дошкольников хорошо развит. Ребенок воспринимает не только громкость, но и высоту, мелодичность звука.
Появляется способность воспроизводить мелодию сначала голосом, а затем и на музыкальных инструментах.
Дошкольник обладает развитым обонянием и хорошим восприятием вкуса. Вкусовая чувствительность с возрастом увеличивается, причем особенно интенсивно этот процесс происходит в возрасте 2—6 лет.
-
Особенности роста и развития ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.
Преддошкольный период: с 1 года до 3-х лет.
Затем наступает дошкольный период жизни ребенка - от 3 до 7 лет.
Замедление массы тела и роста. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела – 5 см в год. Происходит изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук – в 2,5 раза, ног – в 3 раза. Наблюдается относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями.
Интенсивное нарастание мышечной массы. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости – «завоевание карандаша».
Нарастающая двигательная активность, совершенствование ходьбы, овладение бегом, ходьбой по наклонной плоскости, дальнейшее совершенствование движений руки. Повышение работоспособности, бодрствование без утомления до 6-, 6,5 часов.
Масса тела в 1 год составляет в среднем 10 кг +/- 3.
От 1 года до 5 лет: М д = 10+ 2N, где N – число лет ребенка;
в 5 лет масса тела в среднем равна 20 кг +/- 6;
Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см+/- 4 см.
От 1 года до 5 лет: Lд =75+5 N, где N – число лет ребенка.
В 5 лет длина тела 110 см +/- 6 см.
Окружность головы.
До 5 лет увеличивается по 1 см в год, в 5 лет – 50 см, затем увеличивается по 0,5 см.
Окружность груди.
С 1 года до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год.
-
Показатели НПР детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Преддошкольный и дошкольный возраст - это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.
Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций. Закладывание основ интеллекта. Развитие речи. Речь становиться основным средством общения со взрослыми и детьми.
Преддошкольный период.
На 2-м году 8-10 слов в месяц. На 3-ем – 50-60 слов. От 2,5 до 3-х лет словарный запас – 1200-1500 слов. Речь простыми фразами. Ребенок легко повторяет услышанные фразы.
Быстрое развитие памяти. Изучение признаков предмета – исследовательское поведение. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности.
Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности.
Избирательное отношение к детям.
В 2,5 – 3 года ребенок запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна. Появляются элементы ролевой игры.
Центральным образованием 3-летнего ребенка является система «Я».
Любопытство – мотивирующая сила для умственного развития.
Очень важно для умственного развития ребенка появление вопросов: «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?».
Ведущие линии развития.
1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев – обобщение предметов по существующим признакам. Изобразительная и конструктивная деятельности. Игровая деятельность.
Оценка нормального развития в 3 года:
-
умение правильно говорить -
различать основные цвета -
играть, конструировать, изображать -
свободно двигаться -
навыки самостоятельности
Хороший показатель развития речи – наличие вопросов: «Что?», «Где?», «Куда?».
Дошкольный период.
Характерно преобладание эмоций, к концу периода их сдержанность. Совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта. Происходит утончение и углубление чувств (красота природы, радость творчества). Склонность к фантазии. Видеть в предметах не то, что в них есть, а то, что желательно ему, и если окружающие не верят – «уход в себя».
Характерно развитие самостоятельности и независимости, формируется самолюбие. Одна из причин возникновения упрямства – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы. Самосознание «Я».
Ведущая линия развития:
-
Игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность. -
Исследовательская деятельность – овладение новым объектом.
Ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.
Конец дошкольного периода (6-7 лет) – очень важный период в жизни ребенка, и это связано с наступлением школьной зрелости. К этому моменту ребенок становиться более сдержанным в проявлении своих чувств, игровые интересы сменяются познавательными.
Способность сосредоточиваться достигает в 4 года 15 минут, в 5-6 лет уже 30-40 минут.
К 7 годам «логическая способность» достигает 80% максимально возможной.
Оценка школьной зрелости.
Ребенок готов к поступлению в школу, если у него выпал первый молочный зуб.
Второй простой тест – способность правой рукой через голову достать мочку левого уха.
Следующий тест – Керна – Ирасика – рисунок человека или срисовывание короткой фразы из трех слов, срисовывание группы точек. Ребенок 4-5 лет рисует человека из элементов (голова, туловище, руки, ноги), а на 6 году – еще волосы на голове, уши, глаза, рот и пальцы на руках и ногах.
Возраст, лет | Развитие речи | Сенсорное развитие | Игровая деятельность | Моторика, навыки самообслуживания |
1,5 | Словарный запас 10-15 слов. | Ориентация в 2-х контрастных величинах предметов и 3-4 формах предметов. | Воспроизведение ранее разученных и отдельных часто наблюдаемых действий. | Длительное хождение, перешагивание через препятствия, лежащие на полу. Самостоятельный прием пищи. |
2 | Словарный запас - 200-300 слов. Появление предложений из 2-3 слов. Употребление местоимений. | Ориентация в 3-4 контрастных величинах предметов. Подбирание по образцу и слову 3-4 цветов. | Воспроизведение ряда последовательных действий. | перешагивание через препятствие высотой 10 см. Частичное самостоятельное одевание (трусы, шапка, ботинки) |
2,5 | Словарный запас 400-600 слов. Произношение сложных (более 3-х слов) предложений, употребление местоимения и прилагательных, ответы на вопрос «где?», «куда?» | Подбор по образцу геометрических фигур | Приобретение сюжетного характера игры, постройки и присвоение названия им. | Полное одевание, но без застегивания пуговиц и завязывания шнурков. |
3 | Словарный запас 800-1000 слов. Произнесение сложных придаточных предложений, числа имен существительных (единственное, множественное), времен глаголов (прошедшее, настоящее, будущее время) | Распознавание 4 основных цветов. Рисунки в стадии бесформенных изображений с присвоением им названия. | Полное овладение сюжетной игрой. | перепрыгивание через препятствия, застегивание пуговиц. |
Возраст, лет | Развитие речи | Игровая деятельность | Мышление | |
4 | Словарный запас 1500 слов. Использование сложносочиненных и вопросительных предложений. Начало процесса словотворчества. | Активное освоение ролевой игры. Стремление к играм с другими детьми. | Развитие непроизвольной памяти. Преобладание наглядно-действенного мышления. Начало формирования схематических изображений на рисунках. | |
5 | Словарный запас 2000 слов. Появление обобщающих слов. Активное словотворчество. Начало развития контекстной речи (может составить рассказ из нескольки предложений по картинке). | Полное освоение ролевой игры. Умение играть с другими детьми. | Формирование произвольной памяти. Начало перехода к наглядно-образному мышлению. Рисунки в стадии схематических изображений. | |
6 | Словарный запас 3500 слов. Освоение всех фонематических (произношение всех звуков), орфоэпических (овладение грамматическими конструкциями родного языка) и интонационных норм родного языка. | Появление усложненных ролевых игр с правилами. | Формирование наглядно-образного мышления. Длительность произвольного внимания 10-12 минут. Формирование правдоподобного изображения на картинках. | |
7 | Сформированность контекстной речи (может составить рассказ по картинке с отображением прошедшего, настоящего, будущего) | полное освоение ролевых игр с правилами. Умение играть с другими детьми, адекватное восприятие оценки результатов игры. | Сформированность наглядно-образного мышления, начало формирования словесного мышления. Длительность произвольного внимания 15-20 минут. Психофизиологическая готовность к систематическому обучению. |
- 1 2 3
Особенности адаптации ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Достаточно серьезной проблемой в преддошкольном и дошкольном возрасте является поступление ребенка в дошкольное учреждение, посещение им различных подготовительных групп, групп гармоничного развития.
Стремление как можно раньше отдать ребенка в дошкольное учреждение (ясли, детский сад) не может считаться оправданным, особенно если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения в развитии.
В преддошкольном возрасте очень велика привязанность ребенка к матери, беспокойство при разлуке с ней сохраняется у девочек до 2,5, а у мальчиков — до 3,5 лет, поэтому нецелесообразно отделение ребенка от матери по крайней мере до 2 лет, когда велика угроза невротизации ребенка, которая может проявляться не только беспокойством при разрыве сложившегося эмоционального контакта, но и страхом при посторонних, незнакомых взрослых.
До этого возраста разлука с матерью наносит серьезную травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в развитии ребенка, способным привести к утрате некоторых навыков (двигательных, гигиенических) и некоторой задержке психического развития.
Поэтому, если ребенок не оторван от матери в более раннем возрасте (до 6 месяцев), следует дождаться возраста, когда привязанность к матери не будет носить ярко выраженного зависимого характера, когда уменьшится беспокойство во время ее отсутствия, обусловленное формирующимся чувством собственного я, а контакты с незнакомыми взрослыми не будут сопровождаться настороженностью.
Как правило, это наступает в возрасте после 2 лет. Но если мать имеет возможность уделять ребенку достаточное внимание и стремится к этому, то весьма полезно и целесообразно отложить посещение детского дошкольного учреждения на полгода (у девочек) или даже на год (у мальчиков).
В этом возрасте домашнее воспитание, при условии достаточного общения со сверстниками, является более предпочтительным для психического развития ребенка.
Несколько более благоприятным для ребенка может оказаться посещение различных групп гармоничного развития, особенно если на занятиях присутствует кто-то из знакомого ему окружения.
Дети, впервые поступающие в детское дошкольное учреждение, сталкиваются с необходимостью адаптации к детскому коллективу, и не всегда эта адаптация происходит успешно: у многих детей нарушаются сон, аппетит, они становятся раздражительными, плаксивыми.